Место праздников в школьной жизни
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы истории организации праздников в школе, место праздников в школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_prazdnikov_v_shkolnoy_zhizni.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Место праздников в школьной  жизни

Развитие школы, как и любого другого человеческого сообщества, неотделима от понятия «праздник». В школе отмечаются государственные праздники, пропагандирующие ценности государства, и отмечает свои собственные события, связанные с историей развития конкретной школы.

        Некоторое время назад перечень школьных праздников был достаточно ограниченным. Он включал в себя некоторые общественно-политические праздники (8 Марта, 22 апреля, 1 Мая, 9 Мая, 7 ноября) и такие традиционные праздники, как «День знаний», «Последний звонок», «Прощание с букварем, азбукой» и некоторые другие.

         В последнее время изменения в общественной жизни привнесли в школьную жизнь и новые праздники. При этом изменилось соотношение общественно-политических праздников, отмечаемых обучающимися, и непосредственно школьных праздников (т.е связанных со школьной программой, с содержанием образования, с неоднородностью национального состава обучающихся).

Какой же смысл мы сегодня вкладываем в понятие «школьный праздник»? Часто праздником называют концерт, посвященный какому-либо событию. Но при такой форме дети выступают только как зрители. Хотелось бы, чтобы обучающиеся были в празднике именно участниками, были заинтересованы в подготовке к нему, и, по возможности, самостоятельно проводили его. Такой подход обеспечивается в том случае, если праздник рассматривается как некий итог учебно-воспитательной работы, которая осуществляется не только в учебном процессе, но во внеурочной и внеучебной деятельности – на классных часах, экскурсиях, в группе продленного дня, на кружковых и факультативных занятиях и т.д.

С первых же дней советской власти  педагоги неоднократно высказывались по этому вопросу. Так, первый нарком просвещения А.В, Луначарский еще в 1918 году призывал шире использовать театрализацию при прохождении школьной программы. Именно тогда, писал он, «игра, труд и познание свяжутся … поистине золотым узлом».[1]

Уместно будет также вспомнить взгляд на праздник как на фазу досуга санкт-петербургского ученого Э.В.Соколова. Первыми элементарными ценностями досуга, по мнению автора, являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Вторая фаза досуга – развлечение – может включать прогулки, путешествия, беседы, чтение, спортивные игры, игры в помещении, разнообразные «хобби». Именно к этой фазе можно отнести так называемые праздники игры и другие подобные праздники, в подготовке которых отсутствует преемственность занятий.

Просвещение – более высокий уровень деятельности, способствующий приобщению личности к культуре. Он отличается от развлечений преемственностью занятий, систематическим характером. Именно просвещение приводит к более высокому виду жизнедеятельности – творчеству, которое «не служит подготовкой к чему-то высшему, а само является наиболее ценным и вместе с тем наиболее органичным видом деятельности», в котором человек утверждает себя. Подведение итогов пережитого, осознание своего единства с миром, своего места в нем свойственно созерцанию – следующей фазе досуга.

Все эти виды досуга присутствуют в празднике, синтетичном по своей природе. Праздник – это и отдых от труда, насыщенный играми и развлечениями. Праздники ценны и в просветительском отношении: они воспитывают, утверждают в сознании обучающихся определенные жизненные и общественные ценности. «Праздник есть одновременное воспоминание о прошлом, интенсивное переживание настоящего и уверенный, оптимистический взгляд в будущее», - делает вывод Э.В. Соколов.

Школьный праздник нужно сделать мероприятием, завершающим некий этап школьной жизни. В этом случае праздник будет не самоцелью, а станет тем звеном воспитательного процесса, где формируются нравственно-этические и эстетические установки личности ребенка.


[1] Луначарский А.В. Вопрос о сценический методах преподавания: Сб. Игра … - П., 1918. – с.1-3.

2 Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Л., 1997. – с. 48-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Праздник: "Калейдоскоп школьной жизни"

Чудесный храм, море знаний, дивный сад, удивительный дом - школа! Пришло время вспомнить яркие моменты школьной жизни....

Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова

ЗАЧЕМ И КАК ВВОДИТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬНа перепутье между дошкольной и школьной жизньюКого мы вводим в школьную жизнь. Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка Ш...