Программы по внеурочной деятельности для 1-го класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Программы для внеурочной деятельности 1класс ,соответствующие возрасту и интересам детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 242.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Старочеркасская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старочеркасской СОШ
____________Н.Н. Кривошапкина
Приказ от___________№____
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _ внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
на 2015-2016 учебный год
Уровень общего образования (класс):
начальное общее, 1 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Количество часов__33ч__________
Учитель __Сугрина Е.А.__
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки.» для 1 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
- Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
- Устав школы;
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ Старочеркасской СОШ
- Учебный план МБОУ Старочеркасской СОШ на 2015 – 2016 учебный год;
- Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год.
Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Календарно-тематический план
1 час в неделю, всего 32 часа
1 класс
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Плановые сроки прохождения | |||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | По плану | Фактически | |||||||
Здравствуй, книга (2 ч) | |||||||||||
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 3.09 | ||||||
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализиро-вать произведения | 10.09 | ||||||
Книги о Родине и родной природе (2 ч) | |||||||||||
Книги о Родине и природе. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 17.09 | ||||||
Н.Сладков «Золотой дождь» | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Формулировать главную мысль рассказа: | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 24.09 | ||||||
Писатели детям (3 ч) | |||||||||||
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | Различать книги | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 1.10 | ||||||
Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 8.10 | ||||||
Книги современных писателей о детях. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Различать виды текста, выбирать текст. | 15.10 | ||||||
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) | |||||||||||
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 22.10 | ||||||
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 5.11 | ||||||
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 1 | Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Использовать алгоритм самостоятельной работы | 12.11 | ||||||
По страницам книг В. Сутеева (3 ч) | |||||||||||
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 1 | Определять жанр и тему | Выявлять структурные части произведения | Моделировать обложку | 19.11 | ||||||
В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 26.11 | ||||||
Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 | Определять жанр и тему | Выявлять структурные части произведения | Моделировать обложку | 3.12 | ||||||
Сказки народов мира (3 ч) | |||||||||||
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 | Определять жанр и тему | Выявлять структурные части произведения | Моделировать обложку | 10.12 | ||||||
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведенем | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 17.12 | ||||||
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | Определять жанр и тему | Выявлять структурные части произведения | Моделировать обложку | 24.12 | ||||||
Книги русских писателей-сказочников (3 ч) | |||||||||||
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | 14.01 | ||||||
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 21.01 | ||||||
Детские писатели (3 ч) | |||||||||||
Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Корректировать деятельность | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 28.01 | ||||||
Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 4.02 | ||||||
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 11.02 | ||||||
Сказки зарубежных писателей (3 ч) | |||||||||||
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | Определять жанр и тему | Читать, выполняя задания к тексту | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 25.02 | ||||||
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 3.03 | ||||||
В гостях у сказки. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 10.03 | ||||||
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) | |||||||||||
Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; | 17.03 | ||||||
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 31.03 | ||||||
Дети — герои книг (3 ч) | |||||||||||
Дети — герои книг детских писателей. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 7.04 | ||||||
Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 14.04 | ||||||
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 1 | Определять жанр и тему | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 21.04 | ||||||
Книги о животных (3 ч) | |||||||||||
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 28.04 | ||||||
Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Выявлять структурные части произведения | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 5.05 | ||||||
33. | Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг». | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Анализировать эмоциональные состояния | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | 12.05 19.05 |
Содержание программы
1 класс (32 ч)
Тема 1: Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Тема 2: Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Тема 3: Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 4: Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Тема 5: По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Тема 6: Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Тема 7: Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Тема 8: Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Тема 9: Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 10: Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Тема 11: Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Тема 12: Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
Программа по внеурочной деятельности "Геометрика" (1-4 класс)
Пояснительная записка к программе "Геометрика" (1-4 класс). Тематическое планирование внеурочного курса "Геометрика" (1 класс)....
программа организации внеурочной деятельности в 1-х классах
Программа организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.Направления внеурочной деятельности:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекульт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-798231-1570647715.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...