Доклад Формирование экологического мировоззрения, как одно из направлений здоровьесозидающей деятельности в начальной школе.
методическая разработка на тему

Логинова Галина Алексеевна

Формирование экологического мировоззрения, как одно из направлений здоровьесозидающей деятельности в начальной школе.

 (Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ НОШ №611 Логиновой Г.А.)

В России в настоящий момент отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим  и физическим здоровьем.

В настоящее время в системе образования РФ одно из направлений сохранения и развития здоровья подрастающего поколения  является развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой.

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. Этой цели служит экологическое воспитание.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.

Задачи экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.

Эффективное экологическое воспитание школьников предусматривает:

- оптимизацию содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещения экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри-и межпредметных связей;

- совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

- формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

Результатом экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура человека. 
В сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. 
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). 
 
Особенности экологического воспитания:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
 
Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности. 
 
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста. 
 

Экология-это одно из «узких» направлений в широком спектре познания природы. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение  и желание  активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому я эту работу начинаю с 1 класса.

Научить детей видеть жизнь леса, реки, птиц и животных, пробудить в детях интерес к живому на планете Земля важно с первых занятий в школе. Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Например, ранней осенью в тёплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-жёлтую листву кустарников, багрянец клёна. А поздней осенью особо подчёркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того что было.

С 1класса воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы.

Во 2 классе провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов, русских художников. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной берёзке. Дети пишут мини-сочинения по репродукциям картин.      

  Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации. Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Объясняю, что, собирая макулатуру, мы тоже сберегаем лес, 60 кг макулатуры сберегут одно дерево.

Во 2классе, на кружке «Экология» мы знакомимся с более серьёзными вещами: Климат Земли, Чем мы дышим?, Наш край на карте города, Бабочка над заливом… Вот некоторые темы занятий кружка. На конкретных фактах дети обсуждали проблемы, которые происходят в мире. Мы стали задумываться: а что мы можем сделать, как показать другим детям и взрослым, что мы неравнодушны к своей планете, и что мы хотим прожить в чистом и красивом мире. Так началась наша проектная работа. Дети предложили поставить Экологическую сказку «Лягушка путешественница-2», о том, как лягушка искала себе чистый дом. Увлеклись работой - готовили костюмы, учили роли, нарисовали пригласительные билеты и рекламу сказки, а затем мы показали её учащимся своей школы, и даже участвовали в акции «Дети-детям» - показали сказку в Детском доме №69                                                                                                     города Зеленогорск. Детям очень понравилось, как их принимали, и мы представили впервые нашу сказку на серьёзном мероприятии -VI Всероссийской научно-экологической конференции школьников и студентов России «Вода-основа жизни на Земле». Не заканчивается работа и в летнее время. Посещая Летний оздоровительный лагерь при школе, наши дети участвуют в «Месяце букашек», в «Дне муравья», в мероприятиях, которые проходят на базе Детской библиотеки города Зеленогорска.

В 3 классе мы продолжили знакомство с живым  миром, и с пернатым населением нашего края. Мы учились отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Знание отличительных особенностей, повадок, условия обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. До сознания ребят стало доходить, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время - зимние холодные дни. Поэтому в классе провели проект «Столовая для птиц», где ученики делали кормушки для птиц из различных материалов (особенно приветствовались поделки из использованных материалов). Помогали им в этом родители, старшие братья. Зимой этого года, при содействии ЦБС Курортного района Зеленогорской детской библиотеки, мои ученики участвовали в Фестивале зимующих птиц. Ребята познакомились с орнитологом Владимиром Аркадьевичем Фёдоровым – профессором СПб Государственного Университета, который на протяжении нескольких занятий рассказывал и показывал тех птиц, которые зимуют в нашей местности, а весной вместе с ним мы вешали дуплянки на территории заказника Гладышевский. Дети узнали, как правильно строить домики для птиц и как правильно нужно их вешать.

Как воспитать в ребёнке не бездумного потребителя природы и природных ресурсов, а человека – хозяина?     Заинтересовать!    Стараюсь!   

   Во 2 и 3 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека  и природы, что человек – совершенное творение природы и он не может существовать вне её. На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы, приняли участие в конкурсе «Твой след на планете Земля».

Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой. В 2013-2014 учебном году класс прошёл обучение в Детском Экологическом центре Водоканала СПб… Мы посетили 5 занятий, провели Олимпиаду по вопросам водосохранения, посетили музеи на территории ДЭЦ ГУП «Водоканала С-Пб» и, теперь, мы почти всё знаем о воде. Осталось наши знания сохранить и, самое главное, правильно применять. Огромное спасибо команде этого Центра за интересные занятия и за терпение к нашим не всегда послушным детям.

После «триумфа» сказки «Лягушка путешественница-2», мы не остановились. Мы придумали новую сказку «Сказка о воде», или « Сказка о простом и необходимом».  Первое пробное выступление - учащиеся школы. Далее мы показали сказку в Детском Экологическом центре на VII научно-экологической конференции, участвовали в акции «Дети-детям» в ГБОУ СОШ №450, а также  на проведении круглого стола «Библиотеки района и муниципальные власти …

              Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Провожу классные часы: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Берегите планету». 2014 год объявлен годом Финского залива, и так как мы жители того самого залива, то совместно с Детской библиотекой мы провели деловую игру «Знатоки Финского залива». В этом нам помогала сотрудница библиотеки, эколог, руководитель Музея муравья - Романовская Ольга Александровна. Дети прекрасно справились с заданиями. Очень здорово прошла и игра «Гео-поис», когда ребята на природе искали капсулы – задания, выполняли инструкцию, и в конце нашего путешествия обнаружили старейшее водоохранное сооружение города.

Участвуя в программе «Кругосвет» ребята пишут свои заметки в журнал «Волнушки», в котором с удовольствием рассказывают о своей работе и работе кружка «Экология».

      Мой класс всегда участвует в общественной выставке детского творчества «Природа и фантазия». На выставку готовим поделки из природного материала, составляем букеты.

       В результате проводимых работ мои ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе. Дети научились выращивать цветы из семян и черенков, озеленили класс, вырастили и посадили лично цветы на могилу героя Советского Союза летчика Серова в муниципальном образовании Серово.

      Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями. Третий год подряд осенью мы принимаем участие в акции «Сделаем!» по очистке территории Финского залива. Вместе с родителями мы убираем «летний мусор» с берега и, надеюсь, что мои дети не позволят себе обращаться с природой так потребительски.

Последнее наше мероприятие – это участие в Районном конкурсе «Воспитать человека». Мы представили урок-игру «О чем звонит колокол?», на которой дети подвели итог своих знаний экологических проблем города и возможность их решения. В конце мероприятия выступила Экологическая Агитбригада.

Сейчас мои ребята  перешли в другую школу, но и в другой школе, я знаю, есть педагоги неравнодушные к будущему нашей Планеты, Земли, Страны.

      Таким образом, учитель начальной школы может внести большой вклад в дело формирования экологического мировоззрения и воспитания правильного отношения к природе.                                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологического мировоззрения, как одно из направлений здоровьесозидающей деятельности в начальной школе.

 (Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ НОШ №611 Логиновой Г.А.)

В России в настоящий момент отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим  и физическим здоровьем.

В настоящее время в системе образования РФ одно из направлений сохранения и развития здоровья подрастающего поколения  является развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой.

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. Этой цели служит экологическое воспитание.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.

Задачи экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.

Эффективное экологическое воспитание школьников предусматривает:

- оптимизацию содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещения экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри-и межпредметных связей;

- совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

- формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

Результатом экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура человека.

В сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Особенности экологического воспитания:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Экология-это одно из «узких» направлений в широком спектре познания природы. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение  и желание  активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому я эту работу начинаю с 1 класса.

Научить детей видеть жизнь леса, реки, птиц и животных, пробудить в детях интерес к живому на планете Земля важно с первых занятий в школе. Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Например, ранней осенью в тёплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-жёлтую листву кустарников, багрянец клёна. А поздней осенью особо подчёркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того что было.

С 1класса воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы.

Во 2 классе провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов, русских художников. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной берёзке. Дети пишут мини-сочинения по репродукциям картин.      

  Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации. Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Объясняю, что, собирая макулатуру, мы тоже сберегаем лес, 60 кг макулатуры сберегут одно дерево.

Во 2классе, на кружке «Экология» мы знакомимся с более серьёзными вещами: Климат Земли, Чем мы дышим?, Наш край на карте города, Бабочка над заливом… Вот некоторые темы занятий кружка. На конкретных фактах дети обсуждали проблемы, которые происходят в мире. Мы стали задумываться: а что мы можем сделать, как показать другим детям и взрослым, что мы неравнодушны к своей планете, и что мы хотим прожить в чистом и красивом мире. Так началась наша проектная работа. Дети предложили поставить Экологическую сказку «Лягушка путешественница-2», о том, как лягушка искала себе чистый дом. Увлеклись работой - готовили костюмы, учили роли, нарисовали пригласительные билеты и рекламу сказки, а затем мы показали её учащимся своей школы, и даже участвовали в акции «Дети-детям» - показали сказку в Детском доме №69                                                                                                     города Зеленогорск. Детям очень понравилось, как их принимали, и мы представили впервые нашу сказку на серьёзном мероприятии -VI Всероссийской научно-экологической конференции школьников и студентов России «Вода-основа жизни на Земле». Не заканчивается работа и в летнее время. Посещая Летний оздоровительный лагерь при школе, наши дети участвуют в «Месяце букашек», в «Дне муравья», в мероприятиях, которые проходят на базе Детской библиотеки города Зеленогорска.

В 3 классе мы продолжили знакомство с живым  миром, и с пернатым населением нашего края. Мы учились отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Знание отличительных особенностей, повадок, условия обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. До сознания ребят стало доходить, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время - зимние холодные дни. Поэтому в классе провели проект «Столовая для птиц», где ученики делали кормушки для птиц из различных материалов (особенно приветствовались поделки из использованных материалов). Помогали им в этом родители, старшие братья. Зимой этого года, при содействии ЦБС Курортного района Зеленогорской детской библиотеки, мои ученики участвовали в Фестивале зимующих птиц. Ребята познакомились с орнитологом Владимиром Аркадьевичем Фёдоровым – профессором СПб Государственного Университета, который на протяжении нескольких занятий рассказывал и показывал тех птиц, которые зимуют в нашей местности, а весной вместе с ним мы вешали дуплянки на территории заказника Гладышевский. Дети узнали, как правильно строить домики для птиц и как правильно нужно их вешать.

Как воспитать в ребёнке не бездумного потребителя природы и природных ресурсов, а человека – хозяина?     Заинтересовать!    Стараюсь!   

   Во 2 и 3 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека  и природы, что человек – совершенное творение природы и он не может существовать вне её. На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы, приняли участие в конкурсе «Твой след на планете Земля».

Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой. В 2013-2014 учебном году класс прошёл обучение в Детском Экологическом центре Водоканала СПб… Мы посетили 5 занятий, провели Олимпиаду по вопросам водосохранения, посетили музеи на территории ДЭЦ ГУП «Водоканала С-Пб» и, теперь, мы почти всё знаем о воде. Осталось наши знания сохранить и, самое главное, правильно применять. Огромное спасибо команде этого Центра за интересные занятия и за терпение к нашим не всегда послушным детям.

После «триумфа» сказки «Лягушка путешественница-2», мы не остановились. Мы придумали новую сказку «Сказка о воде», или « Сказка о простом и необходимом».  Первое пробное выступление - учащиеся школы. Далее мы показали сказку в Детском Экологическом центре на VII научно-экологической конференции, участвовали в акции «Дети-детям» в ГБОУ СОШ №450, а также  на проведении круглого стола «Библиотеки района и муниципальные власти …

              Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Провожу классные часы: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Берегите планету». 2014 год объявлен годом Финского залива, и так как мы жители того самого залива, то совместно с Детской библиотекой мы провели деловую игру «Знатоки Финского залива». В этом нам помогала сотрудница библиотеки, эколог, руководитель Музея муравья - Романовская Ольга Александровна. Дети прекрасно справились с заданиями. Очень здорово прошла и игра «Гео-поис», когда ребята на природе искали капсулы – задания, выполняли инструкцию, и в конце нашего путешествия обнаружили старейшее водоохранное сооружение города.

Участвуя в программе «Кругосвет» ребята пишут свои заметки в журнал «Волнушки», в котором с удовольствием рассказывают о своей работе и работе кружка «Экология».

      Мой класс всегда участвует в общественной выставке детского творчества «Природа и фантазия». На выставку готовим поделки из природного материала, составляем букеты.

       В результате проводимых работ мои ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе. Дети научились выращивать цветы из семян и черенков, озеленили класс, вырастили и посадили лично цветы на могилу героя Советского Союза летчика Серова в муниципальном образовании Серово.

      Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями. Третий год подряд осенью мы принимаем участие в акции «Сделаем!» по очистке территории Финского залива. Вместе с родителями мы убираем «летний мусор» с берега и, надеюсь, что мои дети не позволят себе обращаться с природой так потребительски.

Последнее наше мероприятие – это участие в Районном конкурсе «Воспитать человека». Мы представили урок-игру «О чем звонит колокол?», на которой дети подвели итог своих знаний экологических проблем города и возможность их решения. В конце мероприятия выступила Экологическая Агитбригада.

Сейчас мои ребята  перешли в другую школу, но и в другой школе, я знаю, есть педагоги неравнодушные к будущему нашей Планеты, Земли, Страны.

      Таким образом, учитель начальной школы может внести большой вклад в дело формирования экологического мировоззрения и воспитания правильного отношения к природе.                                                                                                        

     

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. «Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность, так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России

Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь....

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС

В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики  и народно-подвижных игр....

Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"

Занятие проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам).Уча...

общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе

Данный материал раскрывает сущность общекультурного направления внеурочной деятельности в начальной школе. Общекультурное направление уже в начальной школе учит детей самостоятельности в организациисо...

Презентация по направлению проектная деятельность в начальной школе "Мини-проект на уроке окр. мира"

В данной презентации описывается ход проведения мини-проекта на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Бюджет семьи"....