Воспитательная система работы с классом
статья (3 класс) на тему

Шуляк Светлана Владимировна

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Современный учитель-воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу для роста и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_raboty_s_klassom_ya_-_grazhdanin.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

муниципального образования Выселковский район Краснодарского края

ул. Школьная, 31 тел.: 8(86157)42266

Воспитательная система работы с классом «Я – гражданин»                                                      

Подготовила:                                 Шуляк Светлана Владимировна учитель начальных классов            МБОУ СОШ № 25

Домашний адрес: 353 116 Краснодарский край, Выселковский район,                               ст. Новомалороссийская,                         ул. Пушкина, д. 56 А

Контактный телефон:

моб.8(918)4959863;

дом. 8(86157)42687

2016 год

Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.

Плутарх.

Неважно, когда сказаны эти слова, важно, что сказаны они для тех, кто выбрал профессию педагога-воспитателя. Учитель начальных классов выступает в основном в двух ролях - преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.                                                                                                                                        Любое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных идеалов. Учитель остается один на один с чудовищами XXI века: развратом, культом разрушительной силы, агрессией. В этих условиях классный руководитель должен проявить свои знания и мудрость, найти ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, привить навыки борьбы со злом, развить способность к самоопределению. Воспитывая детей, мы должны обращать их помыслы и поступки к вечным человеческим ценностям: любовь, семья, дети, дружба, добро, интересная работа. Вот основные приоритеты в моей работе с детьми.                                                             Каждый ребенок – бесценен, его становление как личности невозможно вне коллективной деятельности. Поэтому цель моей  воспитательной работы как раз и состоит в создании условий для гармоничного развития личности, ее самосовершенствования, чтобы воспитать свободного, талантливого, жизнелюбивого человека.                                                                                                  Как классный руководитель я ставлю перед собой задачи:

  1. Формировать дружный коллектив, в котором происходит всестороннее развитие личности.
  2. Создавать ситуацию успеха и самореализации каждого ученика.
  3. Развивать креативные (творческие) способности в разнообразных видах деятельности.

Воспитательная система класса состоит из нескольких компонентов:       Индивидуально-групповой:

  • общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. В нее входит: классный руководитель, дети, родители, школьный психолог.

Ценностно – ориентационный:

  • цели и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности класса;
  • принципы построения воспитательной системы.

Пространственно – временной:

  • связь класса с другими общностями детей и взрослых;
  • место и роль класса в воспитательном пространстве школы;
  • этап становления и развития воспитательной системы.

Диагностико – аналитический:

  • критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность учащихся, защищенность, комфортность учащихся в классе, удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива);
  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
  • критерии оценки деятельности.

Свои взаимоотношения с учащимися я стараюсь строить по принципам:

  • быть рядом с детьми и чуть-чуть впереди;
  • уважать личность ученика, его интересы и чувства;
  • хвалить ребенка прилюдно, а порицать наедине.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.                                                                                     Основные формы воспитательной работы:

  • групповая работа;
  • коллективные творческие дела;
  • классные часы;
  • походы, экскурсии, поисковая работа

Основная цель воспитательной деятельности: создание   условий       для   развития   нравственно-эстетической,    творческой личности ученика на основе современных педагогических технологий

Задачи воспитательной деятельности:

- всемерное развитие личности, способной в дальнейшем участвовать в жизни современного общества;

-  формирование активной гражданской и патриотической позиции;

- развитие     потребности     к     самореализации     творческого     потенциала, заложенного в личности;

- привитие сознательного отношения к труду;

- поддержание и укрепление школьных традиций;

-  привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей Кубани;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, пропаганды здорового образа жизни.

         Для решения этих задач мною выделены четыре направления работы классного руководителя: «Кубань – моя Родина», «Все цвета, кроме черного», «Здоровый образ жизни», работа с родителями.

Направление «Кубань – моя Родина»:

- выяснить у младших школьников уровень сформированности понимания роли своей малой Родины, целостной научной картины мира;

- сформировать у учащихся картину мира, адекватную современному уровню знаний;

- формировать целостную творческую и гармонично развитую личность во всем многообразии ее интеллектуального, эмоционального и духовного развития через чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине, к своему родному краю.

Мы обязаны помнить, что народная культура должна выжить, должна быть сохранена, преумножена. Именно народная культура, а не полукультура. Считаю, что если подобная работа будет проводиться с детьми, то, несомненно, у детей появится интерес к культуре, традициям, обрядам предков. Человек с детства чувствует себя частью своего народа, он включается не просто в мир, но и в историю через историю своего народа. Нужно помнить, что цель воспитателя - не только научить рисовать, лепить, шить, но и сделать детей достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа, это сплав доброго человеческого - разума, душевной теплоты, мудрой фантазии, искренности, чистоты. Все, что оставили нам предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.

Утрата духовных традиций ведет к исчезновению этноса. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших».

Направление «Все цвета, кроме черного:

Цель профилактической работы «Все цвета, кроме черного» - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Она направлена на реализацию следующих задач:

  • формирование у детей представления о ценности здоровья и   необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки,  поведение) и других людей;
  • формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;    
  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
  • формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
  • просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Направление «Здоровый образ жизни»    

Главной задачей на современном этапе  воспитания является содействие укреплению и сбережению здоровья учащихся. Укрепление здоровья - неотъемлемая часть всей воспитательной работы классного руководителя. Она занимает важное место в подготовке учащихся к жизни и труду. Эта задача является важнейшей во всей работе в классе. Провожу Дни Здоровья, спортивные эстафеты, «Веселые старты», походы. Выполняя задачи сбережения и улучшения здоровья школьников, необходимо стремится к тому, чтобы учащиеся систематически и активно занимались физическими упражнениями.  Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья, профилактическая оздоровительная работа стали актуальными проблемами класса.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.                Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей и школьного психолога, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: «История моего имени», «Давайте познакомимся», «Я и мои друзья»,   которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.

Но основное направление в своей воспитательной работе я отвожу краеведению, чтобы мои дети не росли «Иванами, не помнящими родства». Лично я после долгих размышлений, пришла к выводу, что это просто необходимо детям, но тематику несколько изменила. Почему? Детям начальных классов очень трудно осознать себя жителями края, а тем более России. Решила начать с изучения истории семьи. В поисковую работу постепенно включились и родители учащихся, бабушки, дедушки и другие родственники. Уже это способствует сближению поколений, восстановлению духовной связи. Оказалось, что в нашем классе есть потомки и кубанских, и донских казаков. Собранный семьями материал был настолько интересным и богатым, что мы провели праздник «Кубанская ярмарка». Дети пели песни казаков, частушки, подготовили выставку семейных реликвий.

По моей просьбе бабушки написали письма внукам о своем детстве, об интересных и запомнившихся событиях из своей жизни. Воспитательный эффект был потрясающим: дети просили перечитать некоторые письма снова и снова. Дети признались, что мало общаются с близкими людьми и круг тем чрезвычайно узок. Но теперь я уверенна, внуки совершенно по-другому будут относиться к своим предкам. Поисковая работа сблизила семьи, дала возможность почувствовать уважение к истории своей семьи, побудила желание приумножать семейные достижения в труде, учебе спорте. В новом учебном году продолжаем изучать историю своей  семьи и  идем к созданию понятия «Родина». Моя задача сейчас: поддержать инициативу всех участников поисково-исследовательской работы, не дать угаснуть творческой активности, обобщить накопленный материал и познакомить с ним своих коллег.

Наш класс принимает самое активное участие  и в школьных делах, каждый ребенок может выступить в нескольких ролях: организатора, исполнителя (участника) и аналитика.

Сотрудничество с родителями – залог успеха в воспитательном процессе. Родители учащихся помогают в проведении классных мероприятий: организовывают встречи с интересными людьми и поездки, принимают участие в оформлении классной комнаты. В практической работе с родителями учащихся  использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализую, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: индивидуальные консультации, посещение на дому, тематические консультации. Особое внимание  уделяю изучению семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношение с членами семьи, психолого-педагогическому просвещению родителей. Тесная связь с родителями помогает создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка и добиться положительных результатов в воспитании и обучении.  

Я считаю, что современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития (не иллюзорно-фантастического, а вполне реалистического, но эмоционально значимого, что крайне непросто).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система 1-4 класс " РОСТ"( Радость Общения в Совместном Творчестве)

Приоритетным видом деятельностив воспитательной системе " РОСТ" является коллективно- творческое дело. Такая  форма работы не новая, она давно разработана, но я ее применяю на протяжении многих л...

Воспитательная система работы классного руководителя

В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, Применение системного подхода позво­ляет сделать педагогический процесс бо...

Воспитательная система учителя начальных классов

полезно для учителей начальных класов...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГРУППЫ (4 класс)

Воспитательная система группы "Школы полного дня"....

Концепция воспитательной системы 1 Д класса и программа её реализации

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.Что...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ МОУ ДОД ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Актуальность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет и получает травмы подрастающее поколение – дети.Ра...

Воспитательная система 1-4 класс

воспитательная система...