Беседа о культуре поведения в природе
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа о культуре поведения в природе | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о культуре поведения в природе.
Цель беседы: формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе.
. Оборудование: выставка рисунков на тему «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, презентация «Голоса птиц», фотовыставка
Ход беседы:
-Ребята, мы уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
Давайте подумаем, что нас радует в природе?
Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.
Обратите внимание на выставку наших рисунков. Чем же больше всего вы занимаетесь, бывая на прогулках? Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?
Кто из вас, идя на прогулку. Берет магнитофон или приемник? Можно это делать? Почему?
Посмотрите на плакат («Не шуми в природе!»). О чем нам хотели сказать? Когда дети в лесу шумят, слушают музыку, тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса? (Прослушивание записи «Голоса птиц»). Можно услышать и голос ручья.
В глуши лесов,
В глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
(И. Бунин)
Человек много берет от природы. А чем он платит ей? (Учитель пересказывает рассказ И. Скильского из журнала «Юный натуралист»: «Трудно представить себе землю без леса, без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят этого понять. Я часто вижу изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов- трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно понять?»)
«Любители природы»наносят и другой ущерб деревьям. О чем говорит нам этот плакат? (Демонстрируется иллюстрация «В лесу ты не один»)
Да, в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.
Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.
Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!
Какие же дрова можно использовать для костров? Сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток. Посмотрите на плакат, на котором изображен котелок с едой, который висит над костром. Что здесь изображено неправильно: какие грубые ошибки допустили отдыхающие? Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые деревца. Что же останется на этом месте?
А ведь под костром выгорит и верхний плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических остатков. 0,5-1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!
Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания.
Дуб черешчатый доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40м,диаметра 1-1,5 м.Начинает плодоносить с 40-60 лет. Не прокладывайте новых тропинок!
А как вы поступите, если на прогулке вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? (Дети решают ситуацию, рассматривая иллюстрацию «Не губите растения в природе»)
А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека? Посмотрите на плакат, о каком правиле он напоминает? (Демонстрация плаката «Не сбивай мухоморы») Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему?
Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание. (Учитель читает рассказ А. Тумбасова «Дом- пирамидка», демонстрируя иллюстрацию «Не разоряй муравейников»: «Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи надстраивают свое жилье: вводят в дом пирамидку с покатой макушкой. Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога.
Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник; тогда вода проникает внутрь. Хозяева растеряны: пришла беда. Уж, какое жилье с худой крышей! Муравьи не успевают восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает.
Муравьям можно помочь: осторожно подравнять дом- пирамидку и поправить крышу- макушку. Конечно - это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами».
Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем.
Наблюдать природу надо уметь, не трогать ее, не разрушать красоты.
А как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава?
Я сорвал цветок,
-и он увял.
Я поймал мотылька,
- и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
К сожалению человек чаще относится к природе не бережно, не экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт?
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе». О чем он нам напоминает? Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.
А что вы делаете с мусором, собирающемся у вас на прогулке? С банками, бутылками, бумагой, остатками еды, полиэтиленовыми пакетами?
Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервные банки- более 30 лет, полиэтиленовый пакет -более 200 лет, стекло -1000 лет.
Да, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но взывает о помощи: защити!
А природа опять
То предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не ее красота,
Удивляет ее терпенье.
А когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли,
Для меня
Это прежде всего-
Крик о помощи!
(Р.Рождественский)
Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.
Правила поведения в природе.
-Никогда не наноси вред природе.
-Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадется в природе.
-Не трогай домиков животных, их детенышей.
-Не трогай птичьи яйца.
-Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
-Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.
-Оказывай помощь животным, растениям, попавшим в беду.
-Подкармливай зверей и птиц зимой.
-Не мусори на месте своего отдыха.
- В меру бери дары природы.
-Не прокладывай новых тропинок в лесу.
-Учись наблюдать в природе.
-Учись слушать голоса природы.
-Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.
-Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".
Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Беседа "О культуре поведения"
Материал для бесед с учащимися на классных часах и во внеурочной деятельности...
Беседа о культуре поведения.
«Правила, обязательные для всех»...
Беседа о культуре поведения на природе.
Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня....
Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»
Конспект занятия. Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»...
Статья - беседа «О культуре поведения в природе».
Цель статьи воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение в природе, формирование у обучающихся ...