Внеклассное мероприятие "Викторина по сказкам Х.К. Андерсена" Цель: расширить знания детей о писателе Х.К. Андерсене, привить любовь к его творчеству. Задачи: научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка, на произведениях Андерсена показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным, развивать эстетический вкус, сформировать устойчивый интерес к чтению. Ход мероприятия: I. Вступление. Прослушивание музыкального клипа «В мире много сказок». Мы совершим путешествие по его сказочному миру. - Но прежде, чем перейти к этой викторине, мы немного уделим внимание его биографии. Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только на переделал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году ( в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Сегодня мы поработаем над 10 его сказками. А вот над какими, вы разгадаете сами, прочитав только русские буквы.. 1Дюймовочка .2 Свинопас .3Огниво 4Русалочка 5Гадкий утёнок 6Новое платье короля. 7Принцесса на горошине..8 Стойкий оловянный солдатик. 9 Снежная королева. 10 Дикие лебеди. II. Викторина 1. Самые-самые - сказки и герои ( задавать вопросы по очереди каждой команде) Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине») Самая грустная сказка. («Русалочка») Самая зимняя сказка. («Снежная королева») Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») Самая крошечная девочка. (Дюймовочка) Самый богатый жених. (Крот) Самый красивый наряд короля. (Воображаемый) Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине) Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди») Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок») На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утенок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик) Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»). Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво») Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво») Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик») Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка») Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик) Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик») Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют). 2. Строим мир сказок Андерсена. Задание: узнать, из какой сказки этот герой или предмет, который я назову. ( задавать вопросы по очереди каждой команде) Свинарник – «Свинопас». Птичий дом – «Гадкий утёнок». Дворец – «Дикие лебеди» и «Русалочка» (морской дворец). Кораблик – «Стойкий оловянный кораблик». Море – из «Русалочки». Город – из сказки «Огниво». 3. Растения ( задавать вопросы по очереди каждой команде) крапива («Дикие лебеди»), роза («Дикие лебеди», «Свинопас», «Снежная королева»), старое дерево, внутри пустое, с дуплом («Огниво»), большой вишневый сад («Снежная королева»). 4. Звери и птицы: кот и курица («Гадкий утенок»), жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»), старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»), индейский петух («Гадкий утенок»), большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»), три собаки с большущими глазами («Огниво»), полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»), лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди»), олень («Снежная королева»), соловей («Свинопас»). 5. Люди император («Свинопас»), король («Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди»), королева («Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»), принц («Свинопас», «Дикие лебеди»), принцессы («Принцесса на горошине», «Огниво», «Русалочка»), придворные ((«Новое платье короля») солдат («Огниво»), девочка Герда и мальчик Кай ( «Снежная Королева»), бабушка ( «Снежная Королева»), мама («Дюймовочка»). 6. Волшебные предметы. горшочек и трещотка («Свинопас»), огниво («Огниво»), волшебный напиток («Русалочка»), ячменное зерно («Дюймовочка»), волшебное зеркало («Снежная королева»), золотой гребешок («Снежная королева»). Объясните, в чем состояло волшебство этих предметов и напитков. 7. Сказочные герои: царь морской («Русалочка»), снежная королева («Снежная королева»), ведьма («Огниво»), колдунья («Дюймовочка» и «Снежная королева»), эльф («Дюймовочка»), тролль («Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева»), 8. Расшифруй слова. Расшифруй героев сказки и назови из какой сказки эти герои. 1 команда Сказка «Дюймовочка» ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ, АБАЖ, СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф 2 команда Сказка «Гадкий утёнок» КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух. 9. Выбери правильный ответ Выбери правильный ответ и подчеркни его: - Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно? пару коньков; лыжи; санки. - Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»: из жемчуга; из янтаря; из кораллов. - Что свинопас менял на поцелуи принцессы: дудочку и кувшинчик; розу и соловья; горшочек и трещотку. - На чём было написано письмо старой лапландки финке в сказке «Снежная королева»: на шкуре; на рыбе; на льдине. - Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница»: шапочка; шубка; муфта. 10. Посчитай « Сколько...» - Сколько дней каждый год проводили братья-лебеди на родине? - 11
- Сколько сестер было у Русалочки? - 5
- Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? - 25
- Сколько учёных книг было написано об искусственном соловье в сказке «Соловей»? - 25
- Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? - 20 тюфяков, 20 перин и 1 горошина
- Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы? - 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)
11. Угадай героя по описанию: - Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая. (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине») - Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости. (Снежная королева) - На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки… (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик») - Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами. (Искусственный соловей из сказки «Соловей») - Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику… (Оле-Лукойе) - Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. (Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист») III. Итог урока В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: • Уважение к мужеству; • доброта и сочувствие всем, кому плохо; • любовь к людям; • презрение к чванливым и бессердечным.
|