Возможные приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности
материал (4 класс) на тему
В данном материале учитель использует нетрадиционные формы взаимодействия родителей и детей по формированию коммуникативной компетентности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В данном материале использованы нетрадиционные формы взаимодействия родителей и детей. | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2» г. Югорск
Возможные приёмы организации взаимодействия семьи и школы
по формированию коммуникативной компетентности школьника
(Из опыта работы учителя начальных классов
Комаровой Алевтины Андрияновны)
В современном обществе создалась ситуация дефицита общения детей и родителей, и эта проблема находит свое отражение во взаимоотношениях между родителями и детьми в подростковом возрасте. Но уже в начальных классах явно просматриваются проблемы во взаимоотношениях учащихся, когда формируется новый коллектив, поэтому я решила использовать возможности этого возраста для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, т. е. для формирования коммуникативной компетентности школьников. Почему именно такая компетентность выделена в качестве основополагающей?
Изучив социальный и личностный аспект готовности учащихся к школе, определила для себя следующее:
- у 57% учащихся завышенная самооценка, дети не видят в своем поведении недостатков, они уверены, что всегда поступают правильно;
- у 48% учащихся выполнение социальных норм и требований на низком уровне, дети не соблюдают правил поведения на уроке, переменах, в отношениях друг другу;
- у 38% учащихся на низком уровне сформировано отношение к учителю как взрослому и вообще к взрослому.
Поскольку ребенок этого возраста больше всего взаимодействует с учителями, сверстниками и родителями, решила выбрать три направления в работе по формированию коммуникативной компетенции школьника:
-взаимодействие со сверстниками
-учитель-ученик
-ребенок-родитель (родители – ребенок).
Определила для себя основное правило психологической поддержки школьников:
- опираться на сильные стороны ребенка;
-понимать и принимать индивидуальность ребенка;
-помочь наладить отношения с людьми, играющими важную роль в жизни ребенка;
-помочь ребенку разобраться в себе самом;
-поддержать ребенка при неудачах.
Так как у большинства детей была завышенная самооценка и низкий уровень выполнения социальных норм и требований, то для меня было важно сформировать коллектив, адекватно оценивающий себя и соблюдающий социальные нормы.
Поэтому конечной целью являлось формирование коммуникативной компетентности учащихся. Главным помощником для реализации данной цели я взяла в помощники семью и определила следующие задачи:
-изучить семьи с выделением положительных и отрицательных сторон в воспитании коммуникативных качеств;
-определить формы и методы взаимодействия;
- организовать учебно-воспитательный процесс на основе партнерства с родителями.
Встречи с родителями строила с учетом выделенной проблемы. Анкетирование, индивидуальные встречи с родителями показали, что родителей тоже нужно было учить общаться. Теоретическая подготовка проводилась в деятельностном режиме, использовались нетрадиционные формы – это круглый стол, дискуссии, предъявление результатов временной творческой группы.
Родители, общаясь друг с другом, отмечали, что многие проблемы их семей совпадают с другими и обменивались своими мнениями. Это способствовало поиску новых форм взаимодействия, порой путем проб и ошибок. Были созданы условия для совместной деятельности детей и родителей: праздники, экскурсии, конкурсы, фестивали, дни Здоровья, турслеты, акция «Милосердие» (посещали ветеранов педагогического труда, в сборе посылок принимали участие родители).
Одним из способов формирования коммуникативных умений и навыков родителей и детей является проектная деятельность.
Создавая проект «Мысли о здоровье», дети шли в семьи, учились брать интервью, добывали информацию, которая знакомила их с традициями семьи по формированию здорового образа жизни. Выпустили сборник, в который поместили пословицы, загадки, стихи, частушки, песни. Все это вылилось в совместную дискуссию «Береги здоровье смолоду», где дети и родители учили друг друга приемам сохранения собственного здоровья. А завершилась эта встреча выступлениями детей. Они читали стихи, пели песни и частушки о здоровье.
Участвуя в школьном конкурсе «Все куклы в гости к нам», посвященный новогоднему оформлению школы мы создали проект «Снежная королева». Дети и родители творили до самого позднего вечера. Усталые, но довольные, мы расходились по домам и снова встречались.
Работая над проектом «Моя родословная», дети и родители были увлечены одним общим делом, с интересом изучая историю своей семьи. Дети составляли рассказы о себе, о своих родителях, внесли в таблицу родственников нескольких поколений, создавали семейное генеалогическое дерево. Эта коллективная работа детей была представлена на третьей городской научно-практической конференции «Наука. Природа. Человек. Общество», отмечена Дипломом второй степени.
Таким образом, сотрудничество детей и родителей дает большой развивающий эффект:
-сплачивается детско-родительская группа;
-формируются социальные взаимоотношения детей друг с другом, когда ведущей деятельностью учащихся становится межличностное общение;
-развиваются творческие способности детей, их родителей и учителя;
-формируются позитивные характеристики самооценки учащихся.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия родителей и детей позволило:
- устранить дефицит семейного общения,
-способствовало формированию коммуникативных умений учащихся,
-позволило разрешить проблему класса, меньше стало конфликтов;
- повысился уровень выполнения социальных норм.
Дети были заняты полезной деятельностью, которая позволила им раскрыться, и самоутвердится, изменилось отношение окружающих людей к ним.
Если в 1 классе выполнение социальных норм на низком уровне было у 48% учащихся, то к концу 4 класса низкий уровень составил у 23% учащихся. Уровень самооценки стал более объективным. Так в 1 классе завышенная самооценка была у 57% учащихся, а к концу 4 класса осталась у 27% учащихся.
Судя по отзывам родителей и учащихся, формируемая совместная деятельность дарит детям и взрослым ощущение сплоченности, взаимных достижений и, главное, радостную атмосферу, которая учит детей бесконфликтному общению с людьми.
Учителю необходимо осознавать, что, воспитывая детей в деятельности, которая интересна для ребёнка, имеет для него ценность, мы формируем те «4 столпа», на которых основывается образование:
-учим познавать
- учим делать
- учим жить вместе
-учим жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в формировании портфолио ученика
Выступление на районном родительском собрании...
Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового поколения
В статье рассказывается о совместной работе классного руководителя и родителей по формированию зздорового образа жизни учащихся....
Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся
Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....
Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »
СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Презентация "Возможные приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности"
В данной презентации показаны приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности....
Методические рекомендации учителю начальных классов "Современные формы организации взаимодействия семьи и школы"
Дорогие коллеги!Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучить! Это значит, что Вы хотите провести занятие внеурочной деятельности в современной форме.Профессия Учителя - самая благородная проф...