Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС
методическая разработка по физкультуре (2 класс) на тему
В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики и народно-подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Янгаева Н.Н.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС
В статье раскрываются особенности проведения внеклассной работы спортивно-оздоровительного направления учащихся 1-2 классов на основе разработки и апробации программ по народно - подвижным играм и ритмической гимнастике. Особое место уделяется формированию культуры здорового образа жизни и приобретению знаний для самостоятельных занятий младших школьников по данному направлению. На основе анализа показана эффективность данных программ для формирования личности ребенка и его физического развития.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровьесберегающие технологии, физические качества, ритмическая гимнастика, народные подвижные игры, мониторинг.
In this article the author tells about extracurricular health-improving measures for the pupils of 1-st, 2-nd’s forms. This work is based on developing programs for folk games and rhythmic gymnastics. The teacher devotes especially to forming healthy lifestyle and giving knowledges for younger students. The analysis shows , that these programs are very effective.
Keywords: extracurricular activities, zdorovyesberegayushchy technologies, physical qualities, rhythmic gymnastics, national outdoor game, monitoring.
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика очень многое.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья школьников: «Здоровье человека - важный показатель его личного успеха» [5, 3]
С введением Федерального государственного образовательного стандарта в массовую школу спортивные занятия начинают проводиться не только в учебное время на отведенных для этих целей уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности в рамках спортивного направления.
В 7-8 летнем возрасте быстрыми темпами развивается гибкость, ловкость. В нашей гимназии разработаны программы курсов «Ритмическая гимнастика» и «Народные подвижные игры» с учетом морфофункциональных особенностей и состояния нервной системы организма школьника.
Ритмическая гимнастика
Актуальность разработки программы курса внеурочной деятельности «Ритмическая гимнастика» обусловлена тем, что на занятиях развиваются двигательные качества учащихся, позволяющие легко переносить физические нагрузки. Данный курс направлен на укрепление здоровья младших школьников и на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Ритмическая гимнастика является новым направлением в физической культуре, в основе которой лежат двигательные действия под музыку в различных темпах. Это дает возможность красиво и современно двигаться, поддерживая на определенном уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Ритмическая гимнастика заняла лидирующую позицию среди большинства видов оздоровительных занятий. Гимнастика – один из основных видов спорта, которым можно заниматься с раннего возраста. Она входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена, а её элементы – в любую общую физическую подготовку и корригирующие программы.
Занятия ритмической гимнастикой способствуют не только физическому развитию детей (развитию основных физических качеств, исправлению отдельных недостатков фигуры), но и эстетическому развитию (формированию понимания красоты и гармонии).
Данная программа способствует:
- укреплению сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
- развитию физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений ритмической гимнастикой;
- развитию мышления, памяти, творческих способностей;
- формированию основы здорового образа жизни.
Кроме этого у учащихся формируются универсальные компетенции:
- умение ставить перед собой задачи и стремиться к их решению;
- умение организовывать собственную деятельность;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками.
У учащихся также развиваются творческие способности благодаря танцевальным упражнениям сюжетно-игровой направленности («Игрушкоаэробика»), упражнениям подражательного характера («Звероаэробика»), а также импровизированным движениям под определённую музыку.
Девизом ритмической гимнастики являются слова: «МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ-ЗДОРОВЬЕ!» С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности.
Комплексы упражнений ритмической гимнастики танцевального характера основываются на базовых элементах классической аэробики и их разновидностях, в танцевальные комплексы добавлены элементы народных и современных танцев, упражнения на развитие физических способностей.
Занятия ритмической гимнастикой направлены на реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода к обучению. Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет учащимся осваивать программу в соответствии с возможностями каждого.
«Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у детей интерес к учебе» [5, 3]
Содержание занятий курса «Ритмической гимнастики» включает в себя следующее: знания о ритмической гимнастике и ее истории; обучение выполнению гимнастических упражнений и танцевальных движений; физкультурно-оздоровительная и спортивно-оздоровительная деятельность; музыкально-подвижные игры и эстафеты.
Народные подвижные игры
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических качеств и координации движений. Существенную помощь учителю физкультуры в этом могут оказать занятия по курсу «Народные подвижные игры». Подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Неслучайно игры существовали уже на заре человечества.
Радость движения в играх сочетается с духовным обогащением. У детей формируются уважительное отношение к культуре родной страны и знакомство с особенностями жизни других народов. Поэтому народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. Первостепенное значение приобретают вопросы использования народных традиций как формы выявления новых источников для обогащения существующих средств физического воспитания, внедрения их в развитие личности и нравственного сознания. Варианты и аналоги народных игр встречаются у десятков народов, во многих странах, ибо суть их одна – развлекая, учить.
Программа «Народные подвижные игры» соответствует физиологическим и психологическим особенностями младших школьников и направлена на реализацию требований здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих игровых технологий.
Изучая народные игры, младшие школьники приобретают не только знания о разновидностях игр, их возникновении, но и умения самостоятельно играть.
Особенностью народных игр является их содержание (сюжет, тема, правила, тесно связанные с сюжетом). Игровые действия в них проводятся в соответствии с требованиями, заданными ролью и правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
В содержание тем курса «Народные подвижные игры» входят:
- обзор основных тем «Игра – не пустая забава»;
- правила и история возникновения игр;
- общие подвижные символические игры;
- игры с мячом;
- игры с прыжками;
- хороводные игры;
- игры малой подвижности;
- игры разных народов;
- веселые игры.
Одним из важнейших условий, способствующих успешной реализации курсов «Ритмическая гимнастика» и «Народные подвижные игры», является систематическое наблюдение за состоянием здоровья и двигательной подготовленности учащихся. Мониторинг физической подготовленности проводили с группой учащихся, систематически посещавших внеурочные занятия данных курсов. В исследовании принимали участие 48 учащихся. (Приложение №1).
Задачи исследования: соотнести уровень физической подготовленности учащихся с возрастной нормой; проводить ежегодный сравнительный анализ физических данных учащихся.
Чтобы занятия приносили максимальную пользу, необходимо систематически контролировать состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся.
Для осуществления контроля использовались карты здоровья на каждого ученика (таблица 1):
Таблица 1
Карта здоровья
___________________(ФИ)
Страница 1
Класс | Учебный год | Медицинская группа | Вес | Рост | Дополнительные занятия ФК и С |
1 | Сентябрь | ||||
Май | |||||
2 | Сентябрь | ||||
Май | |||||
3 | Сентябрь | ||||
Май | |||||
4 | Сентябрь | ||||
Май |
Страница 2
Показатели физической подготовленности учащегося
Класс | Бег 30м | Челночный бег | Прыжки в длину с места | Наклоны сидя | Подтягивание | Подъём туловища | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 |
Уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся, определяем с помощью контрольных упражнений (тестов), стандартизованных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий [6, 9-10].
1. Для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов выполняется наклон вперед из положения сидя.
Таблица 2. Мониторинг гибкости
До занятий по данному курсу (1класс) на высоком уровне находилось 3 учащихся (6%); на среднем уровне – 10 учащихся (21%); на низком уровне – 35 учащихся (73%).
В конце 2 класса результаты теста следующие: высокий уровень – 10 учащихся (21%), средний – 15 учащихся (31%), низкий уровень – 23 учащихся (48%).
Как мы видим, количество учащихся с высоким уровнем развития данного навыка выросло на 15%, со средним уровнем – на 10%, количество учащихся с низким уровнем навыка уменьшилось на 25%.
2.Поднимание туловища из положения лежа на спине ноги согнуты в коленях (90%) и опускание его в исходное положение, руки за головой, в течение 30 секунд (для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса).
Таблица 3. Мониторинг силовых качеств
Мониторинг силовых качеств (подъем туловища) первоклассников позволил выделить следующие уровни: высокий уровень – 18 учащихся (37,5%); средний уровень – 2 учащихся (4,2%); низкий уровень-27 учащихся (56,3 %).
В конце 2 класса количество учащихся с высоким показателем данного качества улучшилось на 27% (31учащийся, или 64,5%), со средним уровнем - на 8, 3% (6 учащихся, или 12,5 %) , количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 23,3% (11 учащихся, или 23%)
3. Прыжок в длину с места для измерения динамической силы мышц ног.
Таблица 4. Мониторинг скоростно-силовых качеств
Результаты теста скоростно-силовых качеств показывают:
1 класс – низкий уровень15учащихся (31%), средний уровень (67%) , высокий – 1 учащийся (2%)
2класс – низкий уровень – 16%, средний – 78% , высокий - 6%
4. «Челночный бег» 3х10 метров для оценки скоростной ловкости и выносливости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения.
Таблица 5. Мониторинг развития координационных навыков
Результаты теста на координацию движений:
- низкий уровень 1 класс – 5 человек (10,4%), 2 класс – 1 человек (2%) (улучшение на 7,6%)
- высокий уровень – 1класс- 22 учащихся (45,8%), 2класс- 26 человек (54,2%) (улучшение на 8,4,%)
- средний уровень – 1класс 21 человек (43,8%), 2класс- 21 учащийся (43,8%)
Как видно из приведенных выше результатов мониторинга развития физических качеств учащихся за два года (таблицы 2 - 5), комплексные занятия ритмической гимнастикой и народными подвижными играми наряду с уроками физической культуры способствуют улучшению здоровья и развитию физических качеств младших школьников.
Литература
1. А. Панкеев. Русские народные игры – М., Яуза, 19981.
2. Газета «Спорт в школе», издательский дом «Первое сентября», №№ 3,4,6, 7, 14,19, 21 за 2008г.
3. И. М. Коротков. Подвижные игры во дворе. – М.: «Знание», 1987
4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: «Просвещение», 1986
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Послание Федеральному собранию 5 ноября 2008 г.)
6. «Комплексная программа физического воспитания» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича; «Просвещение», 2012г.
7. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. – СПб: «Дельта», 1998
8. Спортивный серпантин: пособие по оздоровительной работе с детьми младших школьников / под редакцией Е.А. Гальцовой, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007
9. Стецура Ю.В. Фитнес. Путь к здоровью и красоте – М.: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2006
10. Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2006-2011 г.г.». М., изд-во МГОУ 2006 г. Плеханова В.А
11. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям / С.Г. Арзуманов, - Ростов н/Д: Феникс, 2009
12. Физическая культура. Гимнастика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.А. Винер. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011
Приложение №1
Показатели физической подготовленности учащихся в 1 и 2 классах
№ п/п | Ф.И. | Челночный бег 3х10м (координация движений) | Прыжки в длину (скоростно- Силовые качества) | Подъём Туловища (силовые качества) | Наклоны туловища вперед (гибкость) | ||||
1кл | 2кл | 1кл | 2кл | 1кл | 2кл | 1кл | 2кл | ||
1 | А.В | 9.9 | 9.6 | 102 | 138 | 7 | 8 | 0 | 10 |
2 | Б.В. | 9.6 | 9.6 | 116 | 140 | 1 | 12 | 6 | 8 |
3 | В. О. | 9.6 | 9.4 | 128 | 135 | 16 | 18 | 12 | 16 |
4 | Г. Н. | 9.2 | 9.1 | 128 | 130 | 14 | 18 | 3 | 3 |
5 | Гоголинская Валер. | 12.4 | 9.8 | 110 | 125 | 14 | 12 | -3 | 8 |
6 | Гоголинский Влад | 10.1 | 9.9 | 130 | 140 | -10 | 12 | -5 | 5 |
7 | Афонин Никита | 9.9 | 9.2 | 120 | 145 | 16 | 18 | -10 | -4 |
8 | Близнова Анастасия | 10.0 | 10.0 | 110 | 115 | 2 | 15 | 0 | 7 |
9 | Егорова Светлана | 9.7 | 9.5 | 122 | 130 | 11 | 16 | 3 | 5 |
10 | Жмакин Андрей | 10.0 | 9.8 | 135 | 145 | 10 | 21 | 0 | 0 |
11 | Иванов Иван | 10.0 | 9.1 | 115 | 150 | 18 | 21 | 10 | 15 |
12 | Веденяпин Никита | 9.2 | 9.0 | 120 | 133 | 14 | 18 | 3 | 3 |
13 | Воронцов Вячеслав | 9.0 | 8.4 | 142 | 160 | 11 | 25 | -15 | 2 |
14 | Глазкова Мария | 10.8 | 9.5 | 110 | 138 | 19 | 19 | 19 | 21 |
15 | Кудрявцева Алина | 9.4 | 9.1 | 148 | 150 | 20 | 21 | 8 | 13 |
16 | Кулюхин Андрей | 9.2 | 8.7 | 135 | 160 | 14 | 17 | 6 | 10 |
17 | Гулакова Анастасия | 10.5 | 9.9 | 138 | 152 | 13 | 14 | -2 | 0 |
18 | Малкина Арина | 10.0 | 10.0 | 105 | 115 | 15 | 11 | -10 | 10 |
19 | Мареева Кристина | 9.5 | 9.4 | 114 | 130 | 11 | 17 | -5 | -5 |
20 | Молев Андрей | 10.0 | 9.5 | 120 | 145 | 21 | 24 | -5 | 1 |
21 | Каулините Валерия | 11.8 | 9.7 | 123 | 150 | 17 | 16 | -10- | -10 |
22 | Морозова Елизавета | 9.7 | 8.9 | 105 | 140 | 18 | 18 | 5 | 5 |
23 | Орешков Матвей | 9.0 | 8.3 | 160 | 170 | 23 | 23 | 1 | 0 |
24 | Стратичук Илья | 9.5 | 8.7 | 155 | 180 | 17 | 20 | 5 | 9 |
25 | Ситникова Валерия | 9.6 | 8.7 | 140 | 150 | 18 | 20 | 11 | 14 |
26 | Турбина Виктория | 10.2 | 9.8 | 108 | 120 | 10 | 10 | 11 | 11 |
27 | Фраев Дамир | 9.7 | 9.2 | 135 | 150 | 16 | 23 | -11 | 0 |
28 | Хоботова Арина | 10.1 | 9.7 | 132 | 142 | 12 | 16 | 10 | 10 |
29 | Шураева Алина | 11.7 | 10.3 | 100 | 125 | 12 | 12 | 6 | 18 |
30 | Филиппова Ирина | 10.3 | 9.7 | 90 | 130 | 13 | 14 | 0 | 8 |
31 | Аракелян Анастас. | 10.1 | 9.9 | 115 | 120 | 9 | 19 | 3 | 4 |
32 | Асоян Ани | 11.7 | 10.1 | 100 | 111 | 15 | 16 | 3 | 6 |
33 | Басов Никита | 10.3 | 9.0 | 105 | 120 | 8 | 16 | -1 | 3 |
34 | Буданов Степан | 9.9 | 9.6 | 100 | 130 | 12 | 21 | 6 | 7 |
35 | Гордеев Леонид | 9.5 | 8.3 | 115 | 125 | 12 | 23 | -10 | -2 |
36 | Гулимов Павел | 10.0 | 9.3 | 120 | 162 | 18 | 17 | 5 | 5 |
37 | Демидова Алла | 10.1 | 9.8 | 90 | 130 | 12 | 20 | 2 | 12 |
38 | Диланян Мери | 10.1 | 9.6 | 100 | 120 | 14 | 19 | 19 | 15 |
39 | Кандалова Александ | 9.9 | 9.9 | 100 | 145 | 16 | 14 | 0 | 1 |
40 | Караваева Василиса | 9.9 | 9.2 | 100 | 110 | 13 | 20 | -10 | -10 |
41 | Криль Максим | 10.0 | 9.1 | 138 | 150 | 17 | 18 | 2 | 6 |
42 | Курилов Денис | 9.5 | 8.8 | 145 | 172 | 17 | 21 | -2 | 0 |
43 | Никольская Ирина | 11.5 | 10.0 | 122 | 135 | 6 | 13 | 3 | 15 |
44 | Новокшонов Игорь | 11.1 | 10.5 | 132 | 135 | 7 | 15 | 3 | 6 |
45 | Салькова Адель | 9.8 | 9.0 | 120 | 150 | 19 | 20 | 10 | 14 |
46 | Соснина Полина | 9.8 | 9.2 | 100 | 115 | 15 | 21 | 2 | 10 |
47 | Шафрановский Кир. | 9.7 | 9.1 | 100 | 125 | 18 | 18 | 2 | 6 |
4 | Шемелинин Павел | 10.3 | 8.9 | 120 | 116 | 12 | 16 | -1 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.
Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....
Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...
"Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС"
Материал содержит направления внеурочной деятельности и планируемые результаты воспитания и пазвития учащихся...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...