Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дневник по литературному чтению" 3 класс
опыты и эксперименты на тему
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению литературного чтения
-развитие интеллектуальных и творческих способностей
-воспитание ответственного отношения к литературному чтению
Метапредметные результаты:
-уметь работать с книгой,пользуясь алгоритмом учебных действий
-уметь самостоятельно работать с новым произведением
уметь работать в парах и группах,участвовать в проектной деятельности,литературных играх
Предметные результаты:
-осознавать значимость чтения для личного развития
-формировать потребность в систематическом чтении
-использовать разные виды чтения
Содержание курса внеурочной деятельности "Дневник по литературному чтению"состоит из 10 тем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования
на тему
«Применение игровых технологий
в начальных классах»
Составила: Андреева Л.И.
учитель начальных классов
1 категории
МОУ Среднеякушкинская СОШ
Новомалыклинского района
Ульяновской области
2014
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Рассчитан на 5 лет, с 2014 года по 2019 год
Тема самообразования:
«Применение игровых технологий в начальных классах»
Цель:
Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.
Задачи:
- Изучить литературу об игровых технологиях;
- Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
- Разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям игровых технологий.
- Апробировать данную модель на практике.
Перечень вопросов по самообразованию:
- сущность понятия «игровые технологии» и условия успешного внедрения игровых технологий;
- методы и приёмы игровых технологий;
- комплексный подход к внедрению игровых технологий в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Совершенствование в овладение игровыми технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.
- Повышение качества обучения через повышение качества урока.
Форма отчета по проделанной работе:
- Сообщение на заседании МО учителей начальных классов.
- Показ применения игровых технологий на открытых уроках.
- Оформление результатов в виде реферата.
Этапы работы над темой самообразования
Диагностический 2014-2016 | 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Курсы повышения квалификации учителей. 5.Подписка на методическую литературу «Начальная школа» 6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы. |
Прогностический 2015-2018 | 1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальных классов 2. Участие в научно - практической конференции 3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 4. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 5 .Корректировка работы |
Практический 2016-2019 | Открытые уроки на школьном уровне. Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. Посещение уроков у учителей начальных классов школы. Посещение семинаров. Самоанализ и самооценка своих уроков. Разработка модели образовательного процесса в игровой технологии. Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив. |
Обобщающий 2018-2019 | 1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 2.Открытые уроки на школьном и районном уровне. 3. Выступление на заседании районного МО учителей начальных классов по теме самообразования. 4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Консультативная помощь учителям и учащимся. 6.Оформление результатов работы. |
Содержание работы над темой самообразования
№ | Содержание работы | Источники | Сроки | Ожидаемый результат |
Профессиональное направление | ||||
1 | Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности. | Методическая литература. Интернет. Периодические издания. | В течение 2 лет | Повышение качества преподавания предметов. |
2 | Знакомство с новыми педагогическими технологиями. | Методическая литература. Интернет. | Постоянно | Разработка новых форм, приёмов обучения. |
3 | Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов. | Курсы повышения квалификации. | Постоянно | Удостоверения. Применение новых знаний на практике. |
4 | Разработка рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности. | Интернет. Методическая литература | Август каждого года. | Рабочие программы. |
Психолого-педагогическое направление. | ||||
1 | Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики. | Научно-популярная литература. Интернет. | Постоянно | Повышение качества преподавания предметов. |
Методическое направление. | ||||
1 | Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Посещение уроков. Мастер-классы. Семинары. | Постоянно | Анализ и самоанализ уроков. |
2 | Участие в работе школьного ШМО учителей начальных классов. Участие в заседаниях. | Заседания ШМО | Постоянно | Активное участие в работе школьногоШМО. Выступление. |
3 | Участие в работе районного МО учителей начальных классов. | Заседания МО | Постоянно | Выступление, обмен опытом. |
4 | Участие в работе педсоветов | Педагогические советы. | По мере посещения | Выступления, обмен опытом. |
5 | Организация работы с одаренными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах | Видео, аудио информация на различных носителях | Постоянно | Участие в конкурсах, конференциях,олимпиадах. |
6 | Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ согласно ФГОС | Интернет, научно-популярная литература. | Постоянно | Рабочие программы по предметам. |
Информационно-компьютерные технологии. | ||||
1 | Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс. | Интернет, мероприятия по обмену опытом. | Постоянно | Открытые уроки. |
2 | Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии. | Интернет | Постоянно | Создание каталога презентаций по предметам. |
«Применение игровых технологий в начальных классах»
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающие.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированные.
7. Диалогические.
8. Творческие
9. Саморазвивающие.
10. Информационные (компьютерные).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры в обучении.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм...
Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- власть;
- потребность в ином;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через пробы деятельностей.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
1. Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Возможность действия для каждого ученика.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Ограничения и недостатки использования игр в образовании.
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – очень время – и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал - закрепление – домашнее задание».
Проблема и пути её решения в следующем:
- увлечение самого педагога игровыми формами;
- запрет на «обязательность» внедрения игр;
- проработка требований к игре (наличие легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легло перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
Существует также опасность возникновения зависимости от игры. Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже могут отказывать себе в таких потребностях, как еда, питье и т.п.
Теория и классификация игр.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характерэтой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
- различают игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов.
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов
МОУ Среднеякушкинская СОШ
Новомалыклинского района
Ульяновской области
Андреева Любовь Ивановна
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения происходят и в системе образования (ФГОС).
В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач, предъявляемых жизнью.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы исследований.
Цель проекта: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность необходимо изучить такие понятия, как «деятельность» и «исследование».
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной. По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и специфическая активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».
А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.
Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий: «интеллектуальная активность», «познавательная активность», «креативность», «любознательность» и «исследовательское поведение». В этом отношении исследовательская инициативность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по
М.И. Лисиной.
Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.
Познавательные вопросы включают в себя:
а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?);
б) вопросы классификации и определений (например, что означает то или иное слово);
в) вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.);
г) вопросы объяснения и аргументации.
На индивидуальном уровне взрослый направляет исследовательское поведение ребенка, привлекает его внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребенок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включен.
Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.
В рамках начальной школы, при организации обучения, уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье.
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
Современное общество стремительно развивается. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.
Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта). Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках».
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
∙стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
∙непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
∙всегда определять место изучаемого в системе известного.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
∙постановка проблемы;
∙изучение теории, посвящённой данной проблематике;
∙подбор методик исследования;
∙сбор материала, его анализ и обобщение;
∙научный комментарий;
∙собственные выводы.
Этапы проектирования:
∙постановка проблемы;
∙выработка концепции (гипотезы);
∙определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности;
∙создание плана;
∙организация деятельности по реализации проекта;
Основным отличием учебной проектно - исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
∙первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
∙второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
∙третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
∙по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
∙по месту проведения (урочные и внеурочные);
∙по времени (кратковременные и долговременные);
∙по теме (предметные или свободные),
∙по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
∙поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
∙развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
∙формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
∙на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
∙на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
∙на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классамначальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это вполне возможно.
Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволил нам выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:
1. Цели исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
2. Потребностно - мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие - похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта), овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования - использование полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
4. Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).
6. Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результатами исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.
Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся.
Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие.
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Выделяют пять групп исследовательских умений младших школьников:
1. Умения организовать свою работу (организационные).
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные).
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование).
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на конференциях.
Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.
Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.
1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников.
Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников, я пришла к выводам:
1. Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.
3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
Исследовательскую деятельность младших школьников я организовываю уже давно. Мои ученики активно принимают участие в региональном конкурсе исследовательских проектов «Малая академия».
Считаю, что исследовательская работа помогает учащимся быть самостоятельными, коммуникабельными, творческими, рассудительными.
В процессе работы были выявлены критерии сформированности исследовательских умений учащихся:
1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы.
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
4. Степень проявления самостоятельности: в основном с помощью родителей и под контролем учителя.
На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;
- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.
Эффективность внедрения модели организации исследовательской деятельности младших школьников прослеживаются в организационном аспекте:
- в исследовательской деятельности включены младшие школьники, их родители, руководители исследовательской деятельности;
- создана нормативно-правовая база сопровождения организации исследовательской деятельности;
- в целях качественной подготовки учащихся организованы различные формы исследовательской работы с учащимися.
Подготовительная работа к выполнению исследования началась с постановки задач:
- образовательные (активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с материалами, заведомо выходящими за пределы школьной программы);
- развивающие (развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования);
- воспитательные (создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими).
С первых дней занятий мы рассматривали методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это - задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Определив последовательность работы, начинали собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, поэтому учились создавать схемы, рисунки, графики, таблицы.
Способность детей делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывали родители, которым я объясняла цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делали подбор литературы, читали статьи по теме.
Собранные сведения мы анализировали и обобщали, затем исследователи делали сообщения для класса. После выступления обязательно проводили его обсуждение. Слушателям была дана возможность задать вопросы. Так ребята знакомились с общей схемой исследовательской деятельности.
Затем мы c ребятами работали над формированием умений видеть проблемы.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения:
- показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы;
- какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Важным средством развития умений давать определения понятиям являются обычные загадки. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать и обобщать. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, тем больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую- нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза, убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы в классе. Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников можно организовать мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений (смотри «Приложения»). Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся старших классов, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 7-8 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Таким образом, приобщение к исследовательской деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.
В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий.
Исследовательская деятельность позволяет младшим школьникам пройти путь ученого от выдвижения гипотезы, до ее доказательства или опровержения, от выбора темы исследования до преставления и защиты своей работы на конференции.
Учебное исследование детей младшего школьного возраста должно осуществляться при помощи и поддержке педагогов и родителей.
Задачей педагога – научного руководителя является не только руководство исследованием младшего школьника, но и установление тесного контакта с его родителями, разъяснение, в чем может заключаться их помощь. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
Полученные данные свидетельствуют: создание научно-методической базы организации исследовательской деятельности младших школьников, включение родителей младших школьников в совместные с детьми занятия исследовательской деятельностью влияют на качество организации исследовательской деятельности младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В результате исследования мною были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики. Здесь описаны пять групп исследовательских умений учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.
Разработаны и представлены критерии оценки сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы (практическая готовность, мотивация к ведению исследования, проявление креативности, самостоятельности) и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).
Выявлены, обоснованы и проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников.
Таким образом, задачи проекта решены, цель проекта достигнута.
Приложение 1
Памятка для подготовки публичного выступления
1. Общие рекомендации.
∙Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
∙Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
∙Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
∙Употребляйте только понятные вам термины.
∙Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
∙Подумайте и составьте возможные вопросы.
1. Техника подготовки.
∙Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
∙Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
∙Заранее продумайте детали своего рабочего места.
∙Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
∙Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
1. Рекомендации выступающему.
∙Начните свое выступление с приветствия.
∙Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
∙Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
∙Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
∙Старайтесь ответить на все вопросы.
1. Вопросы оппонентов.
∙Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
∙Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
∙На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
∙Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
∙Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
∙ После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
∙Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Приложение 2
Требования к составлению списка используемых источников
Список использованной литературы помещается в конце работы и оформляется по единым существующим правилам.
Ссылка на книгу
∙Фамилия и инициалы автора; точка;
∙Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире;
∙Место издания, точка и двоеточие;
∙Название издательства, запятая;
∙Год издания, точка;
∙Тире, количество страниц в книге, точка;
∙Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена.
Пример:
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с.
Ссылка на статью из сборника:
∙Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
∙Заглавие статьи, точка, //;
∙Название сборника, точка, тире;
∙Место издания, точка, двоеточие;
∙Название издательства, запятая;
∙Год издания, точка;
∙Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.
Пример:
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104
Ссылка на статью из журнала:
∙Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
∙Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
∙Название журнала, точка, тире;
∙Год издания, точка;
∙Тире, номер издания, точка;
∙Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.
Пример:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.
Ссылка на источник, взятый из Интернета:
∙Фамилия и инициалы автора (авторов) (если есть), точка;
∙Название документа (если есть), точка;
∙Дата публикации (если есть), точка;
∙URL ресурса (подчеркнуто), точка.
Пример:
J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. http://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/
Приложение 3
Требования к оформлению мультимедийных презентаций
Оформление слайдов | |
Стиль | 1. Соблюдайте единый стиль оформления и избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. 2. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). |
Фон | 1. Используйте тона приятного для глаз зрителя. 2. Можете выбирать более холодные тона (синий или зеленый). |
Использование цвета | 1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. 2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета. |
Анимационные эффекты | 1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. 2. Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания на слайде. 3. Звуковое оформление не должно быть громким. |
Представление информации | |
Содержание информации | 1. Начало должно заинтересовывать слушателей. 2. Содержание должно раскрывать цель и задачи исследования. 3. Текстовый материал должен строиться так, что бы легко прослеживались связи между излагаемыми понятиями. 4. Все определения и выводы должны быть построены на строго научной основе. 5. Текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено. 6. При текстовом изложении используйте короткие слова и предложения. 7. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. 8. Указывайте ссылки, сведения о происхождении информации. |
Расположение информации на странице | 1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. 2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. 3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | 1. Для заголовков - не менее 30. 2. Для информации - не менее 24. 3. Используйте шрифты без засечек (их легче читать с большого расстояния). 4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. |
Способы выделения информации | 1. Рамки, границы, заливки, штриховка. 2. Разные цвета и начертания шрифтов. 3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. При использовании форм и линий желательны плавные линии, отсутствие прямых углов. |
Объем информации | 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений 2. Важные факты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. 3. Презентация в среднем должна содержать около 12 файлов. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: 1. С текстом 2. С таблицами 3. С диаграммами |
Структура презентации | Структура презентации может быть примерно следующей. 2-й слайд. Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза исследования. 4-й слайд – n-й слайд. Краткое представление решенных задач (хода исследования). n +1 слайд. Выводы, которые могут быть представлены в форме обобщений, перечня результатов, предложений, рекомендаций, алгоритмов деятельности и др. Помните! Выводы должны соответствовать цели и гипотезе исследования. |
Приложение 4
Требования к содержанию исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | - название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа); - название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру); - область научных знаний; - данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа); - данные о руководителе; - web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется); - название населенного пункта и год написания (внизу по центру). |
Оглавление | - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение (до 2-х страниц) | - оценка современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы; - цели и задачи исследования; - объект и предмет исследования; - гипотеза исследования; - методы исследования; - краткое описание структуры работы. Во введение иллюстрации не помещают. |
Основная часть (не более 10 страниц) | Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме. Содержит: - теоретическую часть; - практическую часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты). Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах повторяется то, что уже было сказано в главе, но формулируется сжато, без подробных доказательств. |
Заключение (до 2-х страниц) | Выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). Личный вклад автора. Краткие выводы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список литературы | В алфавитном порядке заносятся публикации, издания и источники, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц. |
Приложение | Может содержать исходные (первичные) данные, на основании которых проводилось исследование, схемы, таблицы, рисунки и фотографии, поясняющую проделанную работу. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3.
2. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6.
4. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1.
5. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001.
6. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.
7. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] /Н.А.Семенова// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003.
8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт....
Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...
Рабочая программа и КТП по литературному чтению (3 - 4 четверти). 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта (№ 3) по литературному чтению...
Рабочая программа и КТП по литературному чтению. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")
Рабочая пограмма составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015....