Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе
статья на тему

Рейснер Татьяна Николаевна

Работа на уроках с детьми по воспитанию морально-нравственных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

     Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе

 Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов. С другой - успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – разложение душевных качеств человека: его отношения к труду, его мышления, совести, веры. Важно взрастить у подрастающего поколения желание стать лучше, поставить и укрепить в ребятах правильные жизненные цели, а также научить их здоровому православному общению друг с другом.

     Однако для достижения этого недостаточно введения занятий по основам православной культуры или внеклассной работы (бесед, праздников и т.п.). Необходимо преподавание всех дисциплин на основе православного мировоззрения и единство всех педагогов и родителей в понимании сути правильной духовной жизни. Таким образом, задача педагогов современной школы – не просто передать детям знания, а воспитать, т.е. научить правильно применять полученные навыки в жизни. Необходимо, чтобы дети были самостоятельные и рассудительные, здраво и правильно мыслящие.

     Православный компонент общего образования может формировать предметно-образное пространство в школе и в целом уклад школьной жизни, отношения в педагогическом и ученическом коллективах, учителей с родителями, семьями учащихся. При этом очевидно, что в различных школах православный компонент может занимать различное место и оказывать разное влияние на обучение и воспитание детей.

     Непрерывность в образовании и воспитании детей таких учебных заведений заключается в последовательности, преемственности знаний и методов воспитания от младшего школьного возраста до окончания школы и относится не только к школьным, но и внешкольным занятиям детей. Духовно-нравственное воспитание имеет своей целью, прежде всего, формирование православного мировоззрения учащихся, их воцерковление. В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа - не только объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо", но и научить ребенка жить по-христиански, "сотрудничать" с ним в деле его духовного становления. Литература – это предмет, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку и родной литературе. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

     Своеобразие и уникальная сила литературы проистекает из её материала. Материалом этим является язык, а базовым элементом языка художественного творчества является слово, словесный знак. Слово в контексте мировой культуры ассоциируется с Творением и Творцом. Ведь сказано в Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Св. Иоанна).

     Велика роль литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

      В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель может помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.

     Именно поэтому на уроках литературы, сегодня так важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей видится создание на уроке особого   духовного пространства.

     Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

     Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро.

   

     Таким образом, говоря о воздействии литературы на становление личности, можно утверждать, что наиболее результативным является воздействие через духовные образы классической литературы разных жанров.

   

      Универсальный способ разговора с детьми на духовные темы – это, прежде всего, сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других. Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе со мной многократно возвращаются к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Жадность – в сказке «Каша из топора». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Будь старательным и вежливым! – учит сказка «Про ленивую и радивую» . Нравственное, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.

     

     Также благодатной почвой для проведения такой работы является изучение летописей и былин. Знакомясь с летописью, дети размышляют о том, что обозначает это слово. На данном уроке можно обратиться к толковому словарю. На таких уроках идет большая словарно-лексическая работа. Учащиеся узнают историю создания славянской письменности, а также важность письменности для славян. В процессе изучения данного материала учащиеся должны прийти к пониманию того, что крещенным славянским народам так важно было иметь свою письменность и почему Кирилл и Мефодий создали новую азбуку, а не воспользовались латинскими или греческими буквами.

    При изучении былин дети знакомятся с историей родной земли, они узнают, что эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древний верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, т. е. повествование о старинных событиях.

     В результате изучения былин дети выделяют те качества людей, которыми обладали только богатыри: огромная сила, мудрость, ум, бесстрашие в борьбе с врагами, воля, выносливость, способность защитить родную землю.

     В УМК Л.А. Ефросининой содержится много художественных произведений, рассказов нравственного содержания. Работая с ними на уроках не составляет труда, опираясь на эти художественные образы, прививать детям такие моральные качества, которые необходимы православному христианину. Десятки детских рассказов, написанных Л. Н.Толстым, вобрали в себя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений автора. В своих произведениях Л.Н.Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

     В рассказе «Акула» дети знакомятся с поступком сильного духом человека, мужественного артиллериста. Переживают вместе с отцом за мальчиков и осуждают их беззаботное поведение, следят за опасностью, подстерегающее детей, делают выводы. Сравнивают это произведение с другим «Прыжок». Рассказы похожи настроением и переживанием. Вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. В их характере – смелость, умение действовать и не теряться.

     Рассказ «Лев и собачка» автор начинает так «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям….» Что он хотел нам показать? Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу. А лев и собачка добрые. У них дружелюбные, ласковые отношения. Собачка умирает, лев не выдержав разлуки с ней, умирает тоже. Л.Н.Толстой изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату. Какие важные общечеловеческие ценности он нам открывает: добро, любовь, красота.

     Работая над произведением К. Паустовского «Стальное колечко», на основе анализа характера героев, их поступков обучающиеся делают вывод: необходимо любить и беречь своих близких.

     «Будь верным своему слову» - учит рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Замечательные слова из текста, которые дети учат наизусть «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось… Здесь же уместна пословица «Не давши слова, крепись, а давши – держись!» Автор рассказа уверен, что мальчик вырастет настоящим человеком и дети согласны с автором. Их восхищает этот маленький, но очень честный герой и они хотят быть на него похожими.

     Ребята должны понять, что основа семьи - любовь и дружба. Взаимопомощь и взаимная ответственность, искренность, доверие, забота друг о друге, что велика и их роль в создании в доме атмосферы уюта и душевного тепла. 

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Духовно-нравственное слово используется педагогами на всех ступенях обучения: в начальных классах, среднем звене и старших классах, но особо значимой эта работа является в младшем школьном возрасте, т. к. в это время начинает формироваться не только учебная деятельность, но и закладываются нравственные качества личности учащихся.

Целенаправленная систематическая работа над словом позволяет педагогу донести до учащихся необходимость изучения истории родного края, духовной культуры нашего народа. Этому способствует:

- чтение слушание произведений исторического содержания;

- беседы о нравственных идеалах и ценностях православного народа;

- творческие работы (рисунки, мини-сочинения, анкеты и др.).

Задача учителя на уроках - сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

В заключение хочется привести слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Именно для Православия характерно пристальное внимание человека к своему духовному миру. Человек изначально создан Творцом свободным, но он и несет ответственность за свои поступки. И если человек по своей воле впадает в грех, то чтобы обрести внутреннее спокойствие, утраченную гармонию душевных сил (ведь мы знаем из той же классической литературы, что за преступлением всегда следует наказание), человек должен изжить свой грех покаянием и напряженной духовной работой. Анализируя произведения русской литературы, учитель может пользоваться религиозными нравственными категориями, привлекать то духовное наследие, которое содержат в себе творения святых отцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в начальной школе

В данном материале рассказывается о том, как уроки математики в начальной школе влияют на развитие личности ребенка....

Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...

Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе

«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»

Мастер-класс по проведению урока  "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...

«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»

Воспитательная работа является значимым моментом в работе учителя музыки. Главным звеном этой работы является создание и укрепление детского коллектива. Дружный класс не только помогает  детям ра...