Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в начальной школе
статья по математике (3 класс) по теме
В данном материале рассказывается о том, как уроки математики в начальной школе влияют на развитие личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках математики.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющем ясность его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит « особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведет, важно, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.
Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего- всесторонне развитую личность. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике ее метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека. Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря ее содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естественных, тем более на математике.
Я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Еще в 19 веке польский математик Хуго Штейнхаус заметил, « что между духом и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна :
1.через отбор содержания материала,
2.через структуру урока,
3.через использование случайно возникших воспитательных ситуаций
4.через личность самого учителя.
Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносит собственные неудачи.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках математики помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважение к родителям, заботе о младших и старших. Приведу пример: Учебник «Математики» 3кл, Т.Е.Демидов, задача: «Лика собрала 140 сердоликов и сделала из них мозаику для холла спортивной базы. Сколько сердоликов собрала Майя, если для своей картины она собрала на 98 сердоликов меньше?” Расшифруйте слово, и вы узнаете фамилию известной российской теннисистки.
П 740-120*3:6 В990:3+370
Р 105*6-106*5 А 3*230-720:6
О130*7-290 Ш560:4+5*90
590 | 570 | 100 | 570 | 680 | 620 | 700 | 570 |
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшим моментом в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение нудных вычислений и преобразований способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Первый в учебном году урок математики я посвящаю теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. На уроке в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, что математика - это не только «нужно», но еще и интересно.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективнее, если она будет проводиться на всех этапах урока. Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку, эпиграфом могут быть высказывания о математике и математиках, а могут быть нравственного содержания. Например:
- «Человек есть дробь. Числитель-это сравнительно с другими- достоинства человека, человек- знаменатель, это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя- свои достоинства- не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя- свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». Л. Н. Толстой.
- «……мы проиграли русским за школьной партой» Дж. Кеннеди.
- « Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон
Перед современным обучением математике поставлен комплекс взаимосвязанных целей - образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение математике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда.
В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны.
Приведу примеры задач.
1.Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них- истребитель «ЯК-3». Максимальная скорость «ЯК-3»720км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмита109» на 120км/ч меньше. Найди скорость немецкого истребителя.
2.Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы | Красная армия | Германские войска |
Личный состав | 1.200.000 | 1.800.000 |
Танки | 990 | 1.700 |
Самолеты | 667 | 1.380 |
3.Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3-го а класса сорвали 45 цветов, а 3-го б класса-46цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?
4.Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1см требуется примерно100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер. Например, подготовься к походу, что возьмешь, сколько будет весить твой рюкзак, составь диаграмму своего распорядка дня и т. д.
В заключении хочется сказать, что учитель, во- первых, достаточно хорошо должен знать свой предмет, его методологию и его историю, во-вторых, иметь достаточный педагогический такт и опыт и , в –третьих, сам обладать в достаточной мере всеми теми качествами, которые собирается воспитать у учеников, только при этих условиях урок математики как и любой другой урок может дать сколько-нибудь заметный воспитательный эффект.
Список используемой литературы:
1.Высказывания по математике и математиков: http://bars-minsk.narod.ro/tells.html
2.Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. -М., Просвещение, 1964
3.Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2т-М.,1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"
Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»
Мастер-класс по проведению урока "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе
Работа на уроках с детьми по воспитанию морально-нравственных качеств...
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа
Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...
«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»
Воспитательная работа является значимым моментом в работе учителя музыки. Главным звеном этой работы является создание и укрепление детского коллектива. Дружный класс не только помогает детям ра...
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.
Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о преминении математики в жизни;2....