Социальный проект "С традициями из поколения в поколение"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Цель проекта: создание условий для формирования, становления и развития духовно- нравственного, компетентного, творческого гражданина России через семейные традиции и преемственность поколений.
Проект может быть интересен классным руководителям, работающим по программам духовно – нравственного воспитания, педагогам ВУД при разработке прогпрамм деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_novoomskaya_sosh_shipilova_s.v.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт социального проекта
«С традициями из поколения в поколение»
Автор | Шипилова Светлана Викторовна |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоомская средняя общеобразовательная школа Омского района омской области» |
Должность | Учитель начальных классов |
Тема | «С традициями из поколения в поколение" |
Участники проекта | обучающиеся младших классов МБОУ «Новоомская СОШ», классный руководитель, родители, старшее поколение. |
Срок реализации проекта | 2015 – 2019 г.г. |
Содержание стр.
- Раздел 1. Анализ ситуации.
Изучение положительного опыта деятельности
по направлению модернизации начального образования. 3 - 4
- Раздел 2. Выявление проблемы проекта. 5 - 7
Постановка цели и задач проекта.
- Раздел 3. Механизм реализации проекта. 8 - 14
- Раздел 4. Ожидаемые результаты. 15
- Раздел 5. Дальнейшее развитие проекта. 15
- Список используемых источников. 16
- Приложение. 17 - 25
С традициями из поколения в поколение
Раздел 1. Анализ ситуации. Изучение положительного опыта деятельности по направлению модернизации начального образования.
Перед школами в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения учащихся. Особое значение приобретают вопросы формирования у них патриотизма, национального самосознания, гражданственности, способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к своей семье, к другим людям, государству, Отечеству, миру. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями учащихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к явлениям действительности - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств человека. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям личности.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные и духовные. Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и другие - это и есть духовность.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский). Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Проблема нравственных отношений отнюдь не только проблема педагогов и родителей. Сегодня эта проблема касается каждого человека, кем бы он ни был он должен уметь разобраться в вопросах нравственных отношений и в вопросах нравственного воспитания, так как взаимоотношения людей не обходятся без взаимовлияний, без воспитывающего действия друг на друга. Нравственность сегодняшнего общества такой же весомый показатель цивилизации, каким является наука и техника.
Об актуальности духовно - нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
С сентября 2011 года в школах введен стандарт нового поколения начального общего образования. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности. Духовно – нравственное воспитание детей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств: чести, долга, справедливости, милосердия, дружелюбия.
Наиболее блаприятным возрастом для усвоения нравственных норм, правил выработки нравственных отношений и нравственного поведения является школьный возраст. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Вот почему для учителей школ важны знания основ нравственного воспитания. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Таким образом, стандарты второго поколения и Стратегия развития воспитания в РФ определяют актуальность разработки и внедрения проекта « С традициями из поколения в поколение».
Раздел 2. Выявление проблемы проекта. Постановка цели и задач проекта.
В наши дни российское общество переживает не лучшее время. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям оказались дети. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.
Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 %; средств массовой информации — 30 %; школы — 20 %; улицы — 10 % (по данным социологических опросов).
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи. Дух, который царит в семье, дух которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.
Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. В современной России произошли перемены. Они коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли. Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью — семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. С семьи начинается и приобщение к культуре, религии ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.
Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как духовная связь людей и единство поколений.
По свидетельству психологов, педагогов и социологов, отсутствие общения со старшим поколением семьи эмоционально обедняет растущую личность. Этот процесс приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в семье происходят значительные изменения: исчезновение семейных традиций, разрушение преемственности и эмоционально-родственных связей между поколениями.
Вместе с тем ученые указывают на воспитательную роль дедушек и бабушек в трансляции опыта поколений: создание традиций, сохранение истории семьи и передача ее младшему поколению. Представители старшего поколения обладают большим запасом знаний и творческим потенциалом, поэтому нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь маленького ребенка от общения с бабушками и дедушками становится более надежной, защищенной, устойчивой. Возникает необходимость воспитания у детей качеств, способствующих гармонизации их отношений со старшим поколением семьи, формирования эмоциональных отношений младших школьников со старшими представителями семьи.
До последнего времени недостаточно внимания уделялось вопросу о том, как наилучшим образом использовать умение и опыт пожилых людей в интересах развития общества, в котором мы живем. Пожилые люди являются мощным, но малоиспользуемым ресурсом в человеческом развитии. Поэтому, главная задача - вывести бесценные качества пожилых людей из состояния безвестности, помочь навести мосты между поколениями.
Детям нельзя давать забывать, что необходимо проявлять терпение в отношениях к пожилым людям; нужно искренне откликаться на чужую беду, вовремя протянуть руку помощи нуждающимся; заботиться, почитать и гордиться заслугами и делами своих близких.
В результате деятельности по проекту произойдет передача опыта и обучение младших школьников необходимыми для жизни навыками. Старшее поколение почувствует свою значимость. Такое взаимодействие благоприятно повлияет на отношения между поколениями.
Цель: создание условий для формирования, становления и развития духовно- нравственного, компетентного, творческого гражданина России через семейные традиции и преемственность поколений.
Задачи:
Методическая задача: разработать план совместной деятельности школы, обучающихся, родителей, бабушек и дедушек.
Организационная задача: объединить в рамках проекта усилия школы (психолог, классный руководитель) и социума (бабушки и дедушки, родители, социальные партнеры).
Воспитательные задачи:
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы;
- . формировать у обучающихся уважительное, осознанное, заботливое отношение к старшему поколению; бережное отношение к семейным традициям;
- ориентировать родителей на понимание ценности воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений детей со старшим поколением семьи;
- позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям и жизненному опыту
- способствовать установлению партнерских отношений между детьми,
родителями , старшим поколением, педагогами и созданию атмосферы общности интересов.
Проект составлен и реализован в соответствии с документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон об образовании;
- Положение о совете учреждения школы
Участники проекта: обучающиеся младших классов МБОУ «Новоомская СОШ», классный руководитель, родители, старшее поколение.
Срок реализации проекта- 2015 - 2019 г.г.
Раздел 3. Механизм реализации проекта.
В прошлом, 2015 году, принимая детей в 1 класс, я старалась узнать больше о жизни каждого ученика, его увлечениях, интересах и затем создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Для получения более полных и точных сведений о семье и семейных традициях своих учеников, родителям было предложено заполнить анкету «Семейные традиции». ( Приложение 1)
Изучив и проанализировав данные анкеты, я выяснила, что во многих семьях моего класса соблюдают семейные традиции, уважительно и трепетно относятся к людям старшего поколения. Так возникла идея создания проекта «С традициями из поколения в поколение».
В реализации проекта участвуют педагоги школы, психолог. Используются ресурсы школьной и сельской библиотек. Привлекаются социальные партнеры.
Формы работы по проекту:
Формы работы с педагогами, психологом в процессе реализации программы:
■ Индивидуальные собеседования-консультации;
■ Участие в семинарах классных руководителей.
Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:
■ беседы, классные часы духовно-нравственной направленности;
■ организация праздников;
■ участие в акциях, благотворительность;
■ все виды творческой деятельности.
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
■ родительские собрания;
■ лекторий для родителей;
■ проведение совместных дел: выставок, конкурсов, праздников;
■ индивидуальные консультации.
Реализация проекта осуществляется в ходе нескольких этапов.
1.Подготовительный этап.
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:
- обсуждение среди родительской общественности вопроса о возможном наполнении воспитательной системы класса мероприятиями духовно-нравственного направления;
- сбор идей и предложений;
- написание плана деятельности в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, Стратегией развития воспитания РФ, соревновательной программой «Дорога к Успеху», на основе школьных традиций; (Приложение 2)
- обсуждение и утверждение плана на родительском собрании;
- решение организационных вопросов.
2.Основной этап
Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач
проекта. Она предусматривает следующие направления работы:
Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса:
Беседы со старожилами села, ветеранами ВОВ и тружениками тыла, детьми войны. Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного поселка.
Встречи с ликвидаторами последствий на Чернобыльской АС.
Встречи с социальными партнерами - казачеством станицы «Новоомская». Они знакомят ребят с традициями и обычаями казаков, организуют иппотерапию, которую очень любят дети.
Классные часы: «Не забывайте рода своего…», «Я причастен к России», «Учусь быть гражданином», «Нравственные уроки моей семьи» и другие. Проведение уроков памяти, уроков мужества.
Работа с семьей:
Родительские собрания по темам «Дети учатся тому, что видят у себя в дому», «Роль семьи в воспитании личности ребенка», «Правила общения родителей с детьми».
Конференция на тему «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры», в которой принимают участие администрация и педагоги школы, родители, старшее поколение, представители казачества.
Дискуссия родителей и детей на тему «Папа, мама, я - кто моя семья?»
Практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников.
Ликбез для родителей «Знаешь сам – поделись с другим».
Проведению экскурсий и походов, организации поездок в театр и кино, посещение музеев.
Сетевое взаимодействие через Дневник.ру, сайт «МБОУ «Новоомская СОШ», В Контакте.
Культурно-массовая и просветительская деятельность:
Проведение памятных дней: День Победы; День Защитника Отечества. На данные мероприятия приглашаются ветераны войны, труженики тыла, дети войны, представители казачества и воинской части № 98554 города Омска.
Проведение спортивно-массовых мероприятий: легкоатлетические кроссы, «А ну-ка, мальчики!», «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья!». В этих соревнованиях принимают участие ученики вместе со своими родителями, бабушками, дедушками.
В подготовке к смотру строя и песни большую помощь оказывают папы и дедушки, которые помогают подготовить мальчишек к выступлению. Военно- патриотическая игра «Зарница» проходит также совместно с папами и дедушками. Они активно участвуют в прохождении полосы препятствий, помогают строить крепость из снега и рисовать эмблему своей команды. Большую помощь в организации оказывают наши социальные партнеры- казаки.
Проводятся «Бабушкины посиделки», на которые приглашаются бабушки или прабабушки учеников. Они рассказывают интересные истории из своей жизни, учат основам вязания и вышивания. Ребята угощают гостей чаем и пирогами. На «Осенние посиделки» ребята приносят дары осени: компоты, соления, варения, салаты, пироги, которые приготовили вместе с родителями. Делятся своими рецептами, играют, принимают участие в веселых конкурсах.
Интересной формой общения и передачи опыта являются мастер-классы.
Большой популярностью среди девочек пользуются мастер – класс по плетению кос, который проводит одна из учениц со своей мамой.
К праздникам «8 Марта» и «День Матери» организуем выставки «Бабушкины руки не знают скуки», на которой участники представляют свои таланты.
Организуем родительские гостиные, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, 8 Марта.
Проводим праздники: «Новогодний квест», «Женский день», «Масленица», в которых с огромным удовольствием принимают участие родители, бабушки и дедушки.
Участвуем в различных конкурсах чтецов, творческих конкурсах, на которых всегда присутствуют и принимают участие представители старшего поколения.
Организация социально-значимых дел, акций.
Активно посещаем благотворительные концерты фонда «Содружество».
Принимаем участие в благотворительных акциях «Весенняя неделя добра», «Помоги собраться в школу», «Помоги птицам зимой».
В работе над проектами: «Герб моей семьи», «Семейная реликвия», «Снежная фигура» принимали участие представители всех поколений.
Реализовали социальный проект « Моя малая Родина – поселок Новоомский» совместно с родителями и учениками 6 класса. В результате работы над проектом были оформлены две лестницы в начальной школе и создана фотопрезентация «Мой поселок «Новоомский», которая была представлена ученикам школы.
В весенне-летний период был реализован социальный проект «Моя первая клумба» у здания начальной школы. Инициатором создания проекта, а так же его руководителем, была мама одной из учениц, которая профессионально занимается ландшафтным дизайном. В проекте приняли участие ученики класса, мамы, бабушки, папы и дедушки. Все лето и осень, цветы, выращенные на клумбе, радовали жителей поселка и учеников школы своей красотой. В этом году работа по проекту будет продолжена.
Каждый ученик класса принял участие в создании и презентации родословного древа своей семьи. В процессе этой работы выяснили, что в классе есть две трудовые династии. С одним из учеников, совместно с родителями, провели исследовательскую работу по теме «Учительская династия». Данную работу представили на НПК НОУ «Поиск» на школьном и муниципальном этапах. С исследовательской работой другого ученика принимаем участие в телекоммуникационном проекте « Моя династия – гордость поколений».
В настоящее время идет активная подготовка к общешкольному конкурсу «Фестиваль культур».
Большую роль в процессе воспитания играет личный пример. В моей семье все с большим уважением относятся к старшему поколению. Особую гордость мы испытываем за своего деда и прадеда, ветерана войны и труженика тыла, почетного гражданина нашего поселка, легендарного человека Омского района. Он 23 года проработал директором нашего поселка и с удовольствием рассказывает об истории родного села, о своей нелегкой жизни, делится своими впечатлениями с ребятами. Он всегда любил и продолжает любить свою Родину, свою землю, свой родной край и привил эту любовь своим детям, внукам, правнукам. И мы, внуки, правнуки должны впитывать эту науку, чтобы стать достойными гражданами своей страны. Мой дед очень часто присутствует на различных мероприятиях в моем классе, в школе, несмотря на почтенный возраст.
3.Заключительный этап (незавершенный)
Проводится анализ деятельности по реализации программы; подведение итогов, анкетирование, диагностирование.
Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения, наблюдения, а также с помощью комплексного применения некоторых диагностических методик. Данные методики позволяют получить примерное представление об уровне духовно-нравственного развития учащегося на данный момент. Это необходимо для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Во время реализации проекта психологом школы проводятся диагностики на определение уровня духовно-нравственного развития обучающихся, разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО:
- Анкета «Нравственные понятия»;( Приложение 3)
- Диагностика нравственной самооценки;( Приложение 4)
- Диагностика нравственной мотивации;(Приложение 5)
Данные диагностики проводятся один раз в календарный год, начиная с января 2015 года.
Результаты за 2015- 2016 год:
Высокий уровень нравственной самооценки и мотивации наблюдается у 40 % обучающихся. Характеризуется устойчивой ориентацией на положительное поведение, сформированностью представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту.
Средний уровень - эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации и самооценки –30% обучающихся.
Низкий уровень характеризуется несформированностью нравственных понятий, отсутствие нравственной мотивации и самооценки – 30% обучающихся.
Результаты за 2016 -2017 год:
Высокий уровень нравственной самооценки и мотивации – 52% обучающихся.
Средний уровень - 27 % обучающихся.
Низкий уровень – 21% обучающихся.
Т.о., за два года работы над проектом «С традициями из поколения в поколение» увеличилось количество обучающихся с устойчивой ориентацией на положительное поведение. Наблюдается положительная динамика.
Так же проводится анкетирование удовлетворенности работой по проекту среди всех участников. ( Приложение 6)
По анализу данного анкетирования вносятся необходимые корректировки в план деятельности.
По окончанию 2015-2016 учебного года данное анкетирование показало 100% удовлетворенность всех участников проекта.
На заключительном этапе работы по проекту в 2019 году будет проведено итоговое анкетирование. Обработка результатов покажет целесообразность дальнейшей работы по проекту или его завершение.
В настоящее время реализация проекта находится на втором этапе. Окончательные результаты работа над проектом будут видны в 2019 году. Промежуточные итоги показывают, что все мероприятия проекта оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям; способствуют установлению положительного микроклимата в отношениях между классным руководителем, обучающимися, родителями, старшим поколением; создают благоприятные условия для духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Раздел 4. Ожидаемые результаты
1. Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии).
2. Будут знать и продолжать семейные традиции.
Формирование личностных универсальных учебных действий:
– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.
Раздел 5. Дальнейшее развитие проекта.
Результаты работы по проекту будут обобщены, учтены пожелания педагогов и родителей по совершенствованию деятельности, форм, плана реализации. Возможно продолжение проекта с внесёнными предложениями.
Опыт внедрения проекта может быть интересен классным руководителям, работающим по программам духовно – нравственного воспитания.
Список используемой литературы
- Аверина Н,Г. «О духовно – нравственном воспитании младших школьников», Начальная школа, 2005 - №11.
- Курышева С.Н. «Преемственность поколений», Педагогическая мастерская. Все для классного руководителя, 2014 -№ 9 (33),
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /текст/ Министерство образования и науки Российской Федерации М., Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
- http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/
http://ikt.ipk74.ru/services/49/256/
Приложение
Приложение 1
Анкета «Семейные традиции»
семья:______________________________
Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.
Живут ли вместе с вами бабушки и дедушки?
Да
Нет
Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
Дни рождения членов семьи;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
Религиозные обряды (посты, религиозные праздники и др.);
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.);
День создания семьи;
Профессиональные праздники;
Выпуск семейной газеты;
Оформление фотоальбомов;
Воскресные семейные обеды (ужины);
Проведение семейных советов;
Другое _________________________________________________________________
Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
Спорт, рыбалка, домашние животные;
Шитье, шахматы, чтение;
Рукоделие, пение, музицирование;
Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)
Другое __________________________________________________________________
К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
Какой труд объединяет Вашу семью?
Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры
Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными
Индивидуальная трудовая деятельность
Другое ________________________________________________________________
Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?
Отдельная комната для ребенка, уголок в общей комнате;
Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты;
Библиотека, компьютер;
Музыкальный центр, кинокамера;
Фотоаппарат, живой уголок (аквариум);
Швейная машина, вязальная машина;
Столярные (слесарные) инструменты, развивающие игры;
Велосипед (сноуборд, мотоцикл);
Другое __________________________________________________________________
Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребенка?
Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям;
Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия;
Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;
Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
Другое __________________________________________________________________
Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?
Мама, бабушка, прабабушка, няня;
Папа, дедушка, другие родственники;
Какую роль играют бабушки, дедушки в воспитании Ваших детей?
Как вы к этому относитесь?
____________________________________________________________
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!!!
Приложение 2
План деятельности по проекту по направлениям.
Гражданское направление |
|
Патриотическое направление |
День Победы; День Защитника Отечества;
«Письмо Победы»; «Герои живут рядом»; «Спасибо Вам, ветеранам»;
|
Духовно–нравственное направление |
|
Физическое направление |
Легкоатлетический кросс; «А ну-ка, мальчики!»; «Веселые старты»; «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
|
Трудовое направление |
|
Экологическое направление |
|
Приобщение детей к культурному наследию |
|
Приложение 3
Анкета «Нравственные понятия»
Как ты понимаешь следующие слова?
• Мудрость
• Добро
• Зло
• Совесть
• Душа
• Любовь
• Гордыня
• Счастье
• Свобода
• Дружба
• Милосердие
• Долг
• Вина
Ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:
1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь;
2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные;
3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова.
.
Приложение 4
Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла - если вы немножко согласны
1 балла - если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки
Приложение 5
Диагностика нравственной мотивации
Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень
Низкий уровень - несформированность нравственных понятий, отсутствие нравственной мотивации.
Средний уровень - эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации;
Высокий уровень - характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту.
Приложение 6
Анкета удовлетворенности работы по проекту
Анкета для младших школьников
1. В каких мероприятиях принимал участие?
2. Чему ты научился?
3. Что тебя больше всего заинтересовало?
4. В каких мероприятиях хотел бы ты принять участие?
5. Что бы ты хотел изменить?
Анкета для родителей
1. В каких мероприятиях принимал участие ваш ребёнок?
2. Чему научился ваш ребенок?
3. С желанием или по принуждению ваш ребёнок принимал участие в мероприятиях?
4. В каких мероприятиях вы принимали участие?
5. Получили ли вы удовлетворение от совместной деятельности?
6. Готовы ли вы продолжить работу по проекту?
7. Что бы вы хотели изменить?
Анкета для старшего поколения
1. В каких мероприятиях вы принимали участие?
2. Получили ли вы удовлетворение от совместной деятельности?
3.Как происходило общение между вами и другими участниками проекта?
4. Готовы ли вы продолжить работу по проекту?
5. Что бы вы хотели изменить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ НАЧАЛО ЗЛУ, КОТОРОЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ВОЗРАСТАЕТ
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача учительства вырастить новое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед наши...
Конспект внеурочного занятия понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура», «Традиции» как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Цель внеурочного занятия: формировать понятия отечество, отчизна, отечественная культура, показать ценность традиции нашего отечества.Задачи:Образовательная: формировать понятия Отечество, Отчиз...
Семейные традиции: из поколения в поколение
Традиции присущи каждой семье. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!», воскресные обеды всей семьей или коллективное изготовление...
Разговоры о важном Тема: «ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ЛЮБОВЬ РОССИЯН К РОДИНЕ»
Конспект занятия содержит региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и за...
Разговоры о важном. Тема: "От поколения к поколению: любовь россиян к Родине"
Цель: воспитание у обучающихся ценностного отношения к нашей Родине -России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах и отношении близких, малой и большой родины....
Эссе на тему "Верность родной Земле". "Из поколения в поколение. Эстафетная палочка."
История о трудовой жизни нескольких поколений людей, о том, как передаётся эстафетная палочка педагогического мастерства от детей к внукам, от внуков к правнукам. Рассказ, основанный на реальных событ...
Классный час: "От поколения к поколению.Любовь к Родине"
Беседа на патриотическую тему : "От поколения к поколению. Любовь к Родине.Воспитание у обучающихся начальной школы ценностного отношения к нашей Родине-России, формирование гражданской идентично...