Концепция воспитательной системы 1 Д класса и программа её реализации
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

·       воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей  и воспитанников, направленный на достижение  поставленной цели;

·       воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

·       воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy_v_1_d_klasse.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №24»  

 

Концепция воспитательной системы класса и программа её реализации

                          Классный руководитель 1 класса «Д»

                                                                                 Паршина Татьяна Петровна

2015 год

Введение

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей  и воспитанников, направленный на достижение  поставленной цели;
  • воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;
  • воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интерес себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое  Я.  Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

Раздел 2. Цели и задачи воспитательной системы класса

Для классного руководителя:

  • управление процессом развития личности;
  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • самореализация;
  • формирования  Я-концепции.

Для родителей:

  • научение социальным навыкам;
  • адаптация к социуму.

Для школы:

  • включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

Раздел 3. Принципы построения воспитательной системы

 

Принцип комплексного подхода.

  • работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.
  • ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации  воспитания

обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.        

Принцип сотрудничества детей и взрослых,

основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Воспитание - это жизнь рядом и вместе.

Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими:

Человеку нужно быть нужным.

Скажи мне - я забуду.

Покажи мне - я запомню.

Позволь мне сделать - я пойму.

Уважение детского незнания.

Раздел 4. Программа воспитательной системы класса

Программа воспитательной деятельности «Территория Я»

Срок реализации – 3 года

Цель: 

Формирование личности адаптированной к современным условиям, готовой к саморазвитию и самореализвции, обладающей высоким нравственным потенциалом.

Задачи:

  • развитие каждого ребенка, сохраняя его неповторимость, раскрывать его потенциальные таланты и создания условий для нормального духовного, умственного и физического самосовершенствования;
  • формирование активной жизненной позиции – «Кто? Если не Я»;
  • развитие творческих способностей и креативности, как гарантии движения вперед;
  • формирование жизненных позиций, в которых приоритетными являются «вечные» ценности: добро, справедливость, верность и честь.

Принципы:

  • Принцип содружества - воспитание без дружбы с ребенком,  без духовной общности можно сравнить с блужданием в потемках.
  • Индивидуальный подход к воспитанию детей – все дети талантливы.
  • Принцип ориентации на социально-ценностные отношения - справедливость, искренность, честность, уважение, доброта – эти качества ценю я в людях, ценят их и дети.

Ожидаемые результаты:

1 год –  создание коллектива, нацеленного на развитие; коллектива, в котором ценятся добро, справедливость, верность и честь; коллектива, каждый член которого социально значим.

2 год – функционирование классного коллектива, помогающего на выходе 4 класса сформировать личность с активной жизненной позицией, готовой к саморазвитию и самосовершенствованию.

Содержание и формы деятельности:

Программа состоит из 5 подпрограмм: «Интеллект», «Здоровье», «Нравственность», «Отечество», «Общение».

Программа «Интеллект» 

Цель: определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами.

Формы работы: викторины, интеллектуальные марафоны, устный журнал, экскурсии.

Программа «Здоровье»

Цель: формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей.

Формы работы: спортивные эстафеты, походы, Дни здоровья, беседы.

Программа «Нравственность»

Цель: формирование у обучающихся нравственной культуры миропонимания.

Формы работы: беседы, встречи, дискуссия, диспут, конкурсы.

Программа «Отечество»

Цель: формирование активной жизненной позиции, формирование качеств лидера, воспитание чувства долга  ответственности.

Формы работы: Уроки Мужества, Уроки Памяти, беседы, устные журналы, акции, создание социальных проектов, экскурсии.

Программа «Общение»

Цель: формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта.

 Формы работы: тренинги, беседы, дискуссии, праздники, КТД, классные часы.

Направления работы:

  • Познавательное.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Духовно-нравственное.
  • Эстетическое.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Трудовое.

Этапы реализации:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  • комплексное изучение состояния, проблем и перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса;
  • целеполагание;
  • выбор ключевого образа;
  • программирование и перспективное планирование работы.

2 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствования отношений в классном коллективе;
  • участие учащихся класса в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических и других общешкольных и внешкольных мероприятиях;
  • составление индивидуальных программ самовоспитания.

3 ЭТАП – МОНОТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИЕЙ.

Воспитательные методики, технологии

I. Методы формирования сознания:

Беседа.

Рассказ.

Диспут.

Убеждение.

II. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

Приучение.

Поручения.

Общественное мнение.

III. Методы стимулирования деятельности и поведения:

Соревнования.

Поощрение.

Наказание.

IV. Методы изменения отношений:

Демократизация отношений.

Разграничение функций участников совместной деятельности, прав и обязанностей.

Сохранение традиций.

Изменение неформальных межличностных отношений.

V. Метод коллективно-творческой деятельности

Сотрудничество детей и взрослых.

Многоцелевой характер.

Романтизм форм деятельности и творчества.

Ресурсы:

I. В реализации программы участвуют следующие подразделения школы:

  • классный руководитель;
  • администрация;
  • Родительский комитет класса  

II. Свой вклад вносят и родители. Они регулярно посещают родительские собрания, помогают организовать совместные с детьми праздники, а также помогают детям в учебе.

III. В школе имеется необходимая для успешной реализации программы материально-техническая база:

  • оборудованная классная комната;
  • актовый зал;
  • аудио- и видеоаппаратура;
  • спортивный и тренажерный зал;
  • стадион;
  • игровая площадка;

Самоуправление в классе:

  1. Ответственный за учебу
  2. Ответственный за проведение внеклассных мероприятий
  3. Ответственный за информационную и оформительскую работу
  4. Ответственный за санитарное состояние класса
  5. Ответственный за спортивную работу
  6. Ответственный за трудовую деятельность  

Ключевые функции классного руководителя:

  1. Аналитическая:
  • Изучение индивидуальности учащегося.
  • Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.
  • Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка.
  • Анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.

  1. Организационно-координирующая:
  • Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.
  • Установление связи школы и семьи.
  • Работа с «малым» педколлективом.
  • Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.
  • Обеспечение материально-бытовых условий для деятельности.

  1. Коммуникативная:
  • Регуляция межличностных отношений среди детей.
  • Установление оптимального взаимодействия «ученик – учитель».
  • Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

 

Перспективный план:

Разделы плана:

  1. Изучение личности учащихся.
  2. Организация воспитательной деятельности и развитие личности учащегося.
  3. Работа по формированию коллектива группы.
  4. Взаимодействие с родителями.

№ п/п

Направление разделов

Виды деятельности

Сроки

  1. Изучение личности учащихся

1.

Продолжение изучения личности учащегося в различных сферах жизнедеятельности

Проведение бесед, анкетирование, тестирование с целью выявления интересов и склонностей учащихся, проблем в общении и т.д.

В течение года

2.

Оценка уровня воспитанности учащихся

Наблюдение за выполнением учащимися класса правил культуры поведения в школе и вне ее, за уровнем сформированности отдельных поведенческих навыков

В течение года

3.

Изучение условий воспитания в семье

Беседы с родителями с целью выявления особенностей в развитии детей.

Анкетирование родителей «Вы и ваш ребенок»

Изучение взаимоотношений в системе «Родители – ребенок»

В течение года

Ноябрь

 Декабрь

4.

Изучение характера взаимоотношений в классе

Наблюдение за характером взаимоотношений уч-ся на уроке, перемене, во внеурочное время.

 

В течение года

 

  1. Организация воспитательной деятельности и развитие личности учащегося

1.

Ценностно-ориентированная деятельность

Серия классных часов нравственно-ориентированной тематики

Ежемесячно

2.

Общественная деятельность

Классное собрание. Выбор актива.

Классные собрания по итогам четверти, полугодия, года.

Участие в общешкольных делах.

Сентябрь

Периодически

В течение года

3.

Познавательная деятельность

Участие в предметных неделях.

 

Информационные классные часы

По плану

 

1 раз в месяц

4.

Художественно-эстетическая деятельность

Участие в подготовке и проведении тематических вечеров, концертных программ и т. д.

В течение года

 

5.

Трудовая деятельность

Участие в работе по самообслуживанию.

Озеленение кабинета.

 .

Периодически

6.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Участие в Днях здоровья.

Участие в общешкольных и районных мероприятиях

По плану

  1. Работа по формированию коллектива учащихся

1.

Традиции класса

День знаний

Новогодний огонек

Дни именинника

2.

Формирование межличностных отношений

Индивидуальная работа с учащимися

Тестирование с целью анализа взаимоотношений в группе

Работа с неформальными лидерами

Работа с учащимися, не нашедшими своего места в коллективе

В течение года

Октябрь, февраль

В течение года

В течение года

  1. Взаимодействие с родителями

1.

Проведение родительских собраний

Раз в четверть

2.

Индивидуальная работа

Беседы с родителями

По мере необходимости

Работа с родителями:

При организации взаимодействия с родителями нужно учитывать приоритетность семейного воспитания в формировании личности ребенка. Но, в то же время нельзя отрицать, что усилия педагогов вносят существенный вклад в формирование личности каждого ребенка. Поэтому необходимо постоянное взаимодействие педагогов и родителей.

Идеальным и самым продуктивным вариантом воспитательной работы, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью в работе  с родителями  планирую реализовать три основных направления:

  • родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательном процесс;
  • участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом школе.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Традиционные разговоры с родителями по телефону.
  • Родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся.
  • Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.
  • Лекции для родителей, читаемые представителями воспитательной системы.
  • Встречи с медицинским работником школы по вопросам контроля за здоровьем ребенка.
  • Систематические консультации с социальным педагогом школы.

  1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательном процесс.
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
  • Совместные экскурсии.
  • Совместные вечера отдыха.
  • Привлечение родителей к подготовке внеклассных мероприятий.

  1. Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом школе.

Участие родителей в работе родительского комитета.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Посещение семей

План работы с родителями на 2015 – 2016 учебный год:

 п/п

Содержание

Сроки

Организационное родительское собрание «Организация деятельности  первоклассника. Адаптация в школе. Анкетирование родителей».

Сентябрь

Посещение семей учащихся

В течение года

Индивидуальные консультации родителей

По запросу

Индивидуальные и групповые беседы с родителями неуспевающих учеников

В течение года

Заседание родительского комитета

Ноябрь

День открытых дверей (посещение уроков)

 По плану работы школы

Родительское собрание «Роль родителей в развитии ребенка»

Декабрь

Совместная подготовка к новогодним праздникам

Декабрь

Заседание родительского комитета

Январь

Совместный спортивный праздник

Февраль

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье»

Март

Родительское собрание, посвященное успеваемости (мониторинг)

Апрель

Итоговое родительское собрание

Май

Индивидуальная работа с учащимися:

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом важно помнить, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае, это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика.

План индивидуальной работы с учащимися на 2015 – 2016 учебный год:

 п/п

Содержание

Сроки

1.

Вовлечение детей в послеурочную  кружковую деятельность

Сентябрь

2.

Индивидуальные занятия  Медведева Ивана,   Ахмедова Руслана с логопедом  

В течение года

3.

Индивидуальные занятия с Медведевым Иваном и Ахмедовым Русланом   по повышению учебной мотивации

В течение года

4.

Индивидуальные занятия  с Коробовым Дмитрием и Оглы Давояном  по снижению негативного отношения к общественной деятельности

В течение года

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса

в классе (диагностика):

Совершенствование воспитательного процесса предполагает получение обратной связи о проводимых в классе мероприятиях. С этой целью проводятся диагностика. При диагностики классного коллектива изучаются: структура, особенности межличностных отношений, психологический климат, основные ценности и идеалы, виды инициативной деятельности, история коллектива, формы досуга.

Объектом исследования является развитие личности учащихся.

Субъектами являются ученики.

Предметом изучение являются динамические стороны личности учащихся.

Направления диагностики:

  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
  • Общие сведения;
  • Способности;
  • Темперамент;
  • Тип личности в общении;
  • Самооценка;
  • Успешность в деятельности;
  • Уровень воспитанности.
  1. Изучение межличностных отношений:
  • Социометрия;
  • Социально-психологический климат в классе.
  1. Формы диагностики:
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Наблюдения;
  • Беседы.

Раздел 5. Критерии эффективности воспитательной системы

   

  • Воспитанность учащихся.
  • Защищенность и комфортность ребенка в классе.
  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе.
  • Сформированность классного коллектива.
  • Репутация класса.
  • Проявление индивидуальности классной общности.
  • Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.
  • Развитость креативных способностей учащихся.

Литература

  1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 5 – 7 классы – М.: «Эксмо», 2009.
  2. Барышникова С. В. Трудный  выбор классного руководителя, СПб, 2003.
  3. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова – М., ТЦ Сфера 2005.
  4. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М., Центр «Педагогический поиск», 2002.
  5. Журнал «Классный руководитель»
  6. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. М., Центр «Педагогический поиск», 2004.
  7. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ / под науч. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Образование – Культура», 2003.
  8. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  9. Управление воспитательной системой школы. Педагогическое общество России. М., 1999.
  10. http: // shkola-ver.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"

Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

Концепция воспитательной системы "Мы-одна семья".

Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в...

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...

Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»

Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...

Концепция воспитательной системы "Я+ТЫ=МЫ"

Реализация концепции в 1-4 классах (подведение итогов)....