Программа по внеурочной деятельности "Геометрика" (1-4 класс)
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Пояснительная записка к программе "Геометрика" (1-4 класс). Тематическое планирование внеурочного курса "Геометрика" (1 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometrika.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОМЕТРИКА

Программа по внеурочной деятельности.

Пояснительная записка.

 «Вдохновение    нужно   в   геометрии,  как  и  в  поэзии»

А.С. Пушкин

             

                Рабочая   программа по курсу «Геометрика» составлена учителем начальных классов МОУ СОШ №6 Князевой Натальей Валерьевной.

 Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы курса «Математика и конструирование» С.И.Волковой, О.Л.Пчелкиной

   

Цель и задачи курса «Геометрика»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучение различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

     На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носят дискуссионный характер.

     В работе с детьми  будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

     Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований  кроме учителя, становиться дети.

     Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные ( творческие)  и контролирующие.

     К репродуктивным относятся:

   а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

   б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

     Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

    Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

    Преобразующие учебные действия, связанные  с  преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

Место курса в учебном плане.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического  характера.

В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.

На изучение курса «Геометрика» в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на 135 ч: 33 ч - в 1 классе  (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Методы и приемы изучения геометрического материала.

Одна из важных особенностей  курса “Геометрика ” - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

  • воспроизведение объектов;
  • доконструирование объектов;
  • переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

Общая характеристика  курса.

Факультативный курс «Геометрика» входит во внеурочную

деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание  курса

1 класс (33часа)

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой.

Отрезок. Сравнение отрезков, вычерчивание отрезков.

Луч.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Длина. Единицы длины: сантиметр,  дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром.

Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями и с использованием циркуля.

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание углов.

Ломаная. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников.

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.

Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.

Деление многоугольника на части.  Составление многоугольника из двух частей  с выбором из трех предложенных.

2 класс (34часа)

Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.

Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Треугольник. Соотношение сторон треугольника.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.

3 класс. (34 часа)

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.

Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.

Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника.

Деление окружности на 2, 4, 8 и 3, 6, 12 равных частей.

Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

Вписанный в окружность треугольник.

4 класс. (34 часа)

Прямоугольный параллелепипед: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Куб: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.

Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового  размера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.

Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Геометрика».

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных       заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Чертить прямоугольник, отрезок заданных размеров.
  • Обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника.
  • Делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей.
  •   Знать противоположны стороны прямоугольника, свойства диагоналей прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности, радиус, диметр окружности, вписанный прямоугольник, описанная окружность.
  • Знать виды треугольников по сторонам и углам.
  • Единицы площади и соотношения между ними, периметр многоугольника, площадь прямоугольника, пирамида, грани, ребра. вершины пирамиды.
  • Конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить фигуру, симметричную заданной.

 Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое планирование   курса «Геометрика»

1 класс (33 часа)

Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1

06.09.11

Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге.

1

Знакомство учащихся с учебным курсом и учебным пособием. Понятия «точка», «линия».

2

13.09.11

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

Понятия «прямая линия», «кривая линия», «замкнутая кривая», «незамкнутая кривая». Использование линий в практической деятельности человека.

3

20.09.11

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

1

Знакомство с бумагой, ее различными видами. Практическая работа.

4

27.09.11

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1

Знакомство с основным свойством прямой, с инструментом для проведения прямой.

5

04.10.11

Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

1

Разные положения прямой на плоскости. Возможность  проведения прямой через 3 точки.

6

11.10.11

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1

Понятие «отрезок». Модели отрезков, вычерчивание отрезков.

7

18.10.11

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

1

Обозначение буквами изображенных на бумаге геометрических фигур. Практическая работа по изготовлению полосок разной длины.

8

25.10.11

Повторение и закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

9

15.11.11

Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

1

Практическая работа. Изготовление аппликации самолета из 4 элементов.

10

22.11.11

Изготовление аппликации «Песочница».

1

Практическая работа. Изготовление аппликации «Песочница».

11

29.11.11

Луч.

1

Понятия «луч», «начало луча». Сравнивание прямой, отрезка, луча.

12

06.12.11

Сравнение отрезков с помощью циркуля.

1

Знакомство с циркулем, новым способом сравнения отрезков с помощью циркуля.

13

13.12.11

Сантиметр.

1

Единицы длины. Сантиметр. Модель сантиметра. Измерение отрезков с помощью линейки.  

14

20.12.11

Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

Способы построения суммы и разности отрезков, построение отрезка суммы и отрезка разности двух отрезков.

15

27.12.11

Угол. Развернутый угол.

1

Понятия «угол», «вершина угла», «стороны угла». Обозначение углов буквами.

16

Прямой угол. Непрямые углы.

1

Понятие «прямой угол». Построение прямого угла.

17

Виды углов: прямой, тупой, острый.

1

Знакомство с видами углов: прямым, острым, тупым. Построение углов разных видов.

18

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

Понятия «ломаная», «вершины ломаной», «звенья ломаной». Модель ломаной. Обозначение ломаной буквами.

19

Закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

20 - 21

Многоугольник.

2

Понятие «многоугольник». Выделение многоугольников среди  фигур.

22

Прямоугольник.

1

Понятие «прямоугольник». Признаки прямоугольников. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

23

Противоположные стороны прямоугольника.

1

Понятие «противоположные стороны прямоугольника». Установление практическим путем попарного равенства противоположных сторон прямоугольника.

24

Квадрат.

1

Понятие «квадрат». Признаки квадрата. Моделирование квадратов.

25 - 26

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

2

Единицы длины. Дециметр. Метр. Соотношения между единицами длины.

27

Повторение и закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

28 - 30

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

3

Практическая работа. Изготовление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

31

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей.

1

Собирание из мозаики различных геометрических фигур и выкладывание различных предметов.

32 - 33

Оригами. Изготовление моделей  «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик».

2

Знакомство с искусством складывания из бумаги фигурок оригами. Закрепление знаний об основных изученных геометрических фигурах.

Учебно – методическая литература

  1. С.И.Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»:1 – 4 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007 г.
  2. С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина. Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010 г
  3. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии».- М., « Педагогика-Пресс», 1994 г.
  4. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004 г.
  5. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003 г.
  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.

Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Основы православной культуры"

Духовно-нравственное направление в 1 классе по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...