Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового поколения
материал по теме
В статье рассказывается о совместной работе классного руководителя и родителей по формированию зздорового образа жизни учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_po_formirovaniyu_zdorovogo_pokoleniya.doc | 659 КБ |
Предварительный просмотр:
Летягина Людмила Васильевна
«Взаимодействие семьи и школы
по формированию здорового поколения»
« Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. А. Кассиль
Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Использование новых технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил:
“…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.”
Задача учителя – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье , среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью , к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье , что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи .
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи .
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.
Всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни
(проведение тематических родительских собраний и конференций)
в том числе и с приглашением специалистов (врачей, учителей , работников ГАИ, психолога, социального педагога); индивидуальные беседы,
приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по
организации закаливания в семье и т.д.).
2. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
3. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
4. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).
5. Проведение совместных праздников.
На родительских собраниях после медицинского осмотра учеников предоставляется информация врачей о здоровье учащихся, их рекомендации по укреплению здоровья .
На родительском лектории были проработаны темы:
1.Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
2.Физическое воспитание детей в семье .
3.Режим дня и его значение для здоровья младших школьников .
4.Основы здорового питания.
5.Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
6.Профилактика вредных привычек.
7. Формирование у детей навыков личной гигиены.
Провожу индивидуальные и групповые консультации « Здоровье » для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, экскурсий, походов вместе с детьми на каток, в бассейн.
Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников мы вместе с родителями работаем по следующим направлениям:
1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки». Цель этой программы – формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, негативное отношение младших школьников к употреблению табака, алкоголя. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. Для этого на родительских собраниях составляем памятки для детей, которые содержат краткую информацию по здоровому образу жизни детей, предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Дети, имеющие в дошкольном или младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи, имеют ряд проблем в обучении и социализации.
С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.
Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.
Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.
С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводил диагностику, беседы с такими учащимися. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.
Информация врачей о здоровье школьников на классных и общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья , индивидуальные и групповые консультации « Здоровье », совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — здоровая семья », «Вместе с сыном, вместе с дочкой» — все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья .
Один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.
Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Незнакомая еда со всего света», «Хлеб — всему голова» в форме устного журнала.
Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?».
Были проведены индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо ели в школьной столовой, приносили в школу чипсы, сухарики, конфеты.
Основные правила укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность. Уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на классных часах «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».
Достаточно много задаю домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.
Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.
Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.
Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:
1) составление рационального режима дня;
2) организация правильного питания;
3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;
4)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).
Ученики моего класса очень любят уроки физической культуры, на уроках не бывает детей, которые сидят на скамейке. Это тоже результат работы с родителями, убеждение их в том, что физкультура приносит только пользу здоровью.
На собрании выработали единые педагогические требования - памятку учителей и родителей:
-Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным
-Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
- На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.
-Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
- Соблюдать установленный в семье режим дня.
- Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
- Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
- Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
- Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
- Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.
По сравнению с прошлым годом больше учащихся посещают спортивные кружки и секции (плавание – на 3 человека, борьба – на 2 человека).
Правильная организация оздоровительной работы, использование различных форм
внеклассной и внешкольной оздоровительной работы ; совместные усилия дают результат.
Снизился уровень утомляемости, отмечается улучшение состояния здоровья детей, не отмечается в классе нарушения осанки.
Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.
Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.
Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В классе для учеников созданы достаточно хорошие условия. Родители принимают активное участие в ремонте и дизайне кабинета: заменили лампы освещения, жалюзи, привели в порядок потолок, создавая для учеников уютную обстановку.
Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт - важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья.
Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Отдыхаем всей семьёй», общешкольные Дни здоровья, КВН, классные часы, часы общения с участием ребят, их родителей, психолога, классного руководителя способствуют воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в формировании портфолио ученика
Выступление на районном родительском собрании...
Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся
Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....
Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »
СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...
Презентация "Возможные приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности"
В данной презентации показаны приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности....