Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»
классный час (4 класс) на тему
Конспект занятия. Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnye_chasy.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ НОШ-ДС "Надежда"
Беседа о культуре
поведения и общения
«Правила, обязательные
для всех»
Классный час в 4 классе В.
Классный руководитель
Марищенкова
Ирина Витальевна.
г. Вязьма
2013г.
Беседа о культуре поведения и общения
«Правила, обязательные для всех»
Цели:
- развивать этические нормы поведения в обществе;
- воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.
Ход классного часа:
- Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.
-Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.
Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.
-Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех - для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.
-Кто знает, какие же это правила?
1. ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ.
-Ребята, а что значит быть вежливым?
-Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
-Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?
-Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется и в соблюдении правил приветствия взрослых и сверстников, при встрече с ними, обращении к ним с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.
-А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?
-А как эти слова называют по-другому, почему?
-А кто знает, как надо здороваться со старшими?
(Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться первым, но никогда не следует первым подавать руку.)
-Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл взрослый?
-Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»?
(ко всем старшим и незнакомым.)
- Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…», «Прошу вас, скажите пожалуйста».
- При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово
« Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
Работа с пословицами.
- Как понимаете смысл пословиц?
-От одного слова да навек ссора.
-Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
-Добрые дела красят человека.
- А сейчас расскажем вам историю.
1. Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Отшлифовали в мастерской два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой их вставили в оправу.
Очки вложили мастера в коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера их получил у кассы.
2. Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз!
Только ты, очкастый, стёклами не хвастай!»
3.Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стену
- Нет! – говорит он, - никогда очков я не надену!
4. А я б утешила его: «Очки носить не стыдно!
Всё надо делать для того, чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки, смеются только дурачки!»
5. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над недостатками своих приятелей. По-настоящему вежливый человек не позволит унижать и оскорблять больного человека!
-А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а я посмотрю можете ли вы поступать вежливо.
Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.
- Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых никого дома не было. Уходя из дома… ( Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме - куда он пошёл и когда придёт)
-Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал…
( дети продолжают)
-Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…
( дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом).
- Но когда вы играете в какую-нибудь игру, у вас обязательно бывают драки!
1. - Сейчас этого нет! Но я вспомню случай, который подружил нас с Мишей, и теперь мы не дерёмся!
Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.
А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.
А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!
Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.
А у меня две шишки – подарочек от Мишки.
2. Игру во дворе начинают опять.
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка, что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей, соседей они превращают в друзей.
А в играх с друзьями мы сами должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота! Да здравствует
Вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится, стыдится!
3. Все в играх должны оставаться друзьями, хвастаться силой и драться со слабыми недостойно воспитанного человека. Сильные всегда справедливы, не придираются по мелочам к своим товарищам. В этом их сила.
-А сейчас ваши товарищи прочитают вам стихотворение С.Я.Маршака
« Ежели вы вежливы». А вы, ребята, проявите свою вежливость к своим товарищам, внимательно послушайте и отложите себе в памяти, что нужно делать, чтобы быть вежливыми.
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание
Часы на ожиданье!
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик
Он их благодарил,
«Спасибо»,- говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
2. ПРАВИЛО ТОЧНОСТИ.
- Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?
-Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти- приди вовремя.
-Ребята, представьте вот такую ситуацию.
-В классе должен пройти какой-то утренник, на который были приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.
-Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.
-А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие невоспитанные ребята?
3. ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.
-Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.
-А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки.
« Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Елена Петровна…»
- Чтобы вы посоветовали девочки?
-Ещё одна ситуация.
«Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».
-Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?
-А вот ещё ситуация.
«Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?»
а) пронесёшься мимо.
б) поднимешь малыша, извинишься.
в) постараешься не допустить подобной ситуации.
-А сейчас проявите свою вежливость и послушайте стихотворение С.Михалкова « Одна рифма».
- Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос.
Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят
Продвигаются вперёд.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте-
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Николай сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке - сесть,
Оглянуться не успела-
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
-СТАРОСТЬ НУЖНО УВАЖАТЬ!
-Что вы можете сказать о мальчиках из этого стихотворения. Какие это ребята? Ребята не должны быть такими
ИТОГ
-В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.
-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.
Приложение: Дополнительный материал
С. Я. Маршак "Ежели вы вежливы"
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание
Часы на ожиданье!
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик
Он их благодарил,
«Спасибо»,- говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
С.Михалков « Одна рифма».
Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят
Продвигаются вперёд.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте-
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Николай сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке - сесть,
Оглянуться не успела-
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
-СТАРОСТЬ НУЖНО УВАЖАТЬ!
----- А сейчас расскажем вам историю.
1. Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Отшлифовали в мастерской два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой их вставили в оправу.
Очки вложили мастера в коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера их получил у кассы.
2. Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз!
Только ты, очкастый, стёклами не хвастай!»
3.Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стену
- Нет! – говорит он, - никогда очков я не надену!
4. А я б утешила его: «Очки носить не стыдно!
Всё надо делать для того, чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки, смеются только дурачки!»
5. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над недостатками своих приятелей. По-настоящему вежливый человек не позволит унижать и оскорблять больного человека!
_____________________________________________________
-- Но когда вы играете в какую-нибудь игру, у вас обязательно бывают драки!
1. ---- Сейчас этого нет! Но я вспомню случай, который подружил нас с Мишей, и теперь мы не дерёмся!
Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.
А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.
А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!
Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.
А у меня две шишки – подарочек от Мишки.
2. Игру во дворе начинают опять.
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка, что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей, соседей они превращают в друзей.
А в играх с друзьями мы сами должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота! Да здравствует
Вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится, стыдится!
3. Все в играх должны оставаться друзьями, хвастаться силой и драться со слабыми недостойно воспитанного человека. Сильные всегда справедливы, не придираются по мелочам к своим товарищам. В этом их сила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".
Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....
Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"
Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...
Классный час (1 класс), посвящённый Дню Матерей «Лучше всех на земле мама. Моя мама».
Цели:-развитие творческих способностей учащихся, развитие речи, её выразительности;-создание праздничной обстановки для поздравления мам;-способствовать сплочению классного коллектива, вовлечению роди...
Час общения. Правила поведения на уроке и на перемене.
Часто классный час проходит, как час общения, это не значит что к нему не нужно готовиться. Думаю обязательно нужны здесь и стихи и произведения(небольшие) известных писателей. А когда есть "скелет" о...
Классный час «Культура общения. Правила поведения в театре»
Разработка классного часа( конспект, презентация, аудио)...
Час общения "Права и обязанности"
Цели: 1. Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; 2. Разделить понятия « права» и « обязанности», показать единство прав ...
Час общения «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)
Час общения«Правила дорожные - правила надежные»(беседа с элементами игры и моделированием ситуаций) Цель:расширить представление детей о том, какое поведение на дорогах опасно;Задачи...
- Мне нравится (1)