Социальный проект "Семейный клуб" для детей с ОВЗ и родителей
проект на тему
Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.
Представленный проект был разработан с целью создания в школе условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_semeynyy_klub.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей
Разработчик: Замойская Н.Г. методист
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.
Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной
социальной дезадаптации всей семьи, эмоциональное состояние родителей
заставляет их порой отказаться от большего количества привычных контактов как с друзьями, так и с родственниками. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем стресс не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.
Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Искажение родительского отношения может вызвать у детей с проблемами здоровья вторичные нарушения.
Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».
Важной задачей в воспитании детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями.
Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.
При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях. Самым ценным личностным сдвигом в результате можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своего состояния.
Для того чтобы оказать максимальную поддержку ребенку с особыми потребностями, родителям необходимо постоянно поддерживать собственные внутренние ресурсы. Становясь родителем, человек не перестает быть личностью, которая нуждается в поддержке и развитии, отдыхе, собственном пространстве и не перестает быть мужчиной или женщиной. Хобби, увлечения, занятия спортом, забота о себе и общение с друзьями могут обеспечить необходимый уровень жизненной активности, повысить реабилитационный потенциал родителей.
Понимание своих эмоций и чувств дает возможность человеку признавать и легализовать важные для него переживания. Возможность проанализировать причину своего беспокойства, получить необходимую информацию и поддержку в группе – все это снижает риск проявления разрушительных форм поведения. А мы уже знаем, что душевное равновесие родителей очень важный компонент в деле воспитания особого ребенка.
Взаимодействие между родителями и детьми, с одной стороны, и специалистами, с другой – это лишь одна из многочисленных ситуаций взаимодействия, в которые приходится вступать семьям. В рамках «Семейного клуба» проходят встречи родителей со специалистами, сопровождающими ребенка. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка и поучаствовать в разработке программы его комплексного сопровождения.
Во время занятий родители знакомятся с родителями других особых детей, делятся с ними своими историями и узнают, что вынуждены справляться с одними и теми же проблемами. Кроме того, в группах поддержки для родителей они узнают о возможности общественной деятельности и защиты своих прав. Общаясь с другими семьями, родители получают информацию о стратегии и тактике успешных действий, призванных снизить стресс и чувство изоляции. В ходе групповой работы появляется возможность выработать стратегию возвращения в общественную активность, из которой семья оказалась временно выключена, – посещение театров, музеев, концертных залов, походы в кино или на стадион, ужины в кафе, встречи с друзьями.
Необходима совместная деятельность, которая будет обеспечивать семью ресурсом для воспитания и развития особого ребенка. Очень важно по возможности привлекать к помощи родственников, друзей. Радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье.
Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель проекта – создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром.
- Оптимизация детско – родительских отношений
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей
- Формирование навыков эффективной коммуникации
- Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей
- Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей
Направления работы:
- Сотрудничество со специалистами школы
- Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в учебно – воспитательном процессе.
- По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка.
- Повышение информационной компетентности родителей
- Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем. Планируется организация встреч со специалистами школы и приглашенными специалистами.
- Организация и планирование работы групп для родителей и детско – родительских групп
- Проведение занятий для детско - родительских групп и группы для взрослых
- Планирование и подготовка Семейным клубом совместных с детьми мероприятий, праздников, выездов
- Участие семей в работе воскресного пешеходного клуба
- Участие в программе «Семейный реабилитационный туризм»
Методы
Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.
При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.
С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.
Структура детско–родительских занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.
- УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
В реализации проекта будут участвовать:
- Семейные группы, сформированные на базе классов начальной и основной школы
- Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте
2. Привлеченные партнеры
- Музеи, театры, библиотеки, литературные кафе
- ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовительного этапа планируется:
- Формирование семейных групп
- Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
- Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи театры, библиотеки, кафе)
- Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей
- Планирование выездных мероприятий. В течение года предусмотрено 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга для семей – участников проекта. Посещение театров, концертных залов, кафе планируется по запросу семейных групп.
- Размещение информации о начале проекта на сайте школы.
II этап Основной
В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:
- 7 занятий для каждой детско – родительской группы (8 -15 чел.)
3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.
2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей
2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.
Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов (практические занятия) |
1 | Давайте знакомиться! | 2 часа |
2 | Я и другие | 2 часа |
3 | Аплодисменты | 2 часа |
4 | Семейный альбом | 2 часа |
5 | Старый сундук | 2 часа |
6 | Страна Вообразилия | 2 часа |
7 | Играем вместе | 2 часа |
Всего | 10 часов |
- 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов (практические занятия) |
1 | Родом из детства | 2 часа |
2 | Мир глазами моего ребенка | 2 часа |
3 | Идеальные родители | 2 часа |
4 | Открытый мир | 2 часа |
Всего | 8 часов |
- 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга по выбору:
С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.
III этап Заключительный
- Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
- Итоговое анкетирование семей по окончании проекта
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат | Индикаторы оценки результатов |
1.Проведение 7 занятий для детско – родительских групп предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения конфликтных ситуаций | Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование. |
2. 4 занятия для группы взрослых позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта | Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей позволят судить о качестве результатов |
3. 4 выездных мероприятия в музеи позволят укрепить внутрисемейные связи, расширить кругозор, сформировать целостное, социально ориентированное мировоззрение, а также будут способствовать изучению и сохранению семейных традиций, содействовать передаче межпоколенных ценностей. | Отзывы от семей, полученные в ходе проведения культурно – досуговых мероприятий. |
4. Заключительное мероприятие позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт, а также поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта | Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение года. Участники проекта и приглашенные семьи выразят желание встречаться и продолжать общение за рамками данного проекта |
- ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Ожидаемые результаты: учатся самостоятельно разрешать кризисные ситуации, основываясь на уже выработанных принципах. По мере стабилизации и закрепления положительных достижений семейные группы, участвовавшие в проекте, станут источником помощи и будет участвовать в обмене опытом с другими семьями, являясь поддерживающей структурой.
7. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок реализации проекта в месяцах | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
1 | Создание рабочей группы проекта | + | ||||||||
2 | Формирование групп | + | + | |||||||
3 | Анкетирование семей – участников проекта | + | ||||||||
4 | Разработка программы занятий «Семейного клуба» | + | ||||||||
5 | Проведение информационной кампании о начале реализации проекта | + | ||||||||
6 | 7 занятий детско – родительских групп | + | + | + | + | + | + | + | ||
7 | 4 занятия для группы родителей | + | + | + | + | |||||
8 | 4 выездных мероприятия для каждой группы | В течение учебного года | ||||||||
9 | Проведение итогового анкетирования | + | ||||||||
10 | Проведение заключительного мероприятия | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших....
Социальный видеоролик для родительского собрания "Брошенные дети часто живут с родителями "
Социальный видеоролик для родительского собрания "Брошенные дети часто живут с родителями "...
Статья: «Сотрудничество с родителями как условие социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ»
В статье рассматриваются методы работы по взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ....
Роль учителя начальных классов в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
О влиянии учителя на социальную адаптацию детей , оставшихся без попечения родителей...