общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе
учебно-методический материал на тему
Данный материал раскрывает сущность общекультурного направления внеурочной деятельности в начальной школе. Общекультурное направление уже в начальной школе учит детей самостоятельности в организациисобственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Культурные события учат школьников видеть красоту окружающего мира. пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества. как доброта и любовь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал раскрывает сущность общекультурного направления внеурочной деятельности | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Общекультурное направление внеурочной деятельности
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления:
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
- формирование коммуникативной общекультурной компетенции;
- овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
- овладение навыками межличностного общения;
- формирование интереса к творческим профессиям.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;
- уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
- - культуры отношений человека с человеком;
- - культуры быта, поведения в семье и обществе;
- - культуры образования;
- - культуры труда;
- - культуры творчества.
Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».
Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.
Данное направление внеурочной деятельности в нашей школе реализуется через программы: «Занимательная информатика», «Оригами», «Этикет общения».
Программа «Информатика» способствует формированию у школьников элементов логической грамотности, умения использовать приобретённые знания в практической деятельности для решения нестандартных задач, умения находить, сохранять и обрабатывать информацию. Содержание программы направлено на развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, делать собственное «открытие», верить в свои силы.
Цель программы «Оригами» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами техники оригами. Занятия оригами знакомят школьников с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, круг, угол, вершина, сторона и т. д.; обогащают словарный запас учащихся; развивают мелкую моторику рук, глазомер; развивают психические процессы: творческое воображение, долговременную память, внимание, творческое и логическое мышление. Программа «Оригами» способствует формированию культуры труда.
Программа «Этикет общения» знакомит детей с понятием «этикет», его историей, с правилами и нормами поведения в обществе. Формирует навыки культурного поведения в обществе. Воспитывает уважительное отношение к себе и другим людям. Развивает речь, умение общаться, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно употреблять их в устной и письменной речи. Занятия по «Этикету общения» будят у школьников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне и гармонично.
Общекультурное направление предполагает следующие планируемые результаты:
-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями;
-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-Сформированное эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе;
-Сформированная потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;
-Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;
-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"
Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель: Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС
В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики и народно-подвижных игр....
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Драматический»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нр...
Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"
Занятие проводится в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем, постановка вопросов по письмам).Уча...
Кроссворд для занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в начальной школе
Кроссворд для занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в начальной школе...
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся начальной школы...