Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе
статья по чтению (1 класс)

Рукавичка Мария Геннадьевна

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фольклор изучается на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Изучение фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной школы

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, потому что оно не только объект изучения, но и средство обучения, так как на уроках литературного чтения дети получают необходимые умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения литературного чтения.

Современные программы по литературному чтению для начальной школы ориентируются на концепцию непрерывного литературного образования.

курсе.

Фольклор изучается на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

В 1 классе учащимся предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные, небылицы, загадки, считалки. Скороговорки, побасенки, пословицы. Они хороши тем, что небольшой объем текста позволяет детям без особых затруднений читать и перечитывать их, при этом совершенствовать технику чтения. В учебниках параллельно с фольклорным произведением дается его литературный (авторский) аналог (например, «Загадки» С.Я. Маршака, «Я видел» С. Маршака, «Искалочка» В.Берестова).

В разделе «Там чудеса» представлены русские народные сказки «Лиса и рак», «Петушок и бобовое зернышко», ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор», армянская сказка «Заказчик и мастер», а также литературные сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К. Андерсена «Принцесса на горошине».

В 3 классе сказки включены в разделы «За добро стой смело», «Труд кормит, а лень портит», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна» вместе с другими видами литературных произведений.

В структуру курса «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, в первом полугодии 1-го класса включён интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности [Журова, 2010, с.53].

Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе. В первом классе учащиеся познакомились с произведениями устного творчества разных народов: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы.

Во втором классе продолжается работа с теми произведениями фольклора, которые были в программе первого класса, но на этом этапе дети осуществляется знакомство еще и с былинами, сказками, легендами.

В третьем классе в круг чтения включаются предания, легенды, мифы, а также отрывки из Библии.

В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира, сравнением произведений фольклора, использованием их в речи, а также выполнением работ творческого характера.

Обращение к фольклору в третьем классе помогает углублению знания школьников о народном творчестве, обучению различать жанры литературных произведений, а также отмечать поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Сначала детям даются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, основных идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, рассказать школьникам, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Различные задания учебника предлагают дать оценку поступкам героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы - формировать представления о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и имеют отличия в манере изложения, в истории создания, месте, манере рассказывания сказителями.

Школьники сравнивают сказки, которые имеют сходный сюжет, изучают сказками, которые включают загадки, и героев, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой.

Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении [Журова, 2010, с.65].

Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» и русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер»). Учащиеся сравнивают эти сказки, указывают сходства и различия, опираясь на схему: 1. Главный герой. 2. Какие персонажи помогают главному герою? 3. Кто мешает главному герою? 4. Волшебные предметы. 5. Чудеса, превращения. 6. Троекратность (повторы). 7. Повторяющиеся в разных сказках слова. 8. Присказка. 9. Автор сказки. 10. Твой любимый герой.

Такая работа помогает глубже понять произведение, рассмотреть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина. Такие задания выполняются в группах, где есть школьники с разными уровнями подготовки.

В раздел включены загадки, пословицы, скороговорки как особые, малые жанры народного творчества. Выполняя задания, дети учатся различать жанры произведений, определять темы загадок и пословиц, а также пробуют создавать свои загадки.

Детям дается представление о специфике каждого жанра, манере чтения, на примерах показывается широта тематики загадок и пословиц. Учащиеся сами учатся создавать загадки, а для этого им показывают, как составляются загадки, каких типов они бывают (загадки-вопросы, загадки-сравнения, загадки-сказки, загадки-описания).

Пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, так как в данном курсе пословицам отводится важная роль. Впервые с пословицами дети знакомятся в первом классе на уроках литературного слушания и грамоты: вначале ученики слышат пословицы, потом читают их сами. Во втором полугодии дети уже соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений. Вспомним уроки 13-14 в учебнике «Чтение и письмо» (стр. 171, 172). Проводится работа с рассказом Е.Пермяка «Торопливый ножик». Потом читают пословицы и проводят сравнение содержания рассказа и пословиц, выбирают подходящую к этому рассказу, объясняют свой выбор и, тем самым, соотносят содержание рассказа с народной мудростью, которая выражена в пословицах.

Прочитай рассказ Е. Пермяка и выбери подходящие пословицы:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Во втором классе школьники узнают о пословице как жанре фольклора, знакомятся с пословицами о Родине, о труде, о семье, о дружбе и т.д.

При солнышке тепло – при матери добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Подумай, о чем говорят эти пословицы. Объясни.

Вся семья вместе – и душа на месте.

1.Как ты понимаешь эту пословицу.

2.Какие пословицы о семье ты еще знаешь.

3.Найди книгу с пословицами. Прочитай пословицы о семье.

Работа с пословицами и поговорками продолжается в третьем и четвертом классах: дети осуществляют подбор пословиц к текстам произведений и темам чтения; выполняют работы творческого характера, отбирают и читают книги с пословицами. В четвертом классе проходит знакомство школьников с историей рождения пословиц, дети принимают участие в уроках-конкурсах.

В третьем классе дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки). Термины вводятся путем наблюдения, как вывод из наблюдаемого [Журова, 2010, с. 65].

Рассмотрим, как расширяется в 4 классе круг чтения по основным разделам чтения. В каждом классе дети изучают произведения фольклора народов России и других стран. Если в 1 и 2 классах ученики познакомились с малыми жанрами фольклора и сказками (бытовыми, волшебными, о животных), в 3 классе в круг чтения дополнительно входят литературные сказки, сказки с загадками, изучаются типы загадок и их особенности, былины, то в 4 классе в круг чтения добавляются сказы, легенды, библейские предания.

Народная песня, колыбельная (народная и авторская), хороводные песни, песня-закличка изучались в 1-3 классах.

Разделом «Героическая песня, былина, легенда, библейское предание» начинается учебник 4 класса. В учебник включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. Вводятся героические и исторические песни, изучение их особенностей (народный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Изучается по учебнику героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», а для самостоятельного чтения рекомендуются народная песня-слава «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».

Многие жанры изучаются значительно шире, чем в 3 классе.

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения

Загадка - один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у тех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных.

Работа над загадкой строится в несколько этапов.

1этап – отгадывание загадок для того чтобы понять строение произведение этого жанра, увидеть его специфику. Сначала внимание детей обращается на две особенности загадок: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него, б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа, надо брать загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.

Второй этап - наблюдение. На этом этапе происходит рассматривание предмета с целью выявления его наиболее существенных признаков, а также нахождения похожего предмета, который используется для иносказания.

Третий этап - собственно сочинение загадок, вначале коллективное, а потом самостоятельное.

Рассмотрим, как происходит обучение сочинению загадок в I-II классах.

1.Отгадывание загадок.

-Все вы любите и умеете отгадывать загадки, а сегодня,- говорит учитель,- мы будем сами их сочинять. Но вначале надо узнать, как «строится» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке». (Одуванчик.)

-Как вы смогли догадаться, как узнали? (Одуванчик схож с облачком)

-Назовите черты сходства? (Они одинакового цвета, цветок такой же мягкий и пушистый, как облако).

-Значит, мы выяснили, что особенное в загадке, - обобщает учитель, - предмет в ней или совсем не называется, или называется не тот, который загадывается, а другой, который похож не него. Когда мы отгадываем загадку, стареемся обратить внимание на признаки предмета. Докажем этот вывод. Слушайте еще загадку: «В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке».

Работа строится по тому же плану, что и в первом случае: школьники ищут отгадку (подсолнух), потом доказывают отгадку, в конце педагог утверждает, что и в этой загадке назван не сам предмет, а другой, похожий, ученики ищут отгадку по признакам этого предмета.

2.Наблюдение.

-Сейчас, - говорит учитель, - когда вы узнали, как устроена загадка, попробуем сами сочинить свою загадку.

-Давайте придумаем загадку об этом цветке (на стене висит рисунок с нарисованным ландыш). Что это за цветок?

-Посмотрите на рисунок, узнайте цветок, который, держали в руках. Что в этом цветке особенного? Давайте назовем его главные признаки. (На стебельке множество мелких цветов; приятный запах; цветки бывают только белые.)

-Значит,- обобщает учитель,- главными признаками цветка, которые мы сразу выделили, - душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые.

-Вы смогли назвать все признаки. Но вы забыли об одной важной детали, которая нужна в загадке.

-Какая? (Мы не сказали, на что похожи цветочки ландыша.)

-На что же похожи цветочки ландыша? (На горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики.)

Записываем все эти слова на доске.

3. Сочинение загадки.

-С чего будем начинать сочинять, с чем будем сравнивать? (С горошками.)

-Назовите признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые.)

-Сочиняем первую строчку загадки: «Белые душистые горошки...» (Педагог записывает на доске, а дети в тетради.)

-Надо вспомнить еще другие признаки. О чем надо упомянуть? (О стебельке.)

Если ученики затрудняются, то учитель может показать на стебелек.

-С чем можем его сравнить? (С ниточкой, ножкой.)

-Получается горошки на ножке. Но нужно горошки как-то присоединить к ножке. Найдите нужное слово. (Предлагаемые варианты слов записываются: висят, растут, сидят.)

-Давайте придумаем вторую часть загадки. (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке и т. д.) Какой вариант возьмем?

-Таким образом, у нас и получилась загадка: «Белые душистые горошки висят на зеленой ножке».

Можно выбрать и другой вариант: «...растут на зеленой ножке»; «...собрались на одной ножке» и т. п. Педагог дописывает загадку на доске, а ученики выбирают вариант, который понравился им, и записывают его в тетради. На этом этапе надо помнить о предупреждении орфографических ошибок – дети должны пользоваться сделанными на доске заготовками как справочным материалом.

-Вы сказали, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Укажите снова признаки шариков. Какие они? (Белые, душистые.)

-Значит, можно начать загадку такими словами: «Белые душистые шарики...» (Дети добавляют варианты типа «...висят на стебельке как фонарики». Загадка может быть записана на доске.)

-Сравним с бубенчиками. Но вначале уточним, что это такое. Кто объяснит? (Бубенчики - это металлические шарики. Они издают звон, когда ими гремишь).

-На какие же признаки надо обратить внимание, когда сочиняешь загадку? (Белые, душистые, как будто звенят.)

Последнее слово на уроке встречается впервые, поэтому в целях предупреждения ошибок его полезно записать на доске.

-А теперь попробуйте сочинить самостоятельно свою загадку.

Детей не следует ограничивать требованием пользоваться только теми словами, которые записаны на доске; пусть свободно работает их мысль и фантазия. Для предупреждения же орфографических ошибок мы использовали такой прием: детям разрешали пропускать те буквы, в написании которых они сомневаются. На месте пропущенной буквы ученики ставили точку, а на соответствующей строке, чтобы не забыть,- знак вопроса. Педагог, проходя по рядам, молча вписывает в тетрадь нужную букву (если орфограмма на неизученное правило), обращает внимание ребенка на запись па доске (если слово было записано), либо предлагает подумать (если слово на известное правило).

Используя такой прием, мы помогаем предупреждению ошибок или уменьшению их числа, а это способствует развитию орфографической зоркости у младших школьников.

После проведенной самостоятельной работы загадки анализируются.

Сочинять загадки предлагаем детям дома и на других уроках. Необходимо, продумывать тему загадки, а при выборе объекта для сочинения этого жанра, важно помнить о том, что предмет должен быть хорошо знакомым для учеников, иметь яркие, внешне легко воспринимаемые признаки, должен «поддаваться» сравнению, а следовательно, иносказанию.

Загадки, придуманные учащимися, нужно не только зачитывать, но и анализировать.

В процессе работы над загадками, ученики получают такие умения: выделение самых существенных признаков предмета, сравнение его с другими, похожими, нахождение наиболее точных, выразительных словесных средства и т. п.

Можно использовать другой вариант работы над сочинениями-загадками: превращение в загадку описательного художественного текста. При этом виде работы признаки предмета заданы в тексте, дети должны их увидеть и, воспользовавшись ими, придумать загадку. Приведем фрагмент урока.

-Прочитайте два текста, которые записаны на доске.

Ученики читают тексты: Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья... (И. Соколов-Микитов); Словно глазки, из межи - глазки девочки-малютки - кротко смотрят... ( С. Дрожжин).

-Какое же название нужно вставить в конце каждого отрывка? (Незабудки.).

-Итак, перед вами два текста о незабудках. Можно ли их назвать загадками? Почему? (Нет, потому что они построены не по правилам загадок. В загадке предмет не называется, а здесь он назван.)

-Но есть ли в этих текстах что-нибудь общее с загадками? Что? (В них, как и в загадках, красочно рисуется цветок, говорится о самых ярких признаках цветка: о том, что они голубые, маленькие, что они растут у воды. Во втором тексте сказано, на что они похожи.)

-Давайте на основе этих отрывков сочиним загадки о незабудках. Еще раз самостоятельно прочитайте тексты, выберите те признаки, которые можно использовать в загадке. Какие же это признаки?

Ответ на этот вопрос предполагает проведение элементарного языкового анализа текстов. Обращается внимание на сравнения, на все те языковые средства, с помощью которых «рисуются» незабудки. Затем учащимся дается время на самостоятельное придумывание загадки, после чего идет их обсуждение.

Второй вариант работы над загадками обладает рядом преимуществ перед первым: ученики получают возможность внимательно вглядываться в художественный текст, проявлять внимание к каждому авторскому слову, чувствовать точную красоту слова. При выборе слова из текста и используя его в своей речи, дети не просто запоминают их и воспроизводят в своей речи, а работают над ними творчески. Кроме того данный вариант сочинений-загадок предполагает меньшую свободу учащихся, чем первый: дети ограничены в выборе признаков предмета рамками предложенного текста. Вот почему методически целесообразно чередовать первый и второй варианты обучения сочинению загадок Последовательность их определяется в зависимости от возможностей класса [Соловейчик, 1982, с. 40].

Пословицы появляются в качестве обобщения богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с учениками нецелесообразно. В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай, но это конкретное обобщено, возведено в степень типического в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям.

К.Д. Ушинский называл пословицу «маленькой умственной задачей» [Львов, 1985, с. 162].

При анализе пословицы, педагог помогает учащимся сделать три шага:

1)уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе. Например, разбирая пословицу Без труда не вытащить рыбки из пруда, объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды;

2)уяснить переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях. В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;

3)соотнести пословицу с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Названную пословицу, например, можно соотнести с рассказом Е.Пермяка «Славка» [Львов, 1985, с. 162].

Данная схема работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию - привлекать пословицы только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

В школьной практике используются следующие приемы работы с пословицами:

-запоминание пословиц и поговорок (задания: прочитай начало пословицы, подбери подходящий конец; восстанови пословицу; услышь пословицу и др.);

-объяснение смысла пословиц и поговорок (задания: прочитай рассказы Л.Н. Толстого с использованием народных пословиц - «Ворон за море летал, умней не стал», «Глупой птице свой дом немил»; придумай рассказы с использованием пословиц);

-использование пословиц и поговорок в речи (задания: употреби пословицу в тексте; подбери пословицу, подходящую по смыслу; попробуй составить рассказ из пословиц и т.д.

- подбор пословиц по темам учениками (о человеке, о дружбе, о труде и т. д.) [Оморокова, 2005, с. 97].

Для усвоения пословиц можно выбрать такую форму работы, как создание проекта «Пословицы в современном обществе».

Цели проекта: пополнение активного словарного запаса детей пословицами; уточнение смысла и значения каждой из них; умение применения их в речи; создание сборника «Любимые пословицы», в котором будут собраны русские пословицы и пословицы по темам, будет дано их толкование, нарисованы иллюстрации.

Этапы работы над проектом. 1. Тематические уроки. На уроках ученики обмениваются найденной информацией о пословицах, пытаются дать свое определение пословицы, выделяют ее основные признаки и функции: «Пословица - это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации» [Львов, 1985, с. 162].

Совместно с учителем учениками решили искать информацию о следующих группах пословиц: Пословицы славянских народов. Пословицы мифологические. Пословицы, связанные с числами. Пословицы, связанные с историей.

Рассматривался прямой и переносный смысл пословиц.

Определение основных тематических групп пословиц, изучаемых школьниками: «Тематика пословиц безгранична. Они отражают все явления действительности, жизнь и мировоззрение народа, передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды».

Были выбраны четыре основные темы для изучения: «Отчизна», «Человек», «Учение, знание», «Труд и отдых».

Составление своей пословицы и оформление ее как страницы будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация).

Оформление книги пословиц согласно правилам. Проведение уроков внеклассного чтения по структуре книги. Совместная работа над заглавием, названием издательства, аннотацией.

Результатом проделанной работы явился возросший интерес школьников к жанру пословицы. Ученики стали использовать пословицы в речи, с интересом придумывали свои пословицы. На уроках при построении текстов школьники начали использовать пословицы, дома при просмотре фильмов они находили в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами.

Школьники научились понимать богатство, глубину и мудрость языка, открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества, реализовали свои знания в прекрасной книге пословиц, авторами которой стали сами.



Предварительный просмотр:


Изучение фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной школы

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, потому что оно не только объект изучения, но и средство обучения, так как на уроках литературного чтения дети получают необходимые умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения литературного чтения.

Современные программы по литературному чтению для начальной школы ориентируются на концепцию непрерывного литературного образования.

курсе.

Фольклор изучается на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

В 1 классе учащимся предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные, небылицы, загадки, считалки. Скороговорки, побасенки, пословицы. Они хороши тем, что небольшой объем текста позволяет детям без особых затруднений читать и перечитывать их, при этом совершенствовать технику чтения. В учебниках параллельно с фольклорным произведением дается его литературный (авторский) аналог (например, «Загадки» С.Я. Маршака, «Я видел» С. Маршака, «Искалочка» В.Берестова).

В разделе «Там чудеса» представлены русские народные сказки «Лиса и рак», «Петушок и бобовое зернышко», ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор», армянская сказка «Заказчик и мастер», а также литературные сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К. Андерсена «Принцесса на горошине».

В 3 классе сказки включены в разделы «За добро стой смело», «Труд кормит, а лень портит», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна» вместе с другими видами литературных произведений.

В структуру курса «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, в первом полугодии 1-го класса включён интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности [Журова, 2010, с.53].

Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе. В первом классе учащиеся познакомились с произведениями устного творчества разных народов: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы.

Во втором классе продолжается работа с теми произведениями фольклора, которые были в программе первого класса, но на этом этапе дети осуществляется знакомство еще и с былинами, сказками, легендами.

В третьем классе в круг чтения включаются предания, легенды, мифы, а также отрывки из Библии.

В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира, сравнением произведений фольклора, использованием их в речи, а также выполнением работ творческого характера.

Обращение к фольклору в третьем классе помогает углублению знания школьников о народном творчестве, обучению различать жанры литературных произведений, а также отмечать поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Сначала детям даются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, основных идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, рассказать школьникам, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Различные задания учебника предлагают дать оценку поступкам героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы - формировать представления о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и имеют отличия в манере изложения, в истории создания, месте, манере рассказывания сказителями.

Школьники сравнивают сказки, которые имеют сходный сюжет, изучают сказками, которые включают загадки, и героев, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой.

Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении [Журова, 2010, с.65].

Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» и русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер»). Учащиеся сравнивают эти сказки, указывают сходства и различия, опираясь на схему: 1. Главный герой. 2. Какие персонажи помогают главному герою? 3. Кто мешает главному герою? 4. Волшебные предметы. 5. Чудеса, превращения. 6. Троекратность (повторы). 7. Повторяющиеся в разных сказках слова. 8. Присказка. 9. Автор сказки. 10. Твой любимый герой.

Такая работа помогает глубже понять произведение, рассмотреть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина. Такие задания выполняются в группах, где есть школьники с разными уровнями подготовки.

В раздел включены загадки, пословицы, скороговорки как особые, малые жанры народного творчества. Выполняя задания, дети учатся различать жанры произведений, определять темы загадок и пословиц, а также пробуют создавать свои загадки.

Детям дается представление о специфике каждого жанра, манере чтения, на примерах показывается широта тематики загадок и пословиц. Учащиеся сами учатся создавать загадки, а для этого им показывают, как составляются загадки, каких типов они бывают (загадки-вопросы, загадки-сравнения, загадки-сказки, загадки-описания).

Пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, так как в данном курсе пословицам отводится важная роль. Впервые с пословицами дети знакомятся в первом классе на уроках литературного слушания и грамоты: вначале ученики слышат пословицы, потом читают их сами. Во втором полугодии дети уже соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений. Вспомним уроки 13-14 в учебнике «Чтение и письмо» (стр. 171, 172). Проводится работа с рассказом Е.Пермяка «Торопливый ножик». Потом читают пословицы и проводят сравнение содержания рассказа и пословиц, выбирают подходящую к этому рассказу, объясняют свой выбор и, тем самым, соотносят содержание рассказа с народной мудростью, которая выражена в пословицах.

Прочитай рассказ Е. Пермяка и выбери подходящие пословицы:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Во втором классе школьники узнают о пословице как жанре фольклора, знакомятся с пословицами о Родине, о труде, о семье, о дружбе и т.д.

При солнышке тепло – при матери добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Подумай, о чем говорят эти пословицы. Объясни.

Вся семья вместе – и душа на месте.

1.Как ты понимаешь эту пословицу.

2.Какие пословицы о семье ты еще знаешь.

3.Найди книгу с пословицами. Прочитай пословицы о семье.

Работа с пословицами и поговорками продолжается в третьем и четвертом классах: дети осуществляют подбор пословиц к текстам произведений и темам чтения; выполняют работы творческого характера, отбирают и читают книги с пословицами. В четвертом классе проходит знакомство школьников с историей рождения пословиц, дети принимают участие в уроках-конкурсах.

В третьем классе дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки). Термины вводятся путем наблюдения, как вывод из наблюдаемого [Журова, 2010, с. 65].

Рассмотрим, как расширяется в 4 классе круг чтения по основным разделам чтения. В каждом классе дети изучают произведения фольклора народов России и других стран. Если в 1 и 2 классах ученики познакомились с малыми жанрами фольклора и сказками (бытовыми, волшебными, о животных), в 3 классе в круг чтения дополнительно входят литературные сказки, сказки с загадками, изучаются типы загадок и их особенности, былины, то в 4 классе в круг чтения добавляются сказы, легенды, библейские предания.

Народная песня, колыбельная (народная и авторская), хороводные песни, песня-закличка изучались в 1-3 классах.

Разделом «Героическая песня, былина, легенда, библейское предание» начинается учебник 4 класса. В учебник включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. Вводятся героические и исторические песни, изучение их особенностей (народный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Изучается по учебнику героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», а для самостоятельного чтения рекомендуются народная песня-слава «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».

Многие жанры изучаются значительно шире, чем в 3 классе.

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения

Загадка - один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у тех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных.

Работа над загадкой строится в несколько этапов.

1этап – отгадывание загадок для того чтобы понять строение произведение этого жанра, увидеть его специфику. Сначала внимание детей обращается на две особенности загадок: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него, б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа, надо брать загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.

Второй этап - наблюдение. На этом этапе происходит рассматривание предмета с целью выявления его наиболее существенных признаков, а также нахождения похожего предмета, который используется для иносказания.

Третий этап - собственно сочинение загадок, вначале коллективное, а потом самостоятельное.

Рассмотрим, как происходит обучение сочинению загадок в I-II классах.

1.Отгадывание загадок.

-Все вы любите и умеете отгадывать загадки, а сегодня,- говорит учитель,- мы будем сами их сочинять. Но вначале надо узнать, как «строится» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке». (Одуванчик.)

-Как вы смогли догадаться, как узнали? (Одуванчик схож с облачком)

-Назовите черты сходства? (Они одинакового цвета, цветок такой же мягкий и пушистый, как облако).

-Значит, мы выяснили, что особенное в загадке, - обобщает учитель, - предмет в ней или совсем не называется, или называется не тот, который загадывается, а другой, который похож не него. Когда мы отгадываем загадку, стареемся обратить внимание на признаки предмета. Докажем этот вывод. Слушайте еще загадку: «В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке».

Работа строится по тому же плану, что и в первом случае: школьники ищут отгадку (подсолнух), потом доказывают отгадку, в конце педагог утверждает, что и в этой загадке назван не сам предмет, а другой, похожий, ученики ищут отгадку по признакам этого предмета.

2.Наблюдение.

-Сейчас, - говорит учитель, - когда вы узнали, как устроена загадка, попробуем сами сочинить свою загадку.

-Давайте придумаем загадку об этом цветке (на стене висит рисунок с нарисованным ландыш). Что это за цветок?

-Посмотрите на рисунок, узнайте цветок, который, держали в руках. Что в этом цветке особенного? Давайте назовем его главные признаки. (На стебельке множество мелких цветов; приятный запах; цветки бывают только белые.)

-Значит,- обобщает учитель,- главными признаками цветка, которые мы сразу выделили, - душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые.

-Вы смогли назвать все признаки. Но вы забыли об одной важной детали, которая нужна в загадке.

-Какая? (Мы не сказали, на что похожи цветочки ландыша.)

-На что же похожи цветочки ландыша? (На горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики.)

Записываем все эти слова на доске.

3. Сочинение загадки.

-С чего будем начинать сочинять, с чем будем сравнивать? (С горошками.)

-Назовите признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые.)

-Сочиняем первую строчку загадки: «Белые душистые горошки...» (Педагог записывает на доске, а дети в тетради.)

-Надо вспомнить еще другие признаки. О чем надо упомянуть? (О стебельке.)

Если ученики затрудняются, то учитель может показать на стебелек.

-С чем можем его сравнить? (С ниточкой, ножкой.)

-Получается горошки на ножке. Но нужно горошки как-то присоединить к ножке. Найдите нужное слово. (Предлагаемые варианты слов записываются: висят, растут, сидят.)

-Давайте придумаем вторую часть загадки. (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке и т. д.) Какой вариант возьмем?

-Таким образом, у нас и получилась загадка: «Белые душистые горошки висят на зеленой ножке».

Можно выбрать и другой вариант: «...растут на зеленой ножке»; «...собрались на одной ножке» и т. п. Педагог дописывает загадку на доске, а ученики выбирают вариант, который понравился им, и записывают его в тетради. На этом этапе надо помнить о предупреждении орфографических ошибок – дети должны пользоваться сделанными на доске заготовками как справочным материалом.

-Вы сказали, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Укажите снова признаки шариков. Какие они? (Белые, душистые.)

-Значит, можно начать загадку такими словами: «Белые душистые шарики...» (Дети добавляют варианты типа «...висят на стебельке как фонарики». Загадка может быть записана на доске.)

-Сравним с бубенчиками. Но вначале уточним, что это такое. Кто объяснит? (Бубенчики - это металлические шарики. Они издают звон, когда ими гремишь).

-На какие же признаки надо обратить внимание, когда сочиняешь загадку? (Белые, душистые, как будто звенят.)

Последнее слово на уроке встречается впервые, поэтому в целях предупреждения ошибок его полезно записать на доске.

-А теперь попробуйте сочинить самостоятельно свою загадку.

Детей не следует ограничивать требованием пользоваться только теми словами, которые записаны на доске; пусть свободно работает их мысль и фантазия. Для предупреждения же орфографических ошибок мы использовали такой прием: детям разрешали пропускать те буквы, в написании которых они сомневаются. На месте пропущенной буквы ученики ставили точку, а на соответствующей строке, чтобы не забыть,- знак вопроса. Педагог, проходя по рядам, молча вписывает в тетрадь нужную букву (если орфограмма на неизученное правило), обращает внимание ребенка на запись па доске (если слово было записано), либо предлагает подумать (если слово на известное правило).

Используя такой прием, мы помогаем предупреждению ошибок или уменьшению их числа, а это способствует развитию орфографической зоркости у младших школьников.

После проведенной самостоятельной работы загадки анализируются.

Сочинять загадки предлагаем детям дома и на других уроках. Необходимо, продумывать тему загадки, а при выборе объекта для сочинения этого жанра, важно помнить о том, что предмет должен быть хорошо знакомым для учеников, иметь яркие, внешне легко воспринимаемые признаки, должен «поддаваться» сравнению, а следовательно, иносказанию.

Загадки, придуманные учащимися, нужно не только зачитывать, но и анализировать.

В процессе работы над загадками, ученики получают такие умения: выделение самых существенных признаков предмета, сравнение его с другими, похожими, нахождение наиболее точных, выразительных словесных средства и т. п.

Можно использовать другой вариант работы над сочинениями-загадками: превращение в загадку описательного художественного текста. При этом виде работы признаки предмета заданы в тексте, дети должны их увидеть и, воспользовавшись ими, придумать загадку. Приведем фрагмент урока.

-Прочитайте два текста, которые записаны на доске.

Ученики читают тексты: Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья... (И. Соколов-Микитов); Словно глазки, из межи - глазки девочки-малютки - кротко смотрят... ( С. Дрожжин).

-Какое же название нужно вставить в конце каждого отрывка? (Незабудки.).

-Итак, перед вами два текста о незабудках. Можно ли их назвать загадками? Почему? (Нет, потому что они построены не по правилам загадок. В загадке предмет не называется, а здесь он назван.)

-Но есть ли в этих текстах что-нибудь общее с загадками? Что? (В них, как и в загадках, красочно рисуется цветок, говорится о самых ярких признаках цветка: о том, что они голубые, маленькие, что они растут у воды. Во втором тексте сказано, на что они похожи.)

-Давайте на основе этих отрывков сочиним загадки о незабудках. Еще раз самостоятельно прочитайте тексты, выберите те признаки, которые можно использовать в загадке. Какие же это признаки?

Ответ на этот вопрос предполагает проведение элементарного языкового анализа текстов. Обращается внимание на сравнения, на все те языковые средства, с помощью которых «рисуются» незабудки. Затем учащимся дается время на самостоятельное придумывание загадки, после чего идет их обсуждение.

Второй вариант работы над загадками обладает рядом преимуществ перед первым: ученики получают возможность внимательно вглядываться в художественный текст, проявлять внимание к каждому авторскому слову, чувствовать точную красоту слова. При выборе слова из текста и используя его в своей речи, дети не просто запоминают их и воспроизводят в своей речи, а работают над ними творчески. Кроме того данный вариант сочинений-загадок предполагает меньшую свободу учащихся, чем первый: дети ограничены в выборе признаков предмета рамками предложенного текста. Вот почему методически целесообразно чередовать первый и второй варианты обучения сочинению загадок Последовательность их определяется в зависимости от возможностей класса [Соловейчик, 1982, с. 40].

Пословицы появляются в качестве обобщения богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с учениками нецелесообразно. В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай, но это конкретное обобщено, возведено в степень типического в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям.

К.Д. Ушинский называл пословицу «маленькой умственной задачей» [Львов, 1985, с. 162].

При анализе пословицы, педагог помогает учащимся сделать три шага:

1)уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе. Например, разбирая пословицу Без труда не вытащить рыбки из пруда, объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды;

2)уяснить переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях. В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;

3)соотнести пословицу с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Названную пословицу, например, можно соотнести с рассказом Е.Пермяка «Славка» [Львов, 1985, с. 162].

Данная схема работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию - привлекать пословицы только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

В школьной практике используются следующие приемы работы с пословицами:

-запоминание пословиц и поговорок (задания: прочитай начало пословицы, подбери подходящий конец; восстанови пословицу; услышь пословицу и др.);

-объяснение смысла пословиц и поговорок (задания: прочитай рассказы Л.Н. Толстого с использованием народных пословиц - «Ворон за море летал, умней не стал», «Глупой птице свой дом немил»; придумай рассказы с использованием пословиц);

-использование пословиц и поговорок в речи (задания: употреби пословицу в тексте; подбери пословицу, подходящую по смыслу; попробуй составить рассказ из пословиц и т.д.

- подбор пословиц по темам учениками (о человеке, о дружбе, о труде и т. д.) [Оморокова, 2005, с. 97].

Для усвоения пословиц можно выбрать такую форму работы, как создание проекта «Пословицы в современном обществе».

Цели проекта: пополнение активного словарного запаса детей пословицами; уточнение смысла и значения каждой из них; умение применения их в речи; создание сборника «Любимые пословицы», в котором будут собраны русские пословицы и пословицы по темам, будет дано их толкование, нарисованы иллюстрации.

Этапы работы над проектом. 1. Тематические уроки. На уроках ученики обмениваются найденной информацией о пословицах, пытаются дать свое определение пословицы, выделяют ее основные признаки и функции: «Пословица - это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации» [Львов, 1985, с. 162].

Совместно с учителем учениками решили искать информацию о следующих группах пословиц: Пословицы славянских народов. Пословицы мифологические. Пословицы, связанные с числами. Пословицы, связанные с историей.

Рассматривался прямой и переносный смысл пословиц.

Определение основных тематических групп пословиц, изучаемых школьниками: «Тематика пословиц безгранична. Они отражают все явления действительности, жизнь и мировоззрение народа, передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды».

Были выбраны четыре основные темы для изучения: «Отчизна», «Человек», «Учение, знание», «Труд и отдых».

Составление своей пословицы и оформление ее как страницы будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация).

Оформление книги пословиц согласно правилам. Проведение уроков внеклассного чтения по структуре книги. Совместная работа над заглавием, названием издательства, аннотацией.

Результатом проделанной работы явился возросший интерес школьников к жанру пословицы. Ученики стали использовать пословицы в речи, с интересом придумывали свои пословицы. На уроках при построении текстов школьники начали использовать пословицы, дома при просмотре фильмов они находили в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами.

Школьники научились понимать богатство, глубину и мудрость языка, открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества, реализовали свои знания в прекрасной книге пословиц, авторами которой стали сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл

Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...

Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе

«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Конспект урока. Малые фольклорные жанры

Материал для внеклассной и внеурочной работы...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе

Работа на уроках с детьми по воспитанию морально-нравственных качеств...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле -...