"По одёжке встречают..." (интегрированное занятие)
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Приобщать детей к истории национальной культуры . Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать воспитанию интереса и уважения к русской культуре, традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"По одёжке встречают..." | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение Тульской области
«Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних №3»
Интегрированное занятие
«По одежке встречают…»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Пекушкина Г.П.
.
г. Донской
2017 г.
Интегрированное занятие «По одежке встречают…»
Цель. Приобщать детей к истории национальной культуры .
Задачи. Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать воспитанию интереса и уважения к русской культуре, традициям.
Материал. Подборка слайдов (презентация). Мяч. Кокошники, колпаки, ленты, платки, шапки по количеству детей. Рисунки детей с изображением предметов одежды; эскизы орнаментов, цветные карандаши, фломастеры.
Предшествующая работа. Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Ход занятия.
(Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал, садятся.)
- Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? (Ответы детей.) Наша с вами матушка Россия! Которая всегда была самой сильной, самой необычной и самой красивой страной мира!!!! И красива, и сильна, она - была, есть и будет, прежде всего, своим народом, своими корнями, своими традициями и своими праздниками!!! Вы знаете, что в нашей стране помимо официальных символов существуют, конечно же, негласные, неофициальные символы, увидев которые или услышав о которых любой иностранец скажет - «Да это же русские, да это же Россия!» Давайте вспомним их. (Ответы детей.)
- Один из символов России – одежда. Мужская косоворотка и русский сарафан. Недаром в русской пословице говорится: «По одежке встречают - … по уму провожают». Сегодня мы поговорим об одежде русских людей. Всю одежду женщины шили сами. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. И только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
- В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей, она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен и вести себя в соответствии со своей должностью.
- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по-разному, в зависимости от того, что они шили.
- Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово? (Душу греет). Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было… - телогрея.
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники.) Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девочки могли носить волосы - распущенными, а девушки - заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
- Во что же одевались мужчины и мальчики? (Ответы детей.) Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. А что носили мужчины на голове? (Ответы детей.) Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду». (Проводится игра. Дети встают в круг. Ведущий – воспитатель начинает фразу и дает игроку мяч, а дети по очереди ее продолжают, возвращая мяч водящему.)
- Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Сейчас я предлагаю выйти и надеть, примерить головные уборы. (Дети выполняют задание.)
- А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (По окончании игры дети занимают свои места.)
- Итак, женская одежда – это … , продолжите фразу: сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка). А мужская одежда – это … рубаха, порты, кафтан, колпак.
- А теперь, мы поиграем в игру «Что кому?» Вам надо разобрать одежду для мужчин и для женщин по отдельности. (Дети выполняют задание.)(Молодцы!)
- В холодную зимнюю носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Ответы детей.)
- Во что обувались русские люди в старину? (Ответы детей.)
- Скажите, какая одежда отличала простого человека от воина? (Ответы детей.)
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга.) Зачем она нужна воинам? (Ответы детей. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.)
Железная шапка с острым концом,
а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче - украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
- Во что обувались русские люди в старину? (Ответы детей.)
- Вы обратили внимание, какой интересный узор вышит на русской одежде? Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги. Узор в виде орнамента, ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например.
- Знак солнца. Что оно дарит людям? (Ответы детей: тепло, добро.)
- Правильно, поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
- Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, хорошую жизнь. Желтый цвет – тепло и ласку. Синий цвет – радость. Черный цвет – богатство.
- Ребята, если бы мы с вами решили украсить русские народные костюмы, то надо сделать рисунок вышивки. Давайте попытаемся создать свой узор, свой оберег. Как это сделать? (Нарисовать красками, карандашами, фломастерами.)
- Подумайте, какой вид одежды вы решили ы украсить? (Ответы детей.) На какую часть одежды наносятся обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
(Дети садятся за столы, рисуют (раскрашивают) орнамент. Во время работы детей звучит русская народная мелодия.)
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята рассматривают работы.)
- Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что от доброго мастера.
- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. И мы узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
- Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с заданиями и порадовали меня сегодня … Давайте наши узоры для одежды поместим на выставку чтобы все познакомились нашим тврчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в Дом Моды или матрёшкины одёжки
Урок изобразительного искусства по росписям русской матрёшки....
Презентация к уроку"Матрёшкины одёжки"
Помещены слайды, которыми можно проиллюстрировать урок(возникновение куклы, виды кукол)...
По одёжке встречают
Какая одежда была у наших предков? Что символизировала вышивка? На эти и другие вопросы даёт ответы данная презентация....
Консультация "По одёжке встречают"
Консультация для родителей будущих первоклассников по теме "По одёжке встречают"...
Открытый урок английского языка по теме "По одёжке встречают"
Данная разработка предназначена для учащихся 3 класса, учебник И.Н Верещагиной, Т.А. Притыкиной...
"По одёжке встречают"
Занятие по этикету...
" Встречают по одёжке, а провожают по ...."
Четвёртое занятие из цикла "Мой внешний вид"...