Мастер-класс "Развитие нравственного мира ребенка через активные формы организации внеклассной деятельности"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 26.51 КБ |
nosova_a.l.pptx | 1003.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие нравственного мира ребенка через активные формы организации внеклассной деятельности»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление мне хотелось бы начать с индийской притчи.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает? «Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Важнейшая роль в развитии нравственного мира ребенка принадлежит классному руководителю. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определено отличие современного подхода к воспитанию от традиционного и пришедшего ему на смену гуманистического подходов. Традиционное воспитание предполагает формирование личности согласно нормам и ценностям, принятым в обществе, в процессе передачи опыта от старшего поколения к младшему, то есть общество стоит над личностью. При гуманистическом подходе потребности и желания личности ставятся выше общественных. Современный подход предполагает взаимную поддержку людей (Я – Значимый Другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, в результате чего происходит развитие каждого члена коллектива, то есть общество и личность стремятся друг к другу, а не противопоставляются.
- Уровень нравственного развития у каждого разный, поэтому прежде, чем планировать воспитательную работу по этому направлению, классному руководителю необходимо диагностировать этот уровень в начале работы с классом и регулярно отслеживать динамику результатов. Хочется подчеркнуть, что оценить уровень нравственности с помощью каких-то методик практически невозможно. Нравственность проявляется в реальных поступках, во взаимоотношениях между людьми, в экстремальных ситуациях. Но существуют методики, которые позволяют создать общую картину о внутреннем мире ребенка и его нравственных ориентирах, наметить проблемы и соответственно скорректировать воспитательную работу для их решения в данном классе с данными детьми. Профессору Гарвардского университета Лоуренсу Колбергу, автору «Теории морального развития» принадлежит идея нравственных дилемм. Моральная дилемма – это ситуация нравственного выбора, которая содержит конфликт интересов. Доктор педагогических наук Тюменского государственного университета в журнале «Начальная школа» Емельянова И.Н. предложила серию диагностических моральных дилемм для младших школьников. Ученику предлагается 4 варианта решения жизненных проблем, которые соответствуют определенному уровню нравственных ориентиров. На основе выбора решений определяются общие предпочтения личности. В качестве примера попробуем с вами решить пару таких дилемм, для этого перенесемся мысленно в третий класс.
Вот первая дилемма.
1. Сережа дежурил в классе. На перемене все вышли из класса, а Сережа остался, чтобы привести доску в порядок. В это время в класс зашел его друг Саша, они затеяли возню и нечаянно разбили вазу с цветами. Учительница не стала разбираться и наказала Сережу. Как поступит Саша?
а) Саша не станет говорить, что тоже виноват: ведь его друга уже наказали, а неприятности Саше ни к чему.
б) Саша не станет говорить, что тоже виноват: если его накажут, это расстроит маму.
в) Саша расскажет учительнице, что виноват, потому что так поступают настоящие друзья.
г) Саша расскажет учительнице правду, так как Сережа страдает один, а это несправедливо.
2. Полина и Катя выполняли домашнее задание вместе. После проверки Полина получила 5, а Катя — 4, так как учительница
не заметила у Полины ошибку, которую исправила у Кати. Как поступит Катя?
а) Катя укажет на ошибку Полины учительнице: пусть не ей одной будет плохо.
б) Катя укажет на ошибку Полины учительнице, чтобы та тоже получила заслуженную отметку.
в) Катя не скажет учителю о неувиденной ошибке, так как они с Полиной подруги.
г) Катя покажет ошибку Полине, чтобы Полина впредь не допустила ее.
Емельянова И.Н. отмечает, что вариант а) является безнравственным (доморальным), основанным на эгоистических интерсах, вариант б) – скорее безнравственное, чем нравственное решение, в его основе лежат эгоистические стремления, но человек, выбравший его, находит моральные оправдания своего поведения, вариант в) – скорее нравственное, чем безнравственное (моральное) решение, которое основывается на социальных нормах, стремлении им соответствовать, вариант г) – решение нравственное, личность, которая выбирает его руководствуется общечеловеческими ценностями и готова в полной мере нести ответственность за свой выбор. Согласно Концепции духовно-нравственного развития содержание работы с младшими школьниками должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности.
Есть еще очень хорошая известная проектная методика «Три желания», она имеет разные формы (цветик-трехцветик, золотая рыбка и.т.д) по выявлению нравственных ориентиров, которую можно проводить каждый год на протяжении всего периода обучения в начальной школе, например в конце года – Цветик-Семицветик. Снова представим себя учениками начальной школы. Позади учебный год, что-то у вас получилось, что-то не очень, а мы создадим волшебный Цветик-Семицветик, на лепестках которого напишем желания на предстоящее лето, постараемся написать добрые пожелания, чтобы они обязательно сбылись. И все детские желания можно разделить на группы: материальные (хочу планшет, велосипед и.т.д.), желания, связанные с взамоотношениями (чтобы было много друзей, чтоб старший брат не дразнился, мама не ругала), связанные с помощью другим людям (чтобы все были здоровы, чтобы никто не носил очки, чтоб животные не были бы голодные), связанные с саморазвитием, личностным ростом (научиться кататься на лошади, увидеть дельфина). Эта методика хороша тем, что ее результаты можно представить на родительском собрании, вывесить на доску рисунки детей и предложить им угадать желания своих детей. (Но естественно только положительные желания, чтобы никого не обидеть).
- Задача классного руководителя сформировать у учеников нравственные ориентиры, то есть систему ценностей, которые позволяют принимать решения и совершать правильный нравственный выбор. Это возможно через активные формы организации воспитательной деятельности, где каждый член коллектива является субъектом и вместе с другими переживает, участвует, а значит, формируется правильный нравственный ориентир. Существует множество активных форм и приемов для развития нравственных ориентиров.
- Нравственное упражнение (суть приема в создании ситуации, требующей от ученика правильных поступков, расчитанных на развитие нравственных качеств) Нравственное упражнение развивает добрые мысли и чувства, новые мотивы поведения – в этом его воспитательное значение) Вот примеры таких упражнений.
- «Бумажная кукла». У меня в руках бумажная кукла Соня. И сегодня мы будем делать то, что я никогда вам не разрешаю - мы будем ее обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, после уроков, на улице, как вы злитесь друг на друга. А обижая человека, даже словом, мы причиняем ему боль, поэтому мы будем загибать край бумаги. (Участники выполняют работу по очереди)
- Посмотрите на куклу теперь, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему?
Я думаю, мы очень травмировали куклу. А можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Пожалеть, сказать что-то приятное)
- Давайте ей будем говорить что-то хорошее и с каждым словом разглаживать её шрамы. (Участники выполняют работу)
- А теперь посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, как была? Почему?
Вывод: обидеть, совершить злой поступок легко…а вот исправить потом очень трудно.
- При планировании воспитательной работы по развитию нравственного мира ребенка классному руководителю важно создавать такие условия, чтобы каждый маленький член коллектива, класса, чувствовал себя соучастником это процесса. Каждое воспитательное мероприятие должно быть не отдельно друг от друга, а представлять собой систематическую, организованную и тщательно продуманную деятельность класса. Чтобы вы почувствовали себя в этой деятельности, сыграем с вами в игру, которую потом вы сможете провести у себя в классе. Для этого нам нужно разделиться на 5 групп по 3-4 человека. Для этого я вам раздам карточки.
- Каждый из нас является немножко волшебником, и в этом году у нас такое задание – построить, создать наш собственный мир (страну, остров, город и.т.д.) – к примеру, мир 3Б класса. А мы попробуем создать мир классных руководителей г. Оренбурга. Макет у нас уже есть, но он пока скучен и бесцветен, пуст и тих. А какой он у нас получится, зависит от нас с вами.
- Что положим в основу нашего мира? Конечно же, наши желания. Посадим семена желаний на пустой планете. На семенах напишите ваши желания, какими бы вы хотели воспитать своих учеников. (Участники на листочках в виде семечек пишут желания и прикрепляют макету)
- Из желаний вырастают деревья. Корни у этих деревьев – наше прошлое. Духовно-нравственное развитие наших учеников невозможно без семейных ценностей и традиций, без патриотизма и любви к своей малой и большой Родине, без уважения к старшему поколению. Какие на ваш взгляд воспитательные мероприятия способствуют именно укреплению «корней», осознанию себя как члена своей семьи и гражданина своей страны? Предлагаю участникам выбрать из предложенного или придумать самим темы воспитательных мероприятий о семье. «Порадовать близких – как это просто», «Изюминка» моей семьи», «Рассказы о Великой Победе в нашей семье», «Моя малая родина».
-Листья на деревьях тоже непростые. Это наши поступки. Выберите или придумайте свои названия воспитательных мероприятий по формированию правильного поведения. («Азбука вежливости», «Путешествие в страну Здоровья», «Когда лень – все идет через пень», «Без друга в жизни туго», «Книга добрых поступков нашего класса»).
- Через систему этих мероприятий на наших деревьях появляются плоды. Плоды могут быть красивые, вкусные, полезные, а могут, наоборот, бесцветные, безвкусные или даже ядовитые. Давайте на хороших плодах запишем, что помогает эффективной работе классного руководителя, а что мешает. ( Стойкость – равнодушие)
-На нашей планете классного руководства текут реки. Текут в будущее, уносят с собой все хорошее и плохое, доброе и жестокое, радостное и трудное. И вот плывет по этой реке кораблик, который называется «Мир ребенка». Загадочен и окутан тайной этот мир, поэтому мы и придумаем загадку, о нём. Для этого подберем 4 прилагательных к понятию «мир ребенка». Какой он? (На доске крепятся эти понятия в столбик). А рядом во второй столбик напишем существительные – что такое же? Зачитывается загадка.
9. Подводя итог, хочу обозначить моменты, которые, на мой взгляд, являются наиболее значимыми и могут обеспечить эффективное духовно-нравственное воспитание личности обучающихся:
1. Всеми доступными средствами необходимо развивать эмоциональную сферу ребёнка.
2. Учить детей адекватно выражать свои чувства.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества посредством личного примера взрослого (учителя, родителя и др.)
4. Создавать в классе и в школе благоприятный климат, основанный на взаимодействии и взаимопонимании педагогов и обучающихся.
5. Систематически организовывать внеурочной деятельности обучающихся (в том числе мероприятий практической направленности), базирующиеся на духовно-нравственных основах.
6. Своевременно формировать самостоятельность ребёнка, его инициативность, творческое отношение к деятельности, а также активную гражданскую позицию.
«Воспитание ума, сердца и чувств - постоянный, напряжённый, но в тоже время счастливый, творческий труд…»
(из «Азбуки нравственного воспитания»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционный подход к воспитанию Гуманистический подход к воспитанию
Современный подход к воспитанию
Теория морального развития
Методика диагностики нравственных ориентиров с помощью моральных дилемм (И.Н. Емельянова)
а) Саша не станет говорить, что тоже виноват: ведь его друга уже наказали, а неприятности Саше ни к чему. б) Саша не станет говорить, что тоже виноват: если его накажут, это расстроит маму. в) Саша расскажет учительнице, что виноват, потому что так поступают настоящие друзья. г) Саша расскажет учительнице правду, так как Сережа страдает один, а это несправедливо.
а) Катя укажет на ошибку Полины учительнице: пусть не ей одной будет плохо. б) Катя укажет на ошибку Полины учительнице, чтобы та тоже получила заслуженную отметку. в) Катя не скажет учителю о неувиденной ошибке, так как они с Полиной подруги. г) Катя покажет ошибку Полине, чтобы Полина впредь не допустила ее.
Нравственное упражнение Пробуждение гуманных чувств Доверие анонсом Активизация сокровенных чувств Пять минут с… Разговор при свечах Сюрпризы дружбы Приглашение к чаю
Что бы мы без тебя делали! Мне нравится ход твоих мыслей! Я знала, что ты сможешь сделать это! Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера! Ты нас порадовал! С каждым днем у тебя получается всё лучше!
« Воспитание ума, сердца и чувств - постоянный, напряжённый, но в тоже время счастливый, творческий труд…» ( из «Азбуки нравственного воспитания »)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя «Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»
Цель проекта: Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других националь...
Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились материалами из опыта раб...
"Духовно-нравственное воспитание ребенка через взаимодействие с родителями"
Проект - презентация...
Мастер-класс " Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения «Сад добродетелей»"
Знакомство участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей....
Развитие творческой индивидуальности детей через активные формы деятельности в группе продленного дня с учето здоровьесберегающих технологий
Актуальная и сложная проблема в настоящее время - это воспитание и развитие подрастающего поколения. В данной статье автор поделился своим опытом работы в группе прдленног дня, основываясь на зд...
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».Цель самообразования...
Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...
Комментарии
Морозова Галина Александровна
Молодцы! Воспользуюсь Вашим материалом.