Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "
статья (1 класс) на тему
Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеучебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №4
Рябухина Татьяна Владимировна
С.Северное
Александровский район
Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода
Выступление на районном МО (15.02.2013г.)
На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Сначала я познакомилась с литературой по теме, над которой я буду работать (Слайд презентации №2):
1.Развитие творческой активности школьников.
2.Развитие творческого мышления детей. Ю.Г.Танберг.
3.Как воспитать в ребёнке творческую личность.
4.Техники креативности. М. Нёльке.
5.Тесты на креативность. Л.Кинг.
6. Система работы с одарёнными детьми. Касперский.
7. Развивающие задания Е.В. Языканова.
Затем я поработала со словарём и узнала значения слов: компетентностный подход, развитие, способности, одарённость, талант, гениальность, творчество, креативность и творческие способности.
(Слайды презентации № 3 - №10).
У ребенка уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в творчестве. Но данная потребность сама по себе вторична. Она представляет собой отклик на ту среду, которая окружает ребенка. Л.С. Выготский отметил: “Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества”.
В свою очередь, период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеучебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать.
Перед тем как набирать 1 класс, знакомлюсь с детьми и родителями, на занятиях наблюдаю, кто и чем любит заниматься, у кого какие способности.
На первом родительском собрании рассказываю о программе, по которой будет строиться учебная работа и о теме внеучебной работы “Развитие творческих способностей и задатков детей младшего школьного возраста”.
(Слайд презентации № 11)
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
(Слайд презентации № 12)
Цель организации работы с одаренными детьми:
- Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи организации работы с одаренными детьми:
- Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
- Организация участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
- Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования ( сельская библиотека, различные кружки при сельском ДК).
Развитие новых технологий в наше время влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Организовывая внеучебную деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся я для себя определила следующие этапы по организации работы с одарёнными детьми.
(Слайд презентации № 13)
Этапы организации работы с одаренными детьми:
- Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
- Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
- Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
- Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
(Слайд презентации № 14)
Ожидаемые результаты:
- Повышение интеллектуального уровня учащихся.
- Творческая самореализация выпускника начальной школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей, формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов внеучебного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год должен быть построен по своему в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей. Поэтому 1 класс – Подготовительный этап, направлен на развитее теоретического мышления, развитее наглядно – образной и логической памяти.
(Слайд презентации № 15)
Подготовительный этап (1класс).
- Формирование навыков эффективной организации труда.
- Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
- Формирование познавательного интереса.
- Выявление способных учащихся.
Виды деятельности:
Педагогическая диагностика по Л.Е.Журовой, Л.Е. Евдокимовой, А.О.Кочуровой проводимая совместно со школьным психологом – залог обучения и развития детей.
В начальной школе широко применяются диагностические обследования пока только в одной образовательной модели – «Начальная школа XXI века». Авторы их: Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. разработали - систему заданий, дающую возможность диагностировать, что именно и почему не усвоил ученик, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями. Педагогическая диагностика, построенная на содержании учебного материала, выявляет не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития.
Диагностическое обследование проводится 3 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце 1-го полугодия (декабрь) и в конце года (апрель, май). Для учеников диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что ее результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок. Это позволяет снять напряжение, которое может возникнуть, так как детям предлагаются непривычные для них, нестандартные задания. В 1-м классе 1-ая и 2-ая диагностики содержат только рисованные задания. Начиная со 2-го класса, даются текстовые задания. К каждому заданию или вопросу дается 4—5 готовых ответов, как правило, только один из них - верный, а остальные - неверные (но они могут получиться при неправильно проведенном рассуждении). При выполнении диагностической работы ученику не приходится делать дополнительные записи (пояснения, подробную запись решений, переписывание, записи ответов и т.п.), большую часть времени он тратит на обдумывание, осмысление формулировки задания и только затем выбирает и отмечает правильный ответ.
Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Все это фиксируется учителем и является конфиденциальной информацией – ее не рекомендуется принародно использовать на родительских собраниях и классных часах.
Учитель имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с ребенком в результате обучения. Это практически невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.
Оценивание каждого задания проводится по 4-балльной шкале:
- 3 балла - задание выполнено верно;
- 2 балла - выполнена большая часть задания;
- 1 балл - выполнено меньше половины задания; есть попытка правильно выполнить задание, но наряду с правильно отмеченным ответом отмечен и неверный ответ;
- 0 баллов - задание не выполнено.
Общая характеристика выполненной диагностической работы может оцениваться по уровням: высокий - по большинству заданий ребенок имеет 3 балла; средний - если по большинству заданий ребенок имеет 2 балла, и низкий в том случае, если за большую часть заданий ребенок получил 1 балл, а есть задания, которые оценены в 0 баллов.
Проводя диагностику, получаешь дополнительный материал для полной объективной оценки творческих возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется мышление, восприятие, внимание, память, в какой помощи учителя нуждается ребенок. Диагностика дает возможность проанализировать развитие ребенка, она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.
На следующий год планирую во внеучебной работе использовать кружок “Эрудит” по УМК “Развивающие задания Е.В. Языканова (1час в неделю). Этот курс для 1 – 4 класса развивающих занятий, нацелен на решение задач и интеллектуально – личностно – деятельное развитие младших школьников. Задания служат прекрасной подготовкой к олимпиадам.
Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Работать с предложенными заданиями можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам.
(Слайд презентации № 16)
Портфолио личных достижений. С 1 класса планирую совместно с учащимися и родителями составлять портфолио. Каждое портфолио выполнять в творческом и индивидуальном стиле. Ребята сами будут участвовать в накоплении материала портфолио – анкетирование, тренинги, дипломы, грамоты за индивидуальное, семейное участие в народных праздниках, спортивных, литературных, конкурсах. Рубрики портфолио: деловая информация, творческие работы, диагностические обследования, мои достижения. Портфолио будет представляеть ежегодный отчет по развитию ребенка. Что ребенок узнал, как он думает, подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует, производит, создает, как он взаимодействует на интеллектуальном уровне с другими детьми. Портфолио будет фиксировать изменения, и рост учащегося за определенный период времени, носить накопительный характер поощрения творческой деятельности самого учащегося и всей семьи, обеспечивать непрерывность процесса развития ребенка от года к году. Планирую ежегодно проводить парады личных достижений “ Школьные годы чудесные”.
К 8 годам дети всячески демонстрируют свою избирательность, свое мнение, свою новую школьную жизнь, стремятся занять более взрослую позицию. Именно в этот период дети начинают осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны ему в этом помочь. Поэтому 2 класс – Творческий этап.
(Слайд презентации № 17)
Творческий этап (2-й класс).
- Совершенствование навыков научной организации труда.
- Формирование познавательного интереса.
- Творческое развитие учащихся.
- Индивидуальная работа со способными школьниками.
Виды деятельности:
Во втором классе будет продолжаться внеучебная работа по всем видам деятельности 1 класса, а также самое серьезное внимание я буду обращать на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки. Для этого будет проводиться индивидуальная работа с учащимися по выполнению тематических сообщений для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, математики, для классных часов, внеклассных мероприятий. Буду готовить ребят к школьным олимпиадам, интеллектуальным играм и викторинам, к различным выставкам художественного и прикладного искусства. Во 2 классе вместе с родителями поможем детям выбрать занятия в кружках, секциях как в школе, так и при сельском ДК, все это способствует развитию творческих способностей ребят.
Внеклассная работа с сельской библиотекой по совместному ежегодному плану работы “Информационная культура читателя”
помогает детям хорошо ориентироваться в художественной и познавательной литературе, находить ответы на интересующие вопросы, а также участвовать в интеллектуальных литературных конкурсах и КТД.
К окончанию обучения в начальной школе дети должны научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Это способствует формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов). Поэтому 3 – 4 класс – Развивающий этап.
(Слайд презентации № 18)
Развивающий этап (3 – 4-й класс).
- Совершенствование навыков научной организации труда.
- Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
- Формирование исследовательских навыков.
- Развитие информационной культуры учащихся.
Виды деятельности:
В 3 - 4 классах будет продолжена внеучебная работа по всем видам деятельности начатой в 1 и 2 классе. На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой, а затем и на другие сферы деятельности ребенка.
Это участие ребят в олимпиадах, интеллектуальные играх, викторинах, конкурсах различного уровня, дистанционных проектах, а также в районной научно – практической конференции младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку», всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты внеучебной деятельности; качественно новый, более “взрослый” тип взаимоотношений со взрослыми и одноклассниками. Способствуют этому:
(Слайд презентации № 19)
Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся.
- Коллективно творческие дела совместно с сельской библиотекой, кружками при ДК и родителями.
- Предметные недели.
- Кружок “Эрудит”.
- Олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, дистанционные проекты.
- Диагностическое обследование.
- Портфолио личных достижений.
Высокая эффективность достигается, если такая работа будет проводиться систематически, а не от случая к случаю.
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. А результаты совместной деятельности с учащимися я увижу через три - четыре года, когда закончу работу над этой темой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...
"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов
Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...
Выступление на городском методическом объединение по теме «Повышение качества образования в условиях ФГОС. Из опыта работы»
выступление...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации ученика, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к ко...