Урок памяти "Ухтомские Ополченцы"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Презентация и конспект классного часа "Ухтомские Ополченцы" подготовлен для проведения классного часа с целью познакомить детей с историческими событиями ВОВ и историей района Некрасовка (ул.Ухтомских Ополченцев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotoka_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Страницы истории нашего района Некрасовка
Урок памяти «Ухтомские Ополченцы»
Подготовила: учитель начальных классов Муравейникова Татьяна Юрьевна
Цель мероприятия: патриотическое воспитание младших школьников
Задачи мероприятия: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, об истории района, в котором они живут, способствовать воспитанию патриотических чувств, дать представление о величии духа, смелости и отваге людей того времени.
Формы организации деятельности детей: слушание, чтение стихов, составление синквейна
Оборудование: выставка рисунков «Война глазами детей», аудиозаписи песен военных лет, плакаты военных лет, презентация.
Ход мероприятия:
1 слайд (звучит мелодия «Священная война»)
- 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины.
Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
- (Дети читают стихи о войне)
2 слайд
-Ребята, наш район совсем молодой, но он имеет свою историю. Здесь в самом начале войны начало формироваться народное ополчение. В ополчение люди не призывались. Наоборот, туда шли те, кто не подлежал призыву в армию, но стремился принять непосредственное участие в вооруженной борьбе с агрессором. И эта добровольность проявилась уже в первые дни войны. Москвичи с гневом и возмущением восприняли сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Эти дивизии формировались в условиях, когда противник подошел к Москве на расстояние менее 100 км, и составили основу частей Московской зоны обороны. В их задачу входило строительство оборонительных рубежей, подготовка и участие в контрнаступлении советских войск.
3 слайд
Пока дивизии народного ополчения занимались в июле и августе обучением личного состава и строили оборонительные сооружения, проблема их вооружения не стояла так остро. Оружия не хватало даже для частей, действовавших на фронте. Но и после перевода дивизий в состав армий Резервного и Западного фронтов и распоряжения снабжать их наравне с кадровыми соединениями, полностью обеспечить ополченцев современными отечественными образцами стрелкового оружия не удалось.
Часть оружия, хранившегося и доставляемого для ремонта, было захвачено во время 1-ой мировой войны. Ополченцам выдавалось все, что могло стрелять бывшего начальника снабжении оружием рабочих коммунистических батальонов: "Оружия не хватало. При формировании батальона получили самое различное оружие- отечественное, трофейное и даже музейное.
4 слайд
В конце октября из истребительных батальонов районов Москвы и Ухтомского, Лотошинского районов области была создана 2-я бригада московских рабочих, переименованная 14-го ноября в 5-ю Московскую стрелковую дивизию. Части ее встали на рубежи Кунцево - Люберцы. Возводя укрепления, они несли охрану Малоярославецкого, Киевского и Наро-Фоминского шоссе.
5 слайд
Народное ополчение 1941в Великую Отечественную войну состояло из дивизий ( в Москве —16), батальонов и полков, истребительных батальонов. Плохо обученные и слабо вооружённые ополченцы понесли огромные потери в боях лета — осени 1941, уцелевшие влились в регулярную армию.
Новое соединение возглавило бывшее командование 3-го боевого участка Московского оборонительного рубежа войск обороны Москвы. Командиром дивизии был назначен полковник С. Е. Исаев.
Когда противник на отдельных направлениях достиг окраин Москвы, дивизия развернулась на оборонительным рубеже. Здесь были возведены из бетона и стали доты, бронеколпаки. 20 января 1942 года приказом Штаба Московского военного округа от 20 января 1942 года согласно директивы № орг./2/78015сс от 19 января 1942 года была переименована в 158-ю стрелковую дивизию.
6 слайд
Пятая московская стрелковая дивизия
(с 20 января 1942 — 158-я стрелковая дивизия), сформирована в середине октября 1941 из истребительных батальонов Дзержинского, Краснопресненского, Кировского, Ростокинского, Ленинградского, Пролетарского, Первомайского, Свердловского, Октябрьского, Тимирязевского и Железнодорожного районов Москвы и Ухтомского и Лотошинского районов Московской области. Командир дивизии — полковник С. Е. Исаев, комиссар — И. И. Жжёнов. Входила в состав Московской зоны обороны и со второй половины октября занимала оборону на ближних подступах к Москве на рубеже Кунцево — Люберцы, а затем на рубеже Киевский вокзал — Очаково — Переделкино — Черёмушки — Деревлёво — Тёплый стан — Городище. В середине февраля 1942 переброшена на Калининский фронт и участвовала в наступлении в районе Ржева. Боевой путь закончила в Берлине. Награждена двумя орденами Красного Знамени и орденом Суворова 2-й степени и получила почётное наименование Лиозненско-Витебской. На здании Института физических проблем АН СССР, где в октябре 1941 размещался штаб и политотдел дивизии (Воробьёвское шоссе, 2), — мемориальная доска.
- Составление синквейна
- Ребята, у вас на столах листочки, сейчас мы составим синквейн со словом война.
- О том, как проходили военные действия, как армия продвигалась к Победе мы знаем не только из официальных источников, но и, конечно, из воспоминаний наших дорогих ветеранов, тех кто прожил это страшное время.
7 слайд
Как спасли знамя
Шел 1941 год. Группа москвичей-ополченцев с боями выходила из окружения. Офицеру Петру Алексеевичу Дудкину было доверено спасти знамя дивизии народного ополчения Фрунзенского района столицы. Добравшись до деревни Оленьи Горы Юхновского района Калужской области, он встретил партизан. Отсюда Дудкин вместе с Евдокией Михайловной Смирновой, колхозником Андреем Петровичем Евграфовым стал пробиваться через линию фронта к своим.
Евдокия Михайловна обмотала алое полотнище вокруг тела. Все сели на сани, груженные для отвода глаз нехитрым скарбом, и темной ночью отправились в дорогу. Переехали скованную льдом Угру. Все шло удачно. Но вот сани остановил вражеский патруль... Перерыли пожитки, начали обыскивать людей...
Дудкин не выдержал: выхватил пистолет и в упор застрелил фашиста. Второй патрульный, отскочив в сторону, направил дуло автомата на патриотов. Тут не растерялась Евдокия Михайловна. Изловчившись, она пригнула автомат немца к земле. На помощь ей тотчас бросились Дудкин и Евграфов... Красное знамя было спасено. Теперь оно хранится в Москве, в Центральном музее Советской Армии.
Н. Тимошенков, рабочий. Правда, 1978, 8 марта.
(Выступления ребят)
Оригами «Журавлик» (Мелодия «Журавли»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...