Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
рабочая программа на тему

         Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и  внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование урочной и внеурочной деятельности. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,  повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

         Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Школа использует оптимизационную модель внеурочной деятельности.  

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vd_dlya_1-4_klassov.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Принято на заседании                                                       «Утверждаю»  

                педагогического совета                                                    Директор МБОУ

                протокол № ___от                                                             «Чернышевская СОШ»

                «__»________20__г                                                           _______/Митряева Е.Н/

                                         

                                                                                                     

Программа

 внеурочной деятельности (начальное звено)

 в условиях реализации ФГОС начального общего образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернышевская   средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

на 2016-2021 годы.

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Цели и задачи.

3.Принципы программы.

4. Специфика программы внеурочной деятельности характеризуется

5. Направления и виды внеурочной деятельности

6. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям

7. Содержание и формы организации внеурочной деятельности

8. Условия реализации программы.

9. Кадровое обеспечение.

10. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

11.Материально-техническое обеспечение:

12.Взаимодействие по организации внеурочной деятельности

13.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

14.Ожидаемые результаты

15.Заключение

16.Методическое сопровождение

17. Приложение

   

 

Программа внеурочной деятельности МБОУ «Чернышевская СОШ» обеспечивает введение в действие и  реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

При разработке программы использовались следующие документы:

● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);

● СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.

 

  1. Пояснительная записка

        Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и  внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование урочной и внеурочной деятельности. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,  повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

        Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Школа использует оптимизационную модель внеурочной деятельности.  

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме спортивных секций, соревнований, клубов, экскурсий, олимпиад, военно – спортивных игр, кружков, творческих объединений, поисковых операций,  посещений концертов, спектаклей, выставок, круглых столов, дискуссий, детских общественных организаций, проведении акций,  движений, социально значимых проектов, школьных научных обществ; исследовательских проектов, индивидуально– групповых занятий (ИГЗ); индивидуально- групповых консультаций (ИГК) и т. д.

Кружки художественного творчества, экскурсии, классные часы, концерты, спектакли, выставки, социальные проекты, экскурсии, кружки, круглые столы, КВНы, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.  Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучают материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

                Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

                Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

 В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребенок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Воспитательная система школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Программа может быть изменена и дополнена в связи с учётом возможностей и потребностей школы.

  1. Цель и задачи внеурочной деятельности

  Цель: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно  с семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  8. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  10. Организация информационной поддержки учащихся.

11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
          12. Компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

  1. Принципы организации внеурочной деятельности учащихся

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  2. Принцип научной организации.
  3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
  4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
  5. Принцип целостности.
  6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
  7. Принцип личностно-деятельностного подхода.
  8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
  9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.
  10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
  11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
  12. Принцип        вариативности,        предусматривающий        учет        интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.
  13. Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов  и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

Внедрение Программы внеурочной деятельности рассматривается в её непосредственной связи с Программой воспитательной работы школы и способствует реализации цели и задач воспитательной системы школы. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • Традиции и особенности  школы.
  • Опора  на ценности воспитательной системы школы.
  • Свободный  выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
  • Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
  • Особенности образовательных программ кружков и секций.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в стали:

  • Запросы  родителей, законных представителей;
  • Приоритетные  направления деятельности школы;
  • Интересы  и склонности педагогов;
  • Возможности  образовательных учреждений дополнительного

      образования.

  1. Специфика программы внеурочной деятельности характеризуется

  1. Преобладанием эмоционального аспекта над информативным;
  2. Определяющим значением практической стороны знаний, т.е. содержание внеурочной деятельности, направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков;
  1. Объединением возможностей общего и дополнительного образования, организаций культуры и спорта при организации внеурочной деятельности;
  2. В период каникул организацией отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе школы.
  3. Индивидуальные формы работы с обучающимися могут быть представлены как в урочном технологическом цикле, когда индивидуальный подход выделяется как целевая установка урока, так и во внеурочной, когда ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога.
  4. Привлечением к подготовке, организации и проведению внеурочных  занятий и мероприятий наиболее заинтересованных родителей и социальных партнёров школы.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной начальной школы.

Работа школы в условиях ФГОС позволяет упорядочить жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.00 до  15:00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

  • организация горячего питания;
  • обязательное пребывание учащихся на воздухе;
  • активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

При организации внеурочной деятельности учитываются возможности общего и дополнительного образования, организаций культуры и спорта и осуществляется образовательная деятельность по программам дополнительного образования детей, реализуются совместные программы и проекты, дела и акции, направленных на решение воспитательных задач.

Школа осуществляет сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждениями района, а также с представителями общественности.

Режим работы в 1-4 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на обед и динамическую паузу; во второй половине дня ученики  посещают кружки. В течение всего дня с детьми находится классный руководитель, который  регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и  демонстрировать  уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся как в отдельных классах, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования (за 4 года обучения);
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования (за 5 лет обучения);
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования (за 2 года обучения).

План предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися (не менее 2 часов и не более 10 часов в неделю на ученика), так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, фестивали, акции, походы, экскурсии, соревнования и т. п.)

Каждый из модулей предполагает организацию определенного направления внеурочной деятельности и направлен на решение своих педагогических задач.

 

5.Направления и виды внеурочной деятельности

-Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

- Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

- Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время.

- Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

- Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

- Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

 - Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

Количество часов в неделю

Классы

Направления

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

2

2

2

2

8ч в неделю

Духовно- нравственное

2

2

2

2

8ч в неделю

Интеллектуальное

  2

2

2

2

8ч в неделю

Общекультурное

2

2

2

2

8ч в неделю

Социальное

2

2

2

2

8ч в неделю

Итого

10

10

10

10

40ч в неделю

Программа рассчитана на 1350 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).

Общее количество часов внеурочной деятельности

Направления

1 класс

Всего часов

2класс

Всего часов

3класс

Всего часов

4класс

Всего часов

Итого

1

Духовно-нравственное

66

68

68

68

270

2

Социальное

66

68

68

68

270

3

Общекультурное

66

68

68

68

270

4

Общеинтеллектуальное

66

68

68

68

270

5

Спортивно- оздоровительное

66

68

68

68

270

Итого:

330

340

340

340

1350

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. познавательная деятельность;
  2. игровая деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность;
  5. художественное творчество;
  6. социально значимая волонтерская деятельность;
  7. трудовая деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. краеведческая деятельность.

6. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

Направление внеурочной деятельности

Направления развития личности

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Спортивно - оздоровительное

Спортивно - оздоровительное

Игровая, спортивно – оздоровительная, туристско – краеведческая, познавательная, досугово-развлекательная

Секции, соревнования, клубы, экскурсии, олимпиады, военно – спортивные игры

Духовно – нравственное

Научно- познавательное, художественно- эстетическое

Игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество

Кружки, творческое объединение, поис-ковые операции,  посещение концертов, спектаклей, выставок,

круглый стол, дискуссии

Социальное

Общественно- полезная деятельность, проектная

Игровая , проблемно- ценностное, трудовая, общение, социальное творчество (социально преобразующая)

Детские общес-твенные объедине-ния,детские общественные организации, акции,  движения, социально значимые проекты

Общеинтеллектуальное

Научно- познавательное, проектная

Познавательная, туристско- краеведческая, проблемно- ценностное общение

Школьные научные общества; соревнования;

Исследовательские проекты, олимпиады; индивидуально– групповые занятия (ИГЗ);Индиви-дуально- групповые консультации (ИГК) и т. д.

Общекультурное

Художественно- эстетическое, духовно- нравственное

Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение); проблемно- ценностное общение, художественное творчество

Кружки художественного творчества, экскурсии, классные часы, концерты, спектакли, выставки, социальные проекты

7.Содержание и формы организации внеурочной деятельности

        План организации внеурочной деятельности школы состоит из программ курсов, в рамках которых реализуется 5 направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,

общекультурное, социальное.

1.Спортивно – оздоровительное направление

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач.

Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни,

формирование и развитие валеологической культуры.

Решаемые задачи: всестороннее гармоничное развитие личности учащихся,

формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Спортивные кружки, секции, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера.

Программы и проекты

Программы

Задействованные

педагоги

Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог организатор

Форма подведения итогов

Соревнования, конкурсы, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов об игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений.

2.Духовно-нравственное направление.

Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.

Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность классные часы

Программы и проекты

Программы

Задействованные

педагоги

Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог организатор

Форма подведения итогов

«Маленький театр»

3. Социальное направление

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации учащихся начальной и основной школы, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. В плане предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, педагогов дополнительного образования и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Кружки, беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, участие в выпуске школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников

Программы и проекты

Программы

Задействованные

педагоги

Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог организатор

Форма подведения итогов

Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников, акции.

4Общеинтеллектуальное направление

Общемировые изменения справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности.

Решение проблемы развития творческого потенциала учащихся начальной и основной школы означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности учащихся начальной и основной школы становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.

Программы курсов по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности учитывают возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности, основываются на базовом стандарте и служат для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействуют формированию научного мировоззрения, стимулируют познавательную активность и развивают творческий потенциал учащихся.

Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

Решаемые задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Кружки, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Программы и проекты

Программы

Задействованные

педагоги

Учителя начальных классов, педагог организатор

Форма подведения итогов

Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов.

5.Общекультурное направление

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Возникающий дефицит эмоционально – ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, способными заворожить их.

 «Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.

Цель: развивать эмоционально – образное и художественно – творческое мышление, позволяющее учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности;

-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках;

Решаемые задачи:

 - развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих  

способностей, формирование коммуникативной и общекультурной

           компетенций;

-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и

коллективной деятельности;

-овладение навыками межличностного общения;

-формирование интереса к творческим профессиям.

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Кружки и объединения

Программы и

Проекты

Программы

Задействованные

педагоги

Учителя начальных классов, учителя-предметники

Форма подведения итогов

Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, создание творческих проектов.

8.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,
  • кадровое обеспечение программы,
  • методическое обеспечение программы,
  • педагогические условия,
  • материально-техническое обеспечение.

9.Кадровое обеспечение

        В реализации программы участвуют:

  • администрация школы;
  • классные руководители
  • педагоги школы, реализующие программу;
  • библиотекарь школы;
  • руководитель школьного музея
  • педагог-организатор

Совершенствование уровня кадрового обеспечения

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Активизировать вовлеченность работников дополнительного образования в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

10. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

  • методические пособия,
  •  Интернет-ресурсы,
  • мультимедийный проектор.

11.Материально-техническое обеспечение:

  • выбор места  для проведения мероприятий, материалы  и пособия для оформления творческих работ детей,
  • канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,телевизор,проектор,экран и др.

12.Взаимодействие по организации внеурочной деятельности

                Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
  •  развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
  •  оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми дидактических материалов для качественной организации данных занятий.

13.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

        Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования  зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой.  Управление реализацией  программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление  любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  • удовлетворенность учащихся и  родителей жизнедеятельностью школы.

           

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  3. Анкетирование школьников и родителей по с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

14.Ожидаемые   результаты  реализации программы.

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

    Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

   В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. 

15.Заключение

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

16.Методическое сопровождение

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  3. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  7. Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа/ под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011.

Направления и виды внеурочной деятельности

на 2016-2017 учебный год

Классы

Направления

класс

Спортивно-оздоровительное направление:

Круглый стол «Здоровый образ жизни»

«Весёлые игры»

«Поиграй-ка»

Круглый стол «Минутки здоровья»

1,2

1

2,3,4

3,4

Духовно – нравственное направление:

«Уроки нравственности»

«Я –гражданин России»

«Страна этикета»

1,2

1,2,3,4

3,4

Социальное направление:

«Учусь создавать проекты»

«Я – в обществе»

«Светофорики»

«Учусь оценивать свои успехи»

1,2,3,4

1

4

3

Общеинтеллектуальное направление:

Дополнительный час по русскому языку

Дополнительный час по английскому языку

«Говорим и поем на английском»

«Занимательная математика»

1,2,3,4

1

2,3

4

Общекультурное направление:

«Творческая мастерская»

«В мире книг»

«Культура татарского народа»

1,2

1,2,3,4

3,4

Сетка часов внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год

Внеурочная деятельность организуется с 1 по 4 класс.

№ п/п

Направления внеурочной деятельности

Классы

1

2

3

4

Кол-во часов

Спортивно-оздоровительное направление

1

Круглый стол «Здоровый образ жизни»

1

1

1

2

2

«Весёлые игры»

1

1

3

«Поиграй-ка»

1

1

1

3

4

Круглый стол «Минутки здоровья»

1

1

2

Духовно – нравственное направление

1

«Уроки нравственности»

1

1

2

2

«Я –гражданин России»

1

1

1

1

4

3

«Страна этикета»

1

1

2

4

Социальное направление

1

«Учусь создавать проекты»

1

2

1

1

5

2

«Я – в обществе»

1

1

3

«Светофорики»

1

1

4

«Учусь оценивать свои успехи»

1

1

Общеинтеллектуальное направление

1

Дополнительный час по русскому языку

1

1

1

1

4

2

Дополнительный час по английскому языку

1

1

3

«Говорим и поем на английском»

1

1

2

4

«Занимательная математика»

1

1

Общекультурное направление

1

«Творческая мастерская»

1

1

2

2

«В мире книг»

1

1

1

1

4

3

«Культура татарского народа»

1

1

2

Итого

10

10

10

10

Содержание и формы организации внеурочной деятельности

на 2016-2017 учебный год

  1. Спортивно – оздоровительное направление на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Спортивные кружки, секции, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера.

Программы и

проекты

Программы: Круглый стол «Здоровый образ жизни»,

«Весёлые игры»,«Поиграй-ка», Круглый стол «Минутки здоровья»

Задействованные

педагоги

Бикбаева Л.Ф., Яруллин А.С., Сагиева Е.А.

Форма подведения итогов

Соревнования, конкурсы, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов об игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений.

  1. Духовно-нравственное направление на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность классные часы

Программы и проекты

«Уроки нравственности», «Я –гражданин России»,

«Страна этикета»

Задействованные

педагоги

Шакирова А.М., Бадрутдинова М.А., Бикбаева Л.Ф., Парфенова И.Н.

Форма подведения итогов

«Маленький театр»

  1. Cоциальное направление на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Кружки, беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, участие в выпуске школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников

Программы и проекты

Программы:  «Учусь создавать проекты»,«Я – в обществе», «Светофорики», «Учусь оценивать свои успехи»

Задействованные

педагоги

Шакирова А.М., Бадрутдинова М.А., Бикбаева Л.Ф., Парфенова И.Н., Сагиева Е.А.

Форма подведения итогов

Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников, акции.

  1. Общеинтеллектуальное направление на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Кружки, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Программы и

проекты

Программы: Дополнительный час по русскому языку,

Дополнительный час по английскому языку, «Говорим и поем на английском»,«Занимательная математика»

Задействованные

педагоги

Борисова А.Т., Шакирова А.М., Бадрутдинова М.А., Бикбаева Л.Ф., Парфенова И.Н

Форма подведения итогов

Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов.

  1. Общекультурное направление на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

1-4 классы

Форма работы

Кружки и объединения

Программы и

Проекты

«Творческая мастерская», «В мире книг»,

«Культура  татарского народа»

Задействованные

педагоги

Апарова Л.Н., Хабибуллина Н.Р., Абубакирова Р.А.

Форма подведения итогов

Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, создание творческих проектов.

Реализация внеурочной работы в каникулярное время

на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

Форма работы

Клубные часы, литературные объединения, музыкальные общества, кружки, клубы деловых и ролевых игр, спортивные секции, тематические праздники

Направления работы

Спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, краеведческое, общекультурное, социально-проектная деятельность.

Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Летние каникулы

Круглый стол «Здоровый образ жизни», «Весёлые игры», «Поиграй-ка»,Круглый стол «Минутки здоровья», «Уроки нравственности»,

«Я –гражданин России»,«Страна этикета», «Учусь создавать проекты», «Я – в обществе», «Светофорики», «Учусь оценивать свои успехи», «Говорим и поем на английском», «Творческая мастерская», «В мире книг», «Культура татарского народа»

Ответственные работники

Учителя начальных классов,  педагог-организатор, заместитель директора по ВР, классные руководители,  учителя-предметники

Форма подведения итогов

Конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев, участие в конкурсах школы, муниципальные, республиканские,  организация тематических праздников, портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...