«Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Новая действительность требует воспитания новой личности. Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд задач в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Белобородова Светлана Валентиновна
ГБОУ СОШ № 327 Невского района г. Санкт-Петербурга
«Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера»
В государственном стандарте общего начального образования подчеркивается, что его федеральный компонент направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, которая призвана обеспечить развитие личности школьника, его способностей, интереса к учению, а также воспитание нравственных качеств и ценностей, необходимых для позитивного взаимодействия с окружающим миром. Основная проблема и смысл образования состоит в следующем: дать ребенку не просто абстрактный набор знаний, а научить его самостоятельно применять полученные знания и умения, а при необходимости самостоятельно находить нужную информацию.
Новая действительность требует воспитания новой личности: свободной, интеллектуально развитой, способной принимать самостоятельные решения, умеющей, что не менее важно, работать в коллективе (многонациональном, состоящем из разных социальных групп). Родители в большинстве своем вынуждены делегировать часть своих функций по воспитанию детей школе, что приводит к усилению воспитательных функций школы.
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей. Реализация ведущих целей воспитания в учебно-воспитательном процессе позволит поставить личность ученика с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса, сформировать у него способность к объективной оценке действительности, самостоятельному анализу событий и фактов, осуществлять целенаправленную ориентацию личности в современном мире и сформировать ее интеллектуальные свойства.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:
- развитие культурного сознания школьника;
- повышение межкультурной компетентности;
- интернационализация процесса воспитания;
- создание оптимальных условий для самоидентификации и социальной адаптации личности.
Одна из целей формирования социокультурной компетенции – научить ребенка представлять свою страну и культуру на изучаемом языке, с уважением относиться к другим культурам и гордиться своей страной, уметь сосуществовать в быстро изменяющемся мире, оставаясь носителем культуры своей страны. Формирование социокультурной компетенции является одним из важнейших факторов в воспитании патриотизма у школьников.
Для современного этапа развития системы образования характерно многообразие личностно-ориентированных технологий, таких, например, как технология проектного обучения, которая способствует активизации всех сфер личности школьника – интеллектуальной и эмоциональной, сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения. Групповые проекты позволяют приобрести навыки работы в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение, анализировать результаты деятельности, подчинять свой темперамент и время интересам общего дела и развивать свои творческие способности.
Функции учителя – создание необходимых условий для самореализации. Ребенок учит, развивает, воспитывает себя сам! Для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:
- принцип гуманизма (как признание ценности реального ученика с его человеческим достоинством);
- принцип социального закаливания (ориентирующий педагога на включение детей в этические ситуации, выход из которых предполагает использование различных способов разрешения противоречий, способствует развитию рефлексивной позиции ученика);
- принцип сотрудничества (ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, сопереживание и взаимопомощь);
- принцип ценностной ориентации (приобщение к ценностям в нравственном отношении и обособление от них через выделение собственного «Я»).
Воспитание взаимодействием, а не только словами, создает базу для нравственного развития человека. Обучение на основе взаимодействия учит детей согласовывать свои действия между собой. Среда влияет на личность: богатая обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает и т.д. Среда является средством воспитания, и для воспитания определенных качеств личности необходимо создавать соответствующую им среду. Учитель является фасилитатором процесса.
Английский язык в школе №4(36) 2011, К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. Новый УМК «Happy English.ru» для 2-го класса.
Н.В.Панова. Внедрение стандартов второго поколения. СПб, 2010.
Преподавание в условиях ФГОС нового поколения. СПб, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся
В современных условиях особенно актуальными целями образования становятся адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ус...
Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС
Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС...
Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС по теме
Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС по теме...
Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения поэтических произведений у обучающихся второго класса
Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий ...
Выступление на ШМО начальной школы. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью повышения развития интеллектуальных способностей учащихся
Учебный процесс в начальной школе должен способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала, вызывать желание учиться, стремление самостоятельно добыват...
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограни...
Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-з...