Роль семьи в воспитании младшего школьника
статья на тему

Статья поможет родителям выстроить взаимоотношения со своим ребенком в семье. Быть к своему ребенку болле внимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_mladshego_shkolnika.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании младшего школьника

 «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский.

      Взаимодействие семьи и школы - проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.

     Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Семья-это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании–устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

     Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания-это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок должен быть уверен, что его, кто - то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей основывается на уважении и любви детей к родителям, доверии

к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может

разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой – для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитета ведёт

уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми

являются основой родительского авторитета.

     Немаловажную роль в воспитании младшего школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает.

     С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания,

сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав...», «Дети не захотели с тобой играть, потому что...», «А тебе такое отношение понравится?» и т.п.

      Постепенно у младшего школьника с формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В тоже время нельзя постоянно

сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

      У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

      Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми. 

     Можно выделить три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей.

     Изменился темп жизни, изменились условия быта. Это повлияло на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Потребность во внутрисемейном общении у детей не уменьшается. Содержательное и достаточно продолжительное общение с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

     В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его

деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Постоянно сравнивая неудачи ребенка с успехами других детей, можно вызвать реакцию, обратную желаемой. Вместо того, чтобы побудить к достижению таких же успехов, в ребёнке поселится неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Если же злоупотреблять

положительной оценкой, можно сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.

     Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями.

Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей.

         Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение, даже если есть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители, но это не значит, что свои взрослые проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме.

      Взрослые по отношению к младшему школьнику могут выражаться в

пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках,

эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.

Родители стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Однако многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей. Общение со сверстниками, улица могут оказывать отрицательное влияние: ребёнок усваивает язык улицы, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

      Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают

при взаимном уважении, умении взрослых понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь — постараться встать на мест

о ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.

      Таким образом, подводя итоги, можно сказать о многообразии функций семьи, которые она выполняет, воспитывая своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоционально-волевую.

     Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего

школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании младших школьников"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Роль семьи в воспитании школьников"Приведены убедительные доказательства педагогов, психологов  о положительном влиянии здоровой семьина формиро...

Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Мама и папа – это самые близкие для ребёнка люди. Именно они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Целью родительского лектория было показать как стиль общения взрослых с ребёнко...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

На статье раскрывается роль семьи в воспитании младшего школьника. Даются советы, как воспитать нравственного человека....

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Цель лектория: создание благоприятных условий для развития ребенка при взаимодействии семьи и школы. Перед лекторием проводится подготовительная работа: рисунки детей "Моя семья", проек...

Роль семьи в воспитании младших школьников.

 Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих ...

Роль семьи в воспитании младшего школьника.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, довер...