Статья: «Сотрудничество с родителями как условие социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ»
статья

Бовкун Елизавета Дмитриевна

В статье рассматриваются  методы работы по взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ovz.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Сотрудничество с родителями

как условие социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особая категория детей, имеющих интеллектуальные, физические и сенсорные недостатки. В силу специфики своего развития они нуждаются в специальных условиях воспитания и образования для минимизации ограничений, коррекции и компенсации нарушений и адаптации  приоритетная задача государства. В настоящее время современное российское образование предлагает несколько форм обучения и воспитания детей с ОВЗ: специальные (коррекционные) образовательные учреждения, интегрированное обучение и инклюзия. Все эти формы в конечном итоге призваны обеспечить данной категории детей качественное доступное образование и успешную социализацию в обществе.

Большую роль в успешном включении ребенка с ОВЗ в педагогический процесс и постепенную социализацию играют семья и образовательное учреждение. Причем важно, чтобы эти два института были партнерами, шли рука об руку, согласовывая свои действия и таким образом добиваясь наилучшего результата. Поэтому одной из первых задач современной коррекционной педагогики является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».

Признание семьи как полноценного партнера коррекционного процесса, воспитания и социализации ребенка с ОВЗ требует нового взгляда на семью и новые формы работы с семьями со стороны образовательного учреждения. Новшество подобных отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Содержание данных понятий включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в объединении.

Прежде чем построить программу взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, необходимо оценить, насколько устойчиво социально-психологическое состояние конкретной семьи, готовность ее членов активно участвовать в коррекционно-педагогическом процессе, адекватность восприятия проблемы нарушенного развития, отношение членов семьи к образовательному учреждению и конкретному педагогу, а также осознанность выбора коррекционно-образовательного маршрута.

Процесс развития личности ребенка с ОВЗ протекает наиболее полно при следующих условиях:

- благоприятная социальная ситуация развития;

-посредничество взрослых через достижение взаимодействия и сотрудничества в коррекционно-педагогическом процессе;

- организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Основными формами организации взаимодействия с родителями

являются коллективные (родительские собрания, концерты, семейные конкурсы, «День открытых дверей», традиционные праздники), групповые (родительский комитет, совместные походы и экскурсии, групповые тренинги, открытые занятия, встречи с интересными людьми, анкетирование родителей, «круглый стол» для родителей) и индивидуальные (консультации для родителей; беседы).

Психолого-педагогическое просвещение родителей и погружение их в проблему «особого ребенка» должно проходить постепенно. С целью завоевания доверия родителей В.А. Петровский выделяет несколько последовательных этапов:

1. «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог говорит о ребенке только хорошее.

2. «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». На этом этапе сообщается о динамике и особенностях развития ребенка в учреждении, особенностях взаимоотношений со сверстниками, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».

3. «Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4. «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям по коррекции недостатков в развитии. Общая продолжительность этапов составляет около полутора-двух месяцев.

Готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации, связаны не столько с тем, что говорит педагог, сколько с тем, как он это говорит. С одной стороны, родителю важно получить поддержку, признание их вклада в педагогический процесс, понимание, как нелегко им приходится порой. С другой, ему необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке, утвердиться в том, что совместные усилия будут иметь результат. И конечно, каждый  родитель хочет получить от педагога конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации.

С этой целью основными путями взаимодействия образовательного учреждения и семьи является информационно-просветительская работа, которая включает родительские собрания, консультации, электронные публикации, вебинары.

Следующим этапом в программе сотрудничества образовательной организации и семьи ребенка с ОВЗ является активное вовлечение родителей в коррекционно-образовательный и воспитательный процесс. Для этого членов данных семей подключают к совместному программированию содержания воспитательной и образовательной работы; привлекают к совместной практической деятельности по реализации намеченной программы; проводят совместный анализ результатов коррекционно-педагогической деятельности с последующей корректировкой индивидуально-образовательных маршрутов. Интеграция родителей в коррекционно-образовательный процесс включает мероприятия, направленные на изучение запросов семьи, коллективные творческие дела, согласование образовательных потребностей, родительские собрания, личные беседы, открытые мероприятия, соучастие в проведение занятий, диагностика в присутствии родителя.

Педагогический процесс взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ необходимо направлять таким образом, чтобы у родителей или законных представителей оставалось право выбора решения. У каждой стороны может быть своя точка зрения, иногда ошибочная, но, тем не менее, имеющая право на существование.

Для успешной социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ одним из

условий является необходимость создания такого подхода в работе с родителями «особого» ребенка, который был бы ориентирован на развитие целостной личности родителя и ребенка; предусматривал систему педагогической и воспитательной помощи семье, мониторинг ее динамики. Вся работа должна быть направлена на оптимизацию коммуникативных, эмоционально-волевых, когнитивных, мотивационно-ценностных, поведенческих особенностей личности родителя и ребенка в их единстве; учитывать не только соотношение личностных и поведен-

ческих составляющих роли родителя, но и соотношение целей и средств воспитания, особенностей ситуации.

Умение организовывать продуктивный диалог с родителями детей с ОВЗ, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача коррекционной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

Доклад для МО.  В докладе освещается работа с родителями в ДОУ по формированию экологических знаний у детей....

Социально-педагогический проект организации совместной деятельности родителей и детей "СО-ДРУЖес-ТВО"

Цель проекта: Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность. Создание условий рационального, творчески активного досуга ...

Интеграция как фактор результативности деятельности социально-педагогического отдела

Внутренняя и внешняя интеграция в учреждении дополнительного образования...

"Социально- педагогические основы этнокультурного воспитания детей в современных условиях."

Предпосылками этнокультурного воспитания подрастающего поколения выступили идеи народности (принципы воспитания, роль и значение родного языка, принципы социальности и этничности, национальн...

Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха

Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....

Статья на тему: "Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой речи в современных социально-педагогических условиях"

Статья на тему: "Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой  речи в современных социально-педагогических условиях"...