Из опыта работы. Выступление на районном методическом объединении. «Одарённый ребёнок. Наши успехи и достижения»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одарёнными детьми | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябухина Татьяна Владимировна
МОУ СОШ №4, с.Северное
Учитель начальных классов
Из опыта работы. Выступление на районном МО.
«Одарённый ребёнок.
Наши успехи и достижения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
с.Северное Александровский район Ставропольский край
Одарённый ребёнок.
Наши успехи и достижения.
Подготовила:
учитель начальных классов
высшая категория
Рябухина Татьяна Владимировна
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский. Слайд 2
Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Развитие умственных способностей ребенка – это основа его самоактуализации как будущего преобразователя общества; гаранта его научно-технического и социального прогресса.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что главными задачами современного образования являются раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Как отличить одарённого ребёнка от других ребят?
Одарённые дети: Слайд 3
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний,
умственного труда.
С целью создания благоприятных условий для развития талантливых учащихся в нашей школе для учащихся начальных классов создана программа работы с одаренными детьми «Созвездие». Девиз работы: «Через тернии – к звездам».
Цель программы: Слайд 4
- развитие личности школьника
- творческих способностей
- интереса к учению
- формирование желания и умения учиться
- обеспечение оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
1.Создать банк данных "Одаренный ребёнок".
2.Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
3.Проводить мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.
4.Сформировать творческую среду в школе для развития одаренности детей и подростков.
5.Формировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность в научной и исследовательской деятельности.
6.Создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.
7.Использовать различные системы обучения, методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
8.Оформить и распространить полученный опыт.
Перед собой я ставлю ряд задач, реализация которых возможна в условиях целостности образовательного процесса, максимального использования средств урочной и внеурочной деятельности.
Модель работы с одаренными детьми представляет собой комплекс различных мероприятий:
-индивидуализация и дифференциация обучения в урочное время;
-внеклассная работа во внеурочное время;
-психолого-педагогическое сопровождение;
-УМК «Перспективная начальная школа»;
-подготовка к олимпиадам и участие в них;
-летний предметный лагерь;
-интеллектуальный марафон « Интеллектуал года»;
-работа НОУ «Малая Академия Наук» «Северский трамплин»;
-предшкольная подготовка, способствующая интеллектуальному и творческому развитию дошкольников;
-сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (ДК, ДЮСШ).
Слайд 5 Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Какую работу я провожу по развитию одарённых ребят?
Развитие одарённого ребёнка Слайд 6
- развитие интереса к предмету
-внеурочная деятельность (предметные олимпиады, кружки, исследовательская работа, проектная деятельность, праздники, конкурсы, игры)
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха. Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.
Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.
Слайд 7
Цель индивидуального подхода - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Реализовать поставленные цели мне помогают различного вида уроки: урок поиска рациональных решений, урок проверки результатов путем сопоставления, урок самостоятельной работы с творческим заданием, урок-концерт, урок-дискуссия, интегрированные уроки, уроки в форме соревнований, телепередача, живая газета, устный журнал, урок-сказка, урок – игра, заочное путешествие, экскурсия, урок-КВН, «Что? Где? Когда?», урок-исследование. Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в парах, группах.
Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное развитие.
В нашей школе реализуются УМК «Перспективная начальная школа», который обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. В процессе обучения использованы инновационные технологии: моделирование, проектирование, деятельностный подход, нестандартные ситуации на уроке, активные методы обучения, (составление кластеров, синквейнов). Проектная деятельность выступает как основная форма организации в урочной и внеурочной деятельности школьников. Проектная деятельность выделяется в процессе обучения уникальной возможностью реально использовать и развивать индивидуальные способности каждого ученика.
На уроке дети самостоятельно выбирают темы для выполнения проектов. Роль учителя – помогать ученикам, консультировать и координировать работу учащихся, оказывать помощь в выборе направлений сбора сведений, отыскивать чудеса на каждом уроке. Вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы, и я рада тому, что мои ученики не боятся их задавать. Ребята дарят нам минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества. Слайд 8
Учащиеся моего класса принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах муниципального, краевого, федерального и международного уровня.
Олимпиады в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.
Участие в олимпиадах учащихся 1 а класса в 2013 – 2014 году: Слайд 9
«Зелёная математика» | «Эру диты» | «Лучший ученик» | «Пятёрочка» | Викторина «Игрушки» | «Калейдоскоп» | В мире сказок» |
2 чел. | 4 чел. | 1 чел. | 5 чел. | 1 чел. | 4 чел. | 2 чел. |
Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру Слайд 10
«Окружающая среда» для 1 – 4 классов (с 09.09.2013 по 30.09. 2013 г.)
2 место – Чемёркина У., Пахиева П.
3 место – Азбукин Д.
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Грамотей»
Слайд 11
для 1 – 4 классов (с 18.09.2013 по 11.10.2013 г.)
2 место - Чемёркина У., Азбукин Д.
Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Логические задачки» для 1 – 4 классов (с 02.09.2013 по 09.10.2013 г.) Слайд 12
2 место – Запорожан Р., Пономарь А., Чемёркина У.
На районной межпредметной олимпиаде «Созвездие» для учащихся первых классов моя ученица – Пономарь Анастасия заняла 3 место по литературному чтению. Слайд 13
Участие в олимпиадах учащихся 2а класса в 2014 – 2015 году:
Слайд 14
1. Пять человек приняли участие в Краевой олимпиаде «Интеллект»:
Пономарь Анастасия (интеллектуальные способности, английский язык)
Газимагомедов Джамал (русский, математика)
Пахиева Ксения (интеллектуальные способности)
Петренко Анастасия (русский язык)
Запорожан Руслан (математика)
Результаты пока не известны.
2.Общероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятёрочка»
Слайд 15
Шурупин Владислав – 1 место (окружающий мир)
Чемёркина Ульяна – 2 место (окружающий мир)
Пономарь Анастасия и Шурупин Владислав – 3 место (русский язык)
3. Три человека получили сертификат участника в международной олимпиаде «Лисёнок» (математика)
Участие в таких олимпиадах активизирует у учащихся стремление к самообразованию, чтению дополнительной литературы, освоению компьютера. Учу ребят быть более самостоятельными в своих суждениях, иметь свою точку зрения и аргументировано отстаивать ее.
Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми, способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся. Занимательные упражнения, уроки-путешествия, ребусы, головоломки - все это способствует развитию мышления учеников. Внеклассная работа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.
Среди форм внеклассной работы с одаренными детьми можно отметить работу кружков и спецкурсов. В этом году я веду три спецкурса: «Планета здоровья», «Эрудит», «Школа вежливых наук». Внеклассная деятельность – даёт прекрасную возможность видеть детей в неформальной обстановке, формировать их кругозор и интерес к окружающему миру.
Дополнительное образование в школе напрямую связано с базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает реализацию внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность (Слайд 16) отражает цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования, создает такую образовательною среду, которая в полной мере удовлетворяет потребности детей и их родителей, и осуществляется по таким направлениям:
- духовно – нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социально – психологическое;
- художественно – эстетическое;
- спортивно – оздоровительное;
- музыкальное;
Кружки и объединения, входящие в учебный план внеурочной деятельности, занимают значительное место в образовательном пространстве школы, помогают развивать у учащихся творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формирует их общую культуру, расширяют и углубляют знания в области прикладного искусства, истории родного края.
В моём 2 а классе – 17 человек. Все посещают кружки по интересам, многие дети посещают 3 кружка. Слайд 17
- Духовно – нравственное – 6 чел.
«Чтение с увлечением»
- Социально – психологическое – 5 чел.
« Мы вместе». «Познай себя»
- Художественно – эстетическое – 15 чел.
«Чудеса аппликации»
- Спортивно – оздоровительное – 11чел.
«Футбол». «Самбо»
- Музыкальное – 2 чел.
«Сольное пение»
В этом году я веду кружок «Чудеса аппликации»
Программа обучения рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.
Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.
Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.
Творческие работы учащихся. Слайд 18 - 22
В нашей школе активно действует научное общество учащихся «Малая академия наук» «Северский трамплин». Слайд 23
НОУ – это добровольное творческое объединение учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях естественнонаучного направления, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагога.
Отличительной чертой НОУ является то, что в него входят учащиеся уже с первого класса, потому что важно, как можно раньше дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.
НОУ даёт возможность:
- осознать свою значимость, принадлежность к науке;
- знакомит с методами научной и творческой работы;
- развивает познавательный интерес, любознательность;
- учит общению со сверстниками – единомышленниками;
- даёт возможность принимать участие в экспериментах и исследованиях.
Ученическая научно-практическая конференция является одной из важных форм организации процесса обучения. При выполнении учебно-исследовательской работы мои учащиеся получают новые знания в соответствующей области науки, развивают свои творческие способности, навыки исследовательской деятельности, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на районной конференции.
Подобные проекты не только развивают познавательную активность учащихся, учат их исследовательской деятельности, но и воспитывают чувство любви к природе, делают их неравнодушными.
Развивая исследовательское мышление младших школьников, они учат их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, это пригодится ребятам в последующем обучении в средних и старших классах.
Лучшие работы учащихся опубликованы в социальной сети работников образования Nsportal.ru. Проект Пономарь Анастасии, ученицы 1 а класса опубликован на этом сайте. Тема проекта: «Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения» Слайд 24
Стало традицией в нашей школе ежегодно проводить «Слёт отличников и хорошистов», где учащиеся начальных классов показывают свою эрудицию и интеллектуальные способности. В 2014 году победительницей стала ученица нашего класса Пономарь Анастасия. Она награждена грамотой и Орденом умника. Газимагомедов Джамал и Петренко Анастасия стали призёрами конкурса. Пахиева Ксения победила в конкурсе чтецов. Слайд 25
Также учащиеся моего класса принимают участие в различных праздниках, конкурсах, соревнованиях.
Вы видите на слайдах детей цыганской национальности. Они учатся слабо, но зато успешны в спорте. Слайд 26 - 32
Свои победы и достижения учащиеся фиксируют в портфолио. Слайд 33
Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио. Систематическая работа с портфолио помогает учащимся решать очень важные задачи: своевременно отмечать свои успехи, проследить индивидуальный рост успешности в учёбе и развивать уверенность в себе на пути достижения маленьких школьных побед. Первое место в конкурсе портфолио за прошедший год заняла Пономарь Анастасия, у неё лучшее портфолио в классе.
Участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Слайд 34
Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.
Большая ответственность ложится на плечи родителей моего класса при сборе информации и подготовке проектов. Это привлекает их активно участвовать в обучении ребёнка, а ребёнок получает постоянную поддержку и понимание, внимание и заботу со стороны родителей. У меня налажен тесный контакт с родителями нашего класса. Они всегда откликаются на мои просьбы и с удовольствием оказывают помощь в обучении и воспитании учащихся.
Систематическая работа с одарёнными детьми дает положительные результаты. В результате нашей совместной кропотливой работы вместе с родителями повысилось количество призёров и победителей различных конкурсов и олимпиад. Проделана большая работа по выявлению и поддержке одарённых детей, создан электронный банк одарённых детей.
Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее. Но самое главное - это то, что у моих ребят развивается познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Главная формула моего профессионального успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...
Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "
Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...
"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов
Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...