Проект по патриотическому воспитанию младших школьников
занимательные факты на тему
В последнее время в России возникли экономические и политические перевороты, которые повлияли на духовные ценности народа нашей страны. Эти изменения уменьшили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому, патриотическое воспитание младших школьников должно стать общей задачей общеобразовательных учреждений, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов.
Патриотическое чувство не возникает у человека самопроизвольно, на мой взгляд именно школа призвана воспитывать гражданина-патриота, так как именно школа дает ученику систематизированные знания, в которых даётся информация о родном крае, прививается должное отношение к тому, что окружает школьника, воспитывается бережное отношение к семье, к природе, историии культуре своего народа.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С этого местадля маленького человека начинается огромная страна, гражданином которой он воспитывается. Уважение к своей родине, стране, традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного и трепетного отношения к своим истокам.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
По моему мнению самым подходящим возрастам для воспитания патриота, является младший школьный возраст, так как именно этот период самый сенситивный для воспитания положительных черт личности. В рамках данного проекта, я рассматриваю понятие патриот, как личность, уважающая и преданная своей семье, классу, школе, городу и краю.
Цель проекта:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели, должны решаться следующие задачи:
Задачи проекта:
1. сформировать у младших школьников основные знания об истории своего города, родного края, об их культурных, политических, экономических особенностях.
2. сохранять и формировать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
3. воспитать интерес к изучению и сохранению культурных ценностей своего народа.
4. развивать внутреннюю потребность учеников в самосовершенствовании;
5. проводитьрегулярную работу по социализации обучающихся;
6. укреплять взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
7. сформировать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданин-патриот России».
Участники проекта: учащиеся 1-4 классов.
Сроки реализации проекта: 4 года (долгосрочный).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: Лучший проект по патриотическому воспитанию.
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Патриот»
Исполнитель: Здоровцева Е.Г.
Учитель начальных классов
Контактный телефон: 8-912-688-63-66
Email: zdorovtseva94@mail.ru
Актуальность проекта
В последнее время в России возникли экономические и политические перевороты, которые повлияли на духовные ценности народа нашей страны. Эти изменения уменьшили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому, патриотическое воспитание младших школьников должно стать общей задачей общеобразовательных учреждений, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов.
Патриотическое чувство не возникает у человека самопроизвольно, на мой взгляд именно школа призвана воспитывать гражданина-патриота, так как именно школа дает ученику систематизированные знания, в которых даётся информация о родном крае, прививается должное отношение к тому, что окружает школьника, воспитывается бережное отношение к семье, к природе, историии культуре своего народа.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С этого местадля маленького человека начинается огромная страна, гражданином которой он воспитывается. Уважение к своей родине, стране, традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного и трепетного отношения к своим истокам.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
По моему мнению самым подходящим возрастам для воспитания патриота, является младший школьный возраст, так как именно этот период самый сенситивный для воспитания положительных черт личности. В рамках данного проекта, я рассматриваю понятие патриот, как личность, уважающая и преданная своей семье, классу, школе, городу и краю.
Цель проекта:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели, должны решаться следующие задачи:
Задачи проекта:
- сформировать у младших школьников основные знания об истории своего города, родного края, об их культурных, политических, экономических особенностях.
- сохранять и формировать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
- воспитать интерес к изучению и сохранению культурных ценностей своего народа.
- развивать внутреннюю потребность учеников в самосовершенствовании;
- проводитьрегулярную работу по социализации обучающихся;
- укреплять взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
- сформировать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданин-патриот России».
Участники проекта: учащиеся 1-4 классов.
Сроки реализации проекта: 4 года (долгосрочный).
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы»
- Устав школы
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»
Педагогические принципы проекта:
- целостность – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- гуманизация – личностно-ориентированный подход в воспитании, учтены возрастные и индивидуальные особенности;
- деятельный подход – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- интеграция – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
- культуросообразность, который базируется на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется с помощью культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- возрастной и индивидуальный подход, подразумевает выбирать тему, приемы работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Гуманистической основой проекта является ее личностный характер, который создает мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.
Направления деятельности, которые способствуют реализации проекта:
- Духовно-нравственное. Осмысление учениками в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность следовать им в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко-краеведческое. Система мероприятий, обращенных на познание историко-культурных корней, понимание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к предкам и современникам и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.
- Гражданско-правовое. Оказывать влияние через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
- Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей, учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Проект «Патриот» включает в себя четыре блока:
- Семья. Согласье в семье - богатство.
- Школа – мой второй дом.
- Мой город – лучший город земли.
- Родной свой край уважай.
Блок | Задачи | Планируемый результат |
Семья. Согласье в семье - богатство. |
| Формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка. |
Школа – мой второй дом. |
| Осознание учеником роли знаний в жизни человека, усвоение этики взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик-ученик», выполнение режима работы школы и положенных учащемуся обязанностей, умение воспользоваться правами ученика. |
Мой город – лучший город земли. |
| Воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через собственную семью, личное отношение к прошлому и настоящему г.Нижнего Тагила. |
Родной свой край уважай. |
| Воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества. |
Мероприятия по реализации патриотического проекта «Патриот»
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс | |
| 1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство. | |
1 | «Здравствуй, школа!» Мои родные. Моя семья | Праздник; фото выставка; |
2 | Имя твое | Поисковое задание (изучение своего имени); |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | Концерт |
4 | Мое имя и фамилия | Летопись семьи (генеалогическое дерево) |
5 | Ты – родитель | Игра (родители-дети) |
7 | Мои обязанности в семье | Беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | Открытка |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | Праздник |
| 2 блок. Школа– мой второй дом. | |
1 | Здравствуй, школа! | Праздник, классный час |
2 | Школьные кабинеты | Экскурсия по школе |
3 | Адрес школы. Дорога в школу. | Составление маршрута «дом – школа – дом» |
4 | Мой сосед по парте | Игра |
5 | Посвящение в первоклассники | Праздник |
6 | Традиции школы | Беседа, собрание для родителей |
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | Экскурсия, конкурсы |
8 | Наши обязанности | Игра |
9 | До свидания, первый класс! | Праздник |
| 3 блок. Мой город – лучший город земли. | |
1 | Мой двор | рисунки |
2 | Удивительное имя нашего города | Легенды |
3 | Прогулка-экскурсия по городу | Экскурсия на автобусе |
4 | Удивительный наряд города | Видео - экскурсия |
5 | Характер города. Город владеет культурными богатствами | Беседа |
6 | Характер города. Город владеет духовными богатствами | Фото выставка |
7 | Посещение музея города. | Экскурсия |
8 | Занятия жителей города | Беседа |
| 4 блок. Родной свой край уважай. | |
1 | Географическое положение. | Беседа |
2 | Екатеринбург – главный город области | Экскурсия |
3 | Из бабушкиного сундука | Фольклорные посиделки, игра |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир родного края | Беседа |
5 | Красота родной природы | Экскурсия |
| 2 класс | |
| 1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство. | |
1 | Мой дом – моя крепость | Игра |
2 | Досуг в моей семье | Беседа, рисунки |
3 | Профессия папы | Фото выставка |
4 | Профессия мамы | Фото выставка |
5 | Распределение обязанностей в семье | Родительское собрание, беседа |
6 | Песни родителей, бабушек | Прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | Соревнования, праздник |
| 2 блок. Школа– мой второй дом. | |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | Инструктаж |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | Беседа |
3 | Мои любимые книги | Выставка книг |
4 | Береги учебник | Акция |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | Беседа |
6 | Я – директор школы | Ролевая игра |
7 | Школа будущего | Конкурс сочинений |
8 | Дом, в котором мы живем | Исследовательская работа |
| 3 блок. Мой город – лучший город земли. | |
1 | Память о прошлом. Символы города. | Беседа |
2 | О чём говорят названия улиц | Поисковое задание |
3 | Посещение кинотеатра, театра | Культпоход |
4 | Альбом «Знай и люби свой город» | Рисунки, сочинения, мини-доклады |
5 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | Встреча, беседа |
6 | Аллея славы | Экскурсия |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | Экскурсия |
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | Беседа, прогулки по отдельным местам города |
| 4 блок. Родной свой край уважай. | |
1 | Герб | Беседа, рисунки |
2 | «Исторические места края» | Экскурсия |
3 | Я б рассказ свой начал с песни | Прослушивание |
4 | Национальная кухня | Конкурс блюд |
5 | Национальный костюм | Рисунки |
6 | Заповедные места родного края | Беседа |
7 | Праздники родного края | Практикум |
| 3 класс | |
| 1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство. | |
1 | Моя семья | Сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | Выставка семейных поделок |
3 | Герб моей семьи | Конкурс рисунков |
4 | Моя родословная | Составление родословной |
5 | У семейного очага | Семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | Поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры | Практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | Открытки, праздник |
| 2 блок. Школа– мой второй дом. | |
1 | Моя школа – мой дом | Беседа |
2 | Я работаю в библиотеке | Ролевая игра |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | Открытка |
4 | Что растет на территории школы | Тесты |
5 | Знаем ли мы школу? | Викторина |
6 | Акция «Хорошее время читать»» | Читательский дневник |
7 | Акция «Двор похож на цветной луг» | Посадка многолетних растений на клумбах пришкольного участка |
| 3 блок. Мой город – лучший город земли. | |
1 | Исторические места города. | Экскурсия |
2 | Моему городу... лет | Выставка фотографий |
3 | Музей танков | Экскурсия |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | Беседа |
5 | Посещение музея им.Куйбышева под открытым небом | Экскурсия в музей |
6 | Знаменитые земляки | Поисковое задание |
7 | Встреча с известными земляками | Беседа |
8 | Знай, люби и гордись своим городом | Практикум |
| 4 блок. Родной свой край уважай. | |
1 | «Люди, достойные подражания». | Исследовательский проект |
2 | «Заповедники области». | Доклады |
3 | «Охрана природы — священный долг каждого!» | Беседа |
4 | Что бы ты сделал, если бы был губернатором? | Сочинение |
5 | Народные праздники моего края | Ролевая игра |
6 | «Путешествие по карте России» | Рисунки |
7 | «Что мы знаем о народах, населяющих наш край». | Беседа |
8, | Праздники осени, весны, зимы | Праздник |
9 | Милый сердцу уголок | Экскурсия |
| 4 класс | |
| 1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство. | |
1 | История одной фотографии | Сочинение |
2 | Рукотворный мир | Выставка поделок, сделанных совместно с родителями |
3 | Моя семья. Семейные традиции | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | Поисковое задание |
5 | Семейный бюджет | Практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей | Круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья | Спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи | Поздравительная открытка |
| 2 блок. Школа– мой второй дом. | |
1 | Умники и умницы | Интеллектуальная игра |
2 | Бюджет школы | Практикум |
3 | Музей боевой славы школы | Экскурсия в школьный музей |
4 | Мой любимый предмет в школе | Конкурс рисунков |
5 | История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы. | Создание альбома |
6 | Прощание с начальной школой | Праздник |
7 | Подарок школе | Посадка дерева на школьном дворе |
| 3 блок. Мой город – лучший город земли. | |
1 | Моя малая родина | Сочинение |
2 | «Непродуманные рассказы о войне» | Информационный доклад |
3 | Знакомство с духовной жизнью города | Экскурсия в храм |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | Поисковое задание |
5 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | Поисковый проект |
6 | Знакомство с Книгой Памяти | Сбор материала для школьного музея |
7 | Что мы покажем гостям в Нижнем Тагиле | Оформление уголка |
8 | Мой город в будущем | Защита презентации |
| 4 блок. Родной свой край уважай. | |
1 | Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края. | Информационно-поисковый доклад |
2 | Они служили в Армии. | Беседа |
3 | Интересные места нашего края | Экскурсия |
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Поисковое задание |
5 | На пути духовного возрождения. (монастырь) | Экскурсия |
6, 7 | Знакомство с произведениями искусства знаменитостей нашей края | Чтение произведений, представления |
8 | Трудовые достижения и замечательные люди нашей земли | Поисковое задание |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Список литературы
- Агапова И., Давыдова И. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – 2005. - №4 – С.23.
- Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Педагогика. - 2005. - №6 – С.59.
- Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы:Монография. - Челябинск: Факел, 1995. - 238с.
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008. -131с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы».
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2009.
- Ерхова М.В. Проблемы гражданского воспитания // Директор школы. -2008. - № 5 - С. 78 - 82.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
- Леонова Я. День защитника Отечества: праздник для детей младшего школьного возраста //Воспитание школьников. – 2006. - № 1- С. 17.
- Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. — М.: Просвящение,1987. – 112 с.
- Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания //Одаренный ребенок. - 2009. - № 3. - С. 48 - 59.
Приложение № 1
Методика диагностики патриотического воспитания.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения. Показатели воспитанности. | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3 до 0) |
Отношение к обществу | Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет |
2. Гордость за свою страну | 3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим 2 – интересуется историческим прошлым 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых 0 – не интересуется историческим прошлым |
3 Служение своими силами | 3 – находит дела на пользу малому Отечеству и организует их 2 – находит дела на пользу малому Отечеству 1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса 1 – в делах класса участвует при побуждении 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает |
Отношение к физическому труду | Трудолюбие |
5.Инициативность и творчество в труде | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд 2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет |
6. Самостоятельность в труде | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – в трудовых делах участия не принимает |
7. Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других 2 – бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу 0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества |
8. Осознание значимости труда | 3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам 2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам 1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться |
Отношение к людям | Доброта и отзывчивость |
9. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников 2 – уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве 0 – не уважает старших, допускает грубость |
10. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость. 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам. 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших 0 – не отзывчив, иногда жесток. |
11 Милосердие | 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других 2 – сочувствует и помогает слабым и больным 1 – помогает слабым, больным при наличии контроля 0 – не отзывчив, иногда жесток |
12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, 1 – не всегда честен 0 – не честен |
Отношение к себе | Самодисциплина |
13. Развитая добрая воля | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками 2 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать |
14. Самоуважение, соблюдение правил поведения | 3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других 2 – добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других 1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны 0 – нормы и правила не выполняет |
15. Оригинальность и пунктуальность | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других 2 – своевременно и качественно выполняет любое дело 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле 0 – начатые дела не выполняет |
16. Требовательность к себе | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 2 – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Приложение № 2
Анкета «Патриот»
Данная анкета может быть использована в работе с учащимися для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина –патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
Данную анкету могут проводить педагог. Воспитатель. Обработка и интерпретация проводятся только социально –педагогической службой ОУ (социальный педагог, педагог – психолог)
Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент -анализа (по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.
Цель анкетирования:
Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.
Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.
Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Образец опросного листа.
Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.
1)Считаете ли вы себя патриотом?
1.Да
2. Нет
3. Частично
4. Не знаю
2) Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
- Школа
- Родители
- Окружающие люди, друзья
- СМИ
- Органы власти
- Другое_______________________________
3) По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
- Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
- Непримиримость к представителям других наций и народов.
- Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
- Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения.
- Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
- Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
- Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
- Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
- Другое ______________________________________________________
4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
- Нет желания
- Нет возможности
- Считаю это не актуальным
5) Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:
- активная деятельная жизнь
- жизненная мудрость_____________________________
- здоровье (физическое и психическое) _________________
- интересная работа ____________________________________________
- красота природы и искусства_________________________________
- любовь (духовная и физическая) ____________________________
- материальное обеспечение жизни_______________________________
- наличие хороших и верных друзей ______________________________
- общественное признание ____________________________________
- познание (образование, кругозор) _______________________________
- продуктивная жизнь __________________________________
- развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) _____________________________________________________________
- развлечения__________________________________________
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ____________________________________________
- счастливая семейная жизнь__________________________________
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) _____________________
- творчество (возможность творческой деятельности) _________________
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) ________________________________________
- аккуратность (чистоплотность)______________________________
- воспитанность____________________________________
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) _________________________________________________________
- жизнерадостность_________________________________
- исполнительность_________________________________
- независимость____________________________________
- непримиримость к недостаткам в себе и других____________________________________________________
- образованность___________________________________
- ответственность (чувство долга, умение держать слово) __________________________________________________________
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________________________
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) ________
- смелость в отстаивании своих взглядов_______________
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ______________________________________________
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) ______________________________________
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) ___________________________________
- честность (правдивость, искренность) ________________ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) ____________________________________________________
- чуткость (заботливость)____________________________
6) Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
- умение ценить настоящую дружбу
- готовность помочь другу в трудную минуту
- взаимопонимание
- честность, порядочность, принципиальность
- приятная внешность
- хорошие манеры
- умение модно одеваться
- смелость
- решительность
- интерес, знание литературы, искусства, музыки
- интерес к политике
- наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
- наличие денег карманные расходы
- способности
6) Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:
- Я люблю, когда другие люди меня ценят.
- Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
- Я люблю приятно проводить время с друзьями.
7) Закончите предложения:
- Каждый из нас верит…
- Каждый из нас готов…
- Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,
но и …_________________________________________________________
- Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
- Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-43550-1597262971.jpg)
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...
"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (
Автор: Слепцова Саргылана Васильевна В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-137911-1353852076.jpg)
Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-724469-1606590655.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников "Донбасс объединяет"
Данный проект разработан для детей младшего школьного возраста....
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию младших школьников
ПРОЕКТпо патриотическому воспитанию младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-965397-1697605463.jpg)
проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс
проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс...