Рабочая программа курса внеурочной деятельности "ЭВРИКА"
рабочая программа (2 класс) по теме
НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkolnikov_evrika_2017_g.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
к ООП НОО МБОУ «Лицей №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
«Эврика»
I. Пояснительная записка
Цели начального общего образования с учетом специфики учебного курса
Цель современной образовательной политики - развитие личности каждого ребенка.
МБОУ «Лицей №1» - это уникальное образовательное пространство самоопределения, саморазвития, самосовершенствования каждого обучающегося, ориентированного на мир техники и технологий, готовящегося к жизни в инновационном обществе.
Цель: Создание условий для формирования выпускника социально активного, способного к нравственному самоопределению и саморазвитию, путём внедрения деятельностных технологий.
При организации внеурочной деятельности учитывается специфика лицея. Проведение занятий в деятельностном режиме повышает мотивацию и активизирует деятельность учащихся.
Программа курса «Эврика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Направленность программы «Эврика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – курсы внеурочной деятельности; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания по русскому языку, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные, познавательные возможности.
В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задания, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и выступать в различных конкурсах.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цель и задачи программы:
Цель курса: развитие познавательной активности младших школьников на основе лингвистического материала через систему развивающих занятий.
Задачи:
1.Развивать интерес, мотивацию к изучению русского языка.
2.Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
3.Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
4.Развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
5.Формировать навыки творческого мышления, умение решать нестандартные задачи; применять знания в новых условиях (олимпиадах, конкурсах, конференциях).
6.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы.
7.Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
8.Формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников, навыки саморегуляции своей деятельности.
9.Приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Эврика»
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Занятия «Эврика» помогут учащимся усовершенствовать свою речь, что создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности.
Принципы программы:
1.Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
2.Принцип поиска.
3.Принцип выбора решений и самостоятельности в их реализации.
4.Принцип сотрудничества. Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.
5.Принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности.
6. Принцип занимательности.
Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком. В ходе решения заданий дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- участие в олимпиаде, международной игре ««Русский медвежонок – языкознание для всех»;
- работа с научно-популярной литературой, работа с разнообразными словарями;
- коллективные и индивидуальные исследования.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы).
Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, метод моделирования, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.
Методы работы:
- поисково-исследовательский метод (квазиисследовательский);
- метод моделирования;
- дискуссионно-аналитический метод;
- метод содержательного обобщения и т.д.
Данные формы и методы направлены на формирование следующих компетентностей:
- коммуникативной,
- информационной,
- самореализации,
- самоопределения.
III. Описание места курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом для ступени начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1» на 20146-2017 учебный год с пятидневной учебной неделей, Санитарно-эпидемиологическими правилами ( СанПиН ) курс обучения «Эврика» составляет: 34 часа (34 недели по 1часу в неделю)
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения данного курса является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
V. Ожидаемые результаты реализации программы
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами внеурочной деятельности и оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе.
Личностными результатами изучения курса «Эврика» являются:
- умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- развитие самостоятельности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Эврика» являются:
- умение определять и формулировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий;
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение отличать верно выполненное задание от неверного;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения;
- умение задавать вопросы.
Формы контроля и оценки планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
- публичные выступления ребёнка;
- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
- решение риторических задач;
- знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения учителя во внеурочное время).
Самооценка и самоконтроль определение учеником грани своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Ожидаемые результаты:
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
- рост личностных достижений;
- создание атмосферы успеха;
- установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;
- накопление опыта творческой деятельности;
- участие в олимпиадах по русскому языку.
Сроки | Вид контроля | Содержание | Формы | Критерии оценивания |
Сентябрь | Стартовый | Тема: "Вводное занятие" | Тестирование | + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, |
Декабрь | Текущий | Тема: "Проверка знаний и умений" | Интеллектуальная игра | + зачет сдан, |
Май | Итоговый | Тема: "Итоговое занятие" | тестирование | + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, критический уровень (до 60%) |
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
VI. Содержание программы курса «Эврика»
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, распознавание речевых ошибок; творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 3. Орфография
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Работа со словарными словами, текстом.
Тема 4.Морфология
Теория: расширение знаний о частях речи, распознавание и использование частей речи, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Текст.
Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста. Связная речь. Средства художественной выразительности текста.
Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.
Тема 5. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Подбор родственных слов с заданным корнем. «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
VII. Учебно-тематический план занятий «Эврика»
2 класс (34 часа)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности Форма проведения | Материал к учебному занятию | Планируемые результаты | Личностные | Предметные |
Фонетика (5 ч) | Метапредметные | ||||||
1 | 1 | Что мы знаем о звуках и буквах?
| Уточнить представление о звуках и буквах русского языка. Повторить понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух». Познавательная беседа; анализ и просмотр текстов. | Ч 1, ТПО, С.1-7 | Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Формирование личностного смысла учения; принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, образа "хорошего ученика". | |
2 | 1 | Игротека. Игра «Исправь ошибки». | Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. Игровая: практические занятия с элементами игры, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов и загадок. Работа в группах. | ТПО, С.17-19 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний); выполнять учебно-познавательные действия Коммуникативные: участвовать в дискуссии; свободно выражать свое мнение; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. | Положительная мотивация к обучению. | Выполнять зву-кобуквенный разбор, опре-делять лекси-ческое значение слова, одно-значные и многозначные слова. |
3 | 1 | Фонетическая транскрипция. Ударение. | Переводить фонетическую запись слова в буквенную. Коллективная работа. Работа в группах.
| Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других. | Познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентиро-ваться в информа-ционном прост-ранстве. | Переводить фонетическую запись слова в буквенную. | |
4 | 1 | Учимся распознавать речевые ошибки. | Распознавать и устранять распространённые типы речевых ошибок. Коллективная работа. Работа в группах. | Регулятивные: анализировать свою деятельность (выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы). Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; высказывать предпо-ложения; добывать новые знания (извлекать информа-цию, представленную в форме иллюстраций и схем). Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружа-ющими. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | Распознавать и устранять рас-пространённые типы речевых ошибок. | |
5 | 1 | Учимся распознавать речевые ошибки. | Распознавать и устранять распространённые типы речевых ошибок. Парная работа, индивидуальная. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | Распознавать и устранять рас-пространённые типы речевых ошибок. | ||
Лексика (10 ч) | |||||||
6 | 1 | Что такое лексика? | Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Парная работа, индивидуальная. | ТПО, С.8-11 | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ори-ентироваться в информационном пространстве. | Понимать зна-чение слов «лексика», «лек-сикон», «лекси-ческое значение слова». |
7 | 1 | Однозначные и многозначные слова. | Познакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений. Познавательная: викторина. | ТПО, С.12-16 | Регулятивные: определять цель деятельности. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование положительного от-ношения к учению, к познавательной дея-тельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приоб-ретать новые знания, умения. | Отличать слова однозначные и многозначные. |
8 | 1 | Слова-братья. Слова – наоборот. | Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов. Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста. Игровая: практические занятия с элементами игры. | ТПО, С.20-23 ТПО, С.24-27 | Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); сравнивать предметы, объекты (находить общее и различия); делать обобщение, выводы. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе (устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках). | Формирование положительного от-ношения к учению, к познавательной дея-тельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобре-тать новые знания, умения. | Подбирать сино-нимы, анто-нимы. |
9 | 1 | Пословица недаром молвится. | Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста. Познавательная. Работа в группах. | ТПО, С.28-32 | Регулятивные: действовать по предложенному плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем). Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Формирование положительного от-ношения к процессу познания (прояв-ление внимания, удивления, желания больше узнать); уважительное отно-шение к мнению другого человека; проявление терпения и доброжела-тельности в споре. | Объяснять смысл пословиц. |
10 | 1 | Творческий проект "Слово в пословице". | Играть с пословицами. Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста. Объяснять смысл пословиц. Познавательная. Работа в группах. | ТПО, С.33-36 ТПО, С.37-41 | |||
11 | 1 | Еще раз о синонимах и антонимах. | Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов. Познавательная: практические занятия с элементами игры, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов и загадок. Коллективная работа, работа в парах. | ТПО, С.64-68 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками действия, необходимые для решения учебной задачи. Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивации учебной деятель-ности. | Различать сино-нимы, антони-мы. |
12 | 1 | Фразеологизмы. | Объяснять фразеологизмы. Игры с ролевым акцентом. Викторина. | ТПО, С.18-23 | Регулятивные: анализировать свою деятельность (выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы); организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; высказывать предположения; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем). Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. | Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внима-ния, удивления, желания больше узнать); адекватного представления о школе, о поведении в процессе учебной деятельности. | Объяснять фра-зеологизмы. |
13 | 1 | Анаграммы. | Разгадывать анаграммы. Познавательная, игровая. Игры с ролевым акцентом. | ТПО, С.47-51 | Регулятивные: действовать по предложенному плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); сравнивать предметы, объекты (находить общее и различия). Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Формирование навыков организа-ции и анализа своей деятельности в составе группы; развитие мотивации учебной деятель-ности; формирование личностного смысла учения. | Знать и уметь решать ана-граммы. |
14 | 1 | Русские народные загадки. | Разгадывать русские народные загадки. Работа в группах. Интеллектуальный марафон. | ТПО, С.36-40 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками действия, необходимые для решения учебной задачи. Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивации учебной деятель-ности. | Научатся: отга-дывать загадки; выделять свой-ства и признаки загаданного предмета. |
15 | 1 | Игротека. | Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки. Познавательная, игровая. Игры с ролевым акцентом. Работа в группах. | ТПО, С.41-44 | Регулятивные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | Формирование по-ложительного отно-шения к процессу познания (прояв-ление внимания, удивления, желания больше узнать). | |
Орфография (7 ч ) | |||||||
16 | 1 | Играем со словарными словами. | Играть со словарными словами. Познавательная, игровая. Игры с ролевым акцентом. Работа в группах. | ТПО, С.42-46 | Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Формирование устойчивой моти-вации к самосто-ятельной и коллек-тивной аналити-ческой деятельности; развитие мотивации учебной деятель-ности; формирование личностного смысла учения. | Знать написание словарных слов. Научатся: находить омо-графы в предло-жении, объяс-нять случаи расхождения звучания и написания слов, проверять написание слов путем изменения формы слова. |
17 | 1 | Игротека. Игры со словами. | Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова. Познавательная, игровая. Игры с ролевым акцентом. Работа в парах. | ТПО, С.52-54 | Регулятивные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | Формирование положительного от-ношения к процессу познания (прояв-ление внимания, удивления, желания больше узнать). | Научатся: находить омо-графы в предло-жении, объяс-нять случаи расхождения звучания и написания слов, проверять написание слов путем изменения формы слова. Научатся: распознавать пословицу от обычного выска-зывания; выявлять скры-тый смысл пословиц. |
18 | 1 | Секреты некоторых букв. | Познакомить с особенностями букв Я, Е, Е, Ю ; разделительными Ъ; Ь . Коллективная работа. | ТПО, С.55-58 | Регулятивные: высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом. Познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями с коммуникации. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | Различать рабо-ту букв Я, Е, Е, Ю. Различать и применять пра-вило написания разделительных Ъ; Ь. |
19 | 1 | Шарады, анаграммы и метаграммы. | Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы. Работа в группах. | ТПО, С.59-63 | Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Формирование устойчивой моти-вации к самосто-ятельной и коллек-тивной аналити-ческой деятельности; развитие мотивации учебной деятель-ности; формирование личностного смысла учения. | Научатся: разгадывать ша-рады; подбирать пословицы к тексту. Научатся: разгадывать ана-граммы; самостоятельно составлять ана-граммы, приме-нять знания и умения в нестандартных условиях рабо-ты, в повсед-невной жизни. |
20 | 1 | И вновь словарные слова. | Играть со словарными словами. Коллективная работа, индивидуальная. | ТПО, С.45-50 | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | |
21 | 1 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера. | Познакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека. Коллективная работа, индивидуальная. | ТПО, С.55-58 | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | Научатся: различать слова, называющие признаки предметов; сос-тавлять текст по рисунку, приме-нять знания и умения в нестандартных условиях рабо-ты, в повсед-невной жизни. |
22 | 1 | Игротека. | Повторить части речи. Коллективная работа, индивидуальная. | ТПО, С.59-62 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками действия, необходимые для решения учебной задачи. Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивации учебной деятель-ности. | Научатся: применять зна-ния, полученные во 2 классе на практике; применять зна-ния и умения в нестандартных условиях рабо-ты, в повсед-невной жизни. |
Морфология ( 8ч) | |||||||
23 | 1 | Слова, называющие предметы. | Различать одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные и нарицательные. Коллективная работа, индивидуальная. | ТПО, С.73-76 | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | Различать одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные и нарицательные. |
24 | 1 | Слова, называющие признаки предметов. | Определять слова, называющие признаки предметов (по вкусу, размеру, форме, цвету). Работа в парах. | ТПО, С.77-80 | Регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои речевые высказывания и высказывания одноклассников. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка и схем; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний). Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | Формирование положительного отношения к уче-нию, к познава-тельной деятель-ности; желание выполнять учебно-познавательные дей-ствия, приобретать новые знания, умения. | Определять слова, называ-ющие признаки предметов. |
25 | 1 | Слова, называющие действия предметов. | Определять слова, называющие действия предметов. Решение кроссвордов. | Ч 2, ТПО, С.1-4 | Регулятивные: высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом. Познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач). | Определять слова, назы-вающие дей-ствия предметов. |
26 | 1 | Текст, тема, главная мысль. | Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Составлять рассказ по картинкам. Коллективная работа, индивидуальная. | ТПО, С.9-13 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний); выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные: участвовать в дискуссии; свободно выражать свое мнение; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. | Формирование положительного от-ношения к учению, к познавательной дея-тельности; принятие норм и правил школьной жизни. | Определять тему и основную мысль текста. |
27 | 1 | Заголовок - всему голова. | Определять особенности заголовков. Коллективная работа, индивидуальная. | ТПО, С.14-17 | Регулятивные: действовать по предложенному плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать других. | Формирование положительного от-ношения к учению, к познавательной дея-тельности; проявление интереса к новому учебному материалу; внимательное отно-шение к собствен-ным переживаниям и переживаниям других людей. | Подбирать заго-ловок к тексту. |
28 | 1 | Составление рассказа по картинкам. | Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Составлять рассказ по картинкам. Коллективная работа, индивидуальная. | Регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои речевые высказывания и высказывания одноклассников. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка и схем; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний). Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | Формирование положительного от-ношения к учению, к познавательной дея-тельности; желание выполнять учебно-познавательные дей-ствия, приобретать новые знания, умения. | Составлять текст по рисунку. | |
29 | 1 | Игротека. | Повторить понятия: текст, тема, основная мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы. Работа в группах. | ТПО, С.24-26 | Регулятивные: работать по предложенному учителем плану; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах (группах) с учетом конкретных учебно-познавательных задач; выражать готовность идти на компромиссы; предлагать варианты и способы погашения конфликтов; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | Формирование умения оценивать собственную учеб-ную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач); осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. | Научатся: различать понятия "текст", "предложение"; определять ос-новную мысль текста, озаглав-ливать текст. |
30 | 1 | Составление истории, которую можно закончить пословицей. | Составлять историю, которую можно закончить пословицей. Работа в группах. | ТПО, С.27-30 | Регулятивные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | Формирование положительного от-ношения к процессу познания (проявле-ние внимания, удивления, желания больше узнать). | Научатся: определять тему и основную мысль текста; придумывать анаграммы к словам, приме-нять знания и умения в нестан-дартных усло-виях работы, в повседневной жизни. |
Словообразование (4ч) | |||||||
31 | 1 | Состав слова. Основа слова. Формы слова. Игра «Буква заблудилась». | Составлять новые слова. Работа в парах. | Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Формирование устойчивой моти-вации к самостоя-тельной и коллек-тивной аналити-ческой деятельности; развитие мотивации учебной деятель-ности; формирование личностного смысла учения. | Различать звон-кие и глухие согласные звуки, соотносить зву-чание и напи-сание слов; объяснять случаи расхож-дения звучания и написания слов, проверять напи-сание слов путем изменения формы слова. | |
32 | 1 | Про корень и окончание. Игра «Какое слово задумано?» | Подбирать родственные слова с заданным корнем. Решать головоломки. Викторина. | ТПО, С.63-67 | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование положительного от-ношения к учению, к познавательной дея-тельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобретать новые знания, умения. | Различать одно-коренные слова и изменение слова. |
33 | 1 | Про суффикс и приставку. | Подбирать родственные слова с заданным корнем. Работа в парах. | ТПО, С.68-71 | Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Формирование личностного смысла учения; осознание смысла приобре-таемых умений; понимание того, что успех в учебной деятельности в значимой мере зависит от самого ученика. | Определять значимые части слова, подбирать слова к схемам. |
34 | 1 | Интеллектуальная игра «Своя игра». | Работа в группах. | Научатся: применять зна-ния, полученные во 2 классе на практике; применять зна-ния и умения в нестандартных условиях рабо-ты, в повсед-невной жизни. |
VIII.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Результат реализации программы «Эврика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.); возможности применения одного и того средства обучения для решения различных
дидактических задач; легкости (удобности) пользования и хранения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
IX. Список литературы по программе:
- Книгопечатные пособия:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
- Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультмедиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эврика»
Рабочая программа по курсу «Эврика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) для начальной школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...