Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
рабочая программа на тему
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование урочной и внеурочной деятельности. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Школа использует оптимизационную модель внеурочной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vd_dlya_1-4_klassov.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор МБОУ
протокол № ___от «Чернышевская СОШ»
«__»________20__г _______/Митряева Е.Н/
Программа
внеурочной деятельности (начальное звено)
в условиях реализации ФГОС начального общего образования
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
на 2016-2021 годы.
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3.Принципы программы.
4. Специфика программы внеурочной деятельности характеризуется
5. Направления и виды внеурочной деятельности
6. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям
7. Содержание и формы организации внеурочной деятельности
8. Условия реализации программы.
9. Кадровое обеспечение.
10. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
11.Материально-техническое обеспечение:
12.Взаимодействие по организации внеурочной деятельности
13.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
14.Ожидаемые результаты
15.Заключение
16.Методическое сопровождение
17. Приложение
Программа внеурочной деятельности МБОУ «Чернышевская СОШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
При разработке программы использовались следующие документы:
● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);
● СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.
- Пояснительная записка
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование урочной и внеурочной деятельности. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Школа использует оптимизационную модель внеурочной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме спортивных секций, соревнований, клубов, экскурсий, олимпиад, военно – спортивных игр, кружков, творческих объединений, поисковых операций, посещений концертов, спектаклей, выставок, круглых столов, дискуссий, детских общественных организаций, проведении акций, движений, социально значимых проектов, школьных научных обществ; исследовательских проектов, индивидуально– групповых занятий (ИГЗ); индивидуально- групповых консультаций (ИГК) и т. д.
Кружки художественного творчества, экскурсии, классные часы, концерты, спектакли, выставки, социальные проекты, экскурсии, кружки, круглые столы, КВНы, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребенок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа может быть изменена и дополнена в связи с учётом возможностей и потребностей школы.
- Цель и задачи внеурочной деятельности
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
12. Компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.
- Принципы организации внеурочной деятельности учащихся
- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
- Принцип научной организации.
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
- Принцип целостности.
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
- Принцип личностно-деятельностного подхода.
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
- Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.
- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
- Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.
- Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
Внедрение Программы внеурочной деятельности рассматривается в её непосредственной связи с Программой воспитательной работы школы и способствует реализации цели и задач воспитательной системы школы. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
- Традиции и особенности школы.
- Опора на ценности воспитательной системы школы.
- Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
- Особенности образовательных программ кружков и секций.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в стали:
- Запросы родителей, законных представителей;
- Приоритетные направления деятельности школы;
- Интересы и склонности педагогов;
- Возможности образовательных учреждений дополнительного
образования.
- Специфика программы внеурочной деятельности характеризуется
- Преобладанием эмоционального аспекта над информативным;
- Определяющим значением практической стороны знаний, т.е. содержание внеурочной деятельности, направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков;
- Объединением возможностей общего и дополнительного образования, организаций культуры и спорта при организации внеурочной деятельности;
- В период каникул организацией отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе школы.
- Индивидуальные формы работы с обучающимися могут быть представлены как в урочном технологическом цикле, когда индивидуальный подход выделяется как целевая установка урока, так и во внеурочной, когда ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога.
- Привлечением к подготовке, организации и проведению внеурочных занятий и мероприятий наиболее заинтересованных родителей и социальных партнёров школы.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной начальной школы.
Работа школы в условиях ФГОС позволяет упорядочить жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.00 до 15:00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:
- организация горячего питания;
- обязательное пребывание учащихся на воздухе;
- активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).
При организации внеурочной деятельности учитываются возможности общего и дополнительного образования, организаций культуры и спорта и осуществляется образовательная деятельность по программам дополнительного образования детей, реализуются совместные программы и проекты, дела и акции, направленных на решение воспитательных задач.
Школа осуществляет сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждениями района, а также с представителями общественности.
Режим работы в 1-4 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на обед и динамическую паузу; во второй половине дня ученики посещают кружки. В течение всего дня с детьми находится классный руководитель, который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся как в отдельных классах, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.
ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:
- до 1350 часов на уровне начального общего образования (за 4 года обучения);
- до 1750 часов на уровне основного общего образования (за 5 лет обучения);
- до 700 часов на уровне среднего общего образования (за 2 года обучения).
План предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися (не менее 2 часов и не более 10 часов в неделю на ученика), так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, фестивали, акции, походы, экскурсии, соревнования и т. п.)
Каждый из модулей предполагает организацию определенного направления внеурочной деятельности и направлен на решение своих педагогических задач.
5.Направления и виды внеурочной деятельности
-Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
- Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
- Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
- Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
- Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
Количество часов в неделю
Классы Направления | I | II | III | IV | Всего |
Спортивно-оздоровительное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8ч в неделю |
Духовно- нравственное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8ч в неделю |
Интеллектуальное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8ч в неделю |
Общекультурное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8ч в неделю |
Социальное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8ч в неделю |
Итого | 10 | 10 | 10 | 10 | 40ч в неделю |
Программа рассчитана на 1350 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).
Общее количество часов внеурочной деятельности
№ | Направления | 1 класс Всего часов | 2класс Всего часов | 3класс Всего часов | 4класс Всего часов | Итого |
1 | Духовно-нравственное | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
2 | Социальное | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
3 | Общекультурное | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
4 | Общеинтеллектуальное | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
5 | Спортивно- оздоровительное | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Итого: | 330 | 340 | 340 | 340 | 1350 |
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социально значимая волонтерская деятельность;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
6. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
Направление внеурочной деятельности | Направления развития личности | Виды внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Спортивно - оздоровительное | Спортивно - оздоровительное | Игровая, спортивно – оздоровительная, туристско – краеведческая, познавательная, досугово-развлекательная | Секции, соревнования, клубы, экскурсии, олимпиады, военно – спортивные игры |
Духовно – нравственное | Научно- познавательное, художественно- эстетическое | Игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество | Кружки, творческое объединение, поис-ковые операции, посещение концертов, спектаклей, выставок, круглый стол, дискуссии |
Социальное | Общественно- полезная деятельность, проектная | Игровая , проблемно- ценностное, трудовая, общение, социальное творчество (социально преобразующая) | Детские общес-твенные объедине-ния,детские общественные организации, акции, движения, социально значимые проекты |
Общеинтеллектуальное | Научно- познавательное, проектная | Познавательная, туристско- краеведческая, проблемно- ценностное общение | Школьные научные общества; соревнования; Исследовательские проекты, олимпиады; индивидуально– групповые занятия (ИГЗ);Индиви-дуально- групповые консультации (ИГК) и т. д. |
Общекультурное | Художественно- эстетическое, духовно- нравственное | Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение); проблемно- ценностное общение, художественное творчество | Кружки художественного творчества, экскурсии, классные часы, концерты, спектакли, выставки, социальные проекты |
7.Содержание и формы организации внеурочной деятельности
План организации внеурочной деятельности школы состоит из программ курсов, в рамках которых реализуется 5 направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, социальное.
1.Спортивно – оздоровительное направление
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач.
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни,
формирование и развитие валеологической культуры.
Решаемые задачи: всестороннее гармоничное развитие личности учащихся,
формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Спортивные кружки, секции, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. |
Программы и проекты | Программы |
Задействованные педагоги | Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог организатор |
Форма подведения итогов | Соревнования, конкурсы, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов об игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений. |
2.Духовно-нравственное направление.
Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.
Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность классные часы |
Программы и проекты | Программы |
Задействованные педагоги | Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог организатор |
Форма подведения итогов | «Маленький театр» |
3. Социальное направление
Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации учащихся начальной и основной школы, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. В плане предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, педагогов дополнительного образования и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки, беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, участие в выпуске школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников |
Программы и проекты | Программы |
Задействованные педагоги | Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог организатор |
Форма подведения итогов | Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников, акции. |
4Общеинтеллектуальное направление
Общемировые изменения справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности.
Решение проблемы развития творческого потенциала учащихся начальной и основной школы означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности учащихся начальной и основной школы становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
Программы курсов по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности учитывают возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности, основываются на базовом стандарте и служат для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействуют формированию научного мировоззрения, стимулируют познавательную активность и развивают творческий потенциал учащихся.
Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Решаемые задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок. |
Программы и проекты | Программы |
Задействованные педагоги | Учителя начальных классов, педагог организатор |
Форма подведения итогов | Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. |
5.Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Возникающий дефицит эмоционально – ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, способными заворожить их.
«Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель: развивать эмоционально – образное и художественно – творческое мышление, позволяющее учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности;
-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках;
Решаемые задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих
способностей, формирование коммуникативной и общекультурной
компетенций;
-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и
коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения;
-формирование интереса к творческим профессиям.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки и объединения |
Программы и Проекты | Программы |
Задействованные педагоги | Учителя начальных классов, учителя-предметники |
Форма подведения итогов | Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, создание творческих проектов. |
8.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
- педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
9.Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- администрация школы;
- классные руководители
- педагоги школы, реализующие программу;
- библиотекарь школы;
- руководитель школьного музея
- педагог-организатор
Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи | Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса | Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Активизировать вовлеченность работников дополнительного образования в систему общешкольных мероприятий | Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. |
10. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
- методические пособия,
- Интернет-ресурсы,
- мультимедийный проектор.
11.Материально-техническое обеспечение:
- выбор места для проведения мероприятий, материалы и пособия для оформления творческих работ детей,
- канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,телевизор,проектор,экран и др.
12.Взаимодействие по организации внеурочной деятельности
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
- оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми дидактических материалов для качественной организации данных занятий.
13.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
- Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
- Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
- Анкетирование школьников и родителей по с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
- Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
- Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
- Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
14.Ожидаемые результаты реализации программы.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
15.Заключение
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
16.Методическое сопровождение
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
- Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
- Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
- Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа/ под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011.
Направления и виды внеурочной деятельности
на 2016-2017 учебный год
Классы Направления | класс |
Спортивно-оздоровительное направление: Круглый стол «Здоровый образ жизни» «Весёлые игры» «Поиграй-ка» Круглый стол «Минутки здоровья» | 1,2 1 2,3,4 3,4 |
Духовно – нравственное направление: «Уроки нравственности» «Я –гражданин России» «Страна этикета» | 1,2 1,2,3,4 3,4 |
Социальное направление: «Учусь создавать проекты» «Я – в обществе» «Светофорики» «Учусь оценивать свои успехи» | 1,2,3,4 1 4 3 |
Общеинтеллектуальное направление: Дополнительный час по русскому языку Дополнительный час по английскому языку «Говорим и поем на английском» «Занимательная математика» | 1,2,3,4 1 2,3 4 |
Общекультурное направление: «Творческая мастерская» «В мире книг» «Культура татарского народа» | 1,2 1,2,3,4 3,4 |
Сетка часов внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год
Внеурочная деятельность организуется с 1 по 4 класс.
№ п/п | Направления внеурочной деятельности | Классы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | Кол-во часов | |||
Спортивно-оздоровительное направление | |||||||
1 | Круглый стол «Здоровый образ жизни» | 1 | 1 | 1 2 | |||
2 | «Весёлые игры» | 1 | 1 | ||||
3 | «Поиграй-ка» | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
4 | Круглый стол «Минутки здоровья» | 1 | 1 | 2 | |||
Духовно – нравственное направление | |||||||
1 | «Уроки нравственности» | 1 | 1 | 2 | |||
2 | «Я –гражданин России» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
3 | «Страна этикета» | 1 | 1 | 2 | |||
4 | |||||||
Социальное направление | |||||||
1 | «Учусь создавать проекты» | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | |
2 | «Я – в обществе» | 1 | 1 | ||||
3 | «Светофорики» | 1 | 1 | ||||
4 | «Учусь оценивать свои успехи» | 1 | 1 | ||||
Общеинтеллектуальное направление | |||||||
1 | Дополнительный час по русскому языку | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
2 | Дополнительный час по английскому языку | 1 | 1 | ||||
3 | «Говорим и поем на английском» | 1 | 1 | 2 | |||
4 | «Занимательная математика» | 1 | 1 | ||||
Общекультурное направление | |||||||
1 | «Творческая мастерская» | 1 | 1 | 2 | |||
2 | «В мире книг» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
3 | «Культура татарского народа» | 1 | 1 | 2 | |||
Итого | 10 | 10 | 10 | 10 |
Содержание и формы организации внеурочной деятельности
на 2016-2017 учебный год
- Спортивно – оздоровительное направление на 2016-2017 учебный год
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Спортивные кружки, секции, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. |
Программы и проекты | Программы: Круглый стол «Здоровый образ жизни», «Весёлые игры»,«Поиграй-ка», Круглый стол «Минутки здоровья» |
Задействованные педагоги | Бикбаева Л.Ф., Яруллин А.С., Сагиева Е.А. |
Форма подведения итогов | Соревнования, конкурсы, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов об игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений. |
- Духовно-нравственное направление на 2016-2017 учебный год
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность классные часы |
Программы и проекты | «Уроки нравственности», «Я –гражданин России», «Страна этикета» |
Задействованные педагоги | Шакирова А.М., Бадрутдинова М.А., Бикбаева Л.Ф., Парфенова И.Н. |
Форма подведения итогов | «Маленький театр» |
- Cоциальное направление на 2016-2017 учебный год
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки, беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, участие в выпуске школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников |
Программы и проекты | Программы: «Учусь создавать проекты»,«Я – в обществе», «Светофорики», «Учусь оценивать свои успехи» |
Задействованные педагоги | Шакирова А.М., Бадрутдинова М.А., Бикбаева Л.Ф., Парфенова И.Н., Сагиева Е.А. |
Форма подведения итогов | Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников, акции. |
- Общеинтеллектуальное направление на 2016-2017 учебный год
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок. |
Программы и проекты | Программы: Дополнительный час по русскому языку, Дополнительный час по английскому языку, «Говорим и поем на английском»,«Занимательная математика» |
Задействованные педагоги | Борисова А.Т., Шакирова А.М., Бадрутдинова М.А., Бикбаева Л.Ф., Парфенова И.Н |
Форма подведения итогов | Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. |
- Общекультурное направление на 2016-2017 учебный год
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки и объединения |
Программы и Проекты | «Творческая мастерская», «В мире книг», «Культура татарского народа» |
Задействованные педагоги | Апарова Л.Н., Хабибуллина Н.Р., Абубакирова Р.А. |
Форма подведения итогов | Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, создание творческих проектов. |
Реализация внеурочной работы в каникулярное время
на 2016-2017 учебный год
Содержание работы | |
Форма работы | Клубные часы, литературные объединения, музыкальные общества, кружки, клубы деловых и ролевых игр, спортивные секции, тематические праздники |
Направления работы | Спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, краеведческое, общекультурное, социально-проектная деятельность. |
Осенние каникулы Зимние каникулы Весенние каникулы Летние каникулы | Круглый стол «Здоровый образ жизни», «Весёлые игры», «Поиграй-ка»,Круглый стол «Минутки здоровья», «Уроки нравственности», «Я –гражданин России»,«Страна этикета», «Учусь создавать проекты», «Я – в обществе», «Светофорики», «Учусь оценивать свои успехи», «Говорим и поем на английском», «Творческая мастерская», «В мире книг», «Культура татарского народа» |
Ответственные работники | Учителя начальных классов, педагог-организатор, заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники |
Форма подведения итогов | Конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев, участие в конкурсах школы, муниципальные, республиканские, организация тематических праздников, портфолио. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"...
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования. ...
Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего...