Классный час: "От поколения к поколению.Любовь к Родине"
классный час (4 класс)
Беседа на патриотическую тему : "От поколения к поколению. Любовь к Родине.
Воспитание у обучающихся начальной школы ценностного отношения к нашей Родине-России, формирование гражданской идентичности, воспитание гордости за Отчизну
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ot_pokoleniya_k_pokoleniyu_lyubov_k_rodine.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
для обучающихся 3-4 классов по теме:
«ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ:
ЛЮБОВЬ РОССИЯН К РОДИНЕ»
Цель: воспитывать у обучающихся третьих-четвертых классов ценностное отношение к нашей Родине – России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отношении близких, малой и большой Родины; формировать гражданскую идентичность, воспитывать гордость за Отчизну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; чувствовать гордость за свою страну; осознавать, в чем проявляется любовь к Родине.
Метапредметные: анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения; принимать цель совместной парной и групповой работы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); определять тему и основную мысль текста; осуществлять изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также
использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в
себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
– сценарий
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-34-script.pdf
– методические рекомендации
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-34-method_recom.pdf
– видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/367/
– распечатанные тексты из книги «Памятники литературы Древней Руси: XIII век», К.Д. Ушинского, Д.С Лихачева (представлены в дополнительных материалах)»
– комплект интерактивных заданий
https://razgovor.edsoo.ru/ie/368/
https://razgovor.edsoo.ru/ie/285/
- презентация
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-34-presentation.pdf
- плакат
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-34-poster.jpg
- инструкция
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-34-instruction.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Просмотр видеоматериала. В конце видеофрагмента кратко перечисляются позиции, которые будут подробно обсуждаться в ходе занятия.
Часть 2. Основная
Беседа о том, с чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. Работа с тремя текстами, написанными в разные эпохи, но объединенными идеей любви к Родине и личной ответственности за ее судьбу. Обсуждение идеи о том, что любовь к Родине передается от поколения к поколению. Работа с интерактивными заданиями.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов состоявшегося обсуждения.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (4-5 минут).
Беседа: В школе, дома, по телевизору, в кинотеатре часто звучит слово «Родина». А как каждый из нас понимает это слово? И что такое – любовь к Родине? Передается ли эта любовь от одного поколения к другому? Вы дали много интересных ответов, давайте посмотрим, как другие люди понимают, что такое «Родина».
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
как будто праздник.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
как будто праздник!
Каждый из нас согласится с Сергеем Островым, написавшим:
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная,
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя,
Родина светлая!
Мы любим свою Родину, как любили ее те, кто жил много веков назад, как любят ее наши родители.
А в чём проявляется эта любовь?
В любви к людям, которые рядом с нами – к семье, к друзьям, ко всем жителям России.
В умении восхищаться красотой природы нашей необъятной Родины.
В желании беречь эту красоту.
В желании потрудиться на благо Родины.
В мужестве и решимости встать на защиту Родины в опасное для нее время.
И если ты причастен к ней —
Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
Часть 2. Основная: беседа о том, что любовь к Родине передается от поколения поколению (18-20 минут).
Учитель: Давайте сегодня вместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, как этому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родиной зовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — это наша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы.
Примерные ответы детей: «Родина – это и люди, которые живут в нашей стране, и наша семья, и то место, где мы родились, и культура страны».
Учитель: Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?
Текст песни:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где - то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина...
Учитель: А как мы открываем для себя свою Родину? Как учимся ее любить?
Примерные ответы детей: «Сначала мы открываем для себя очень маленькую частичку Родины – свою семью, потом то место, где мы живем. Постепенно мы понимаем, что Родина – это наша страна Россия, что это люди страны. Мы начинаем сначала любить маму, семью, людей, родной край, а потом именно и страну».
Учитель: Мне было очень интересно выслушать ваши мнения. Соглашусь с вами, что человек открывает для себя Родину постепенно. Для малыша Родина – это его семья, потом он понимает, что это и то место, где он живет, его город, село, деревня, посёлок, станица. А потом он узнает, что живет в стране, которая называется Россия, что Родина – это страна с ее историей, культурой, великие и самые обычные люди этой страны. Именно поэтому любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье, к людям, к природе родного края, к литературе и живописи, к прошлому и настоящему.
А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому учиться?
Примерные ответы детей: Мы можем поучиться у своих родителей, бабушек, дедушек. А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у тех, кто очень давно жил.
Учитель: Мы с вами знаем, что мудрость народа отражена в пословицах
и поговорках. Давайте вспомним пословицы о Родине и о любви к ней.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Много разных стран, а Родина одна.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Родину-мать ничем не заменишь.
Всякому мила своя Родина.
Счастье Родины дороже жизни.
Постоим горой за свой край родной.
За Родину-мать не страшно умирать.
Родину любить — Родине служить.
Учитель: А в каких из этих пословиц отражена мысль, что любовь к Родине это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину, работать, чтобы Родина стала еще краше и богаче?
Примерные ответы детей:
«Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Счастье Родины дороже жизни.
Постоим горой за свой край родной.
За Родину-мать не страшно умирать.
Родину любить — Родине служить».
Учитель: Предлагаю вам выполнить задание в парах: посоветуйтесь друг
с другом и подготовьте объяснение, как вы понимаете пословицу «Родину любить — Родине служить».
Даю вам небольшую подсказку: на доске записаны некоторые значения
слова «служить».
Служить:
– исполнять воинские обязанности, быть на военной службе.
– работать, трудиться во имя чего-либо, на благо чего-либо, кого-либо.
Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних
времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине?
Примерные ответы детей: «Можно узнать из легенд, из художественных произведений».
Учитель: Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке.
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская...!
(Цитируется по книге «Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Художественная литература 1981.)
Учитель: Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки? Какие чувства вызывают эти строки у читателей?
Примерные ответы детей: «Автор передает свое восхищение страной,
чувство гордости. Читатели испытывают чувство восхищения и гордости».
Учитель: Автор восхищается красотой природы, городов и храмов, прославляет своих соотечественников, пишет о богатстве страны: «Всем ты преисполнена, земля Русская...!». Как вы думаете, а от кого зависит сохранение всего этого? Согласитесь ли вы с тем, что из чувства гордости за страну, из любви к ней вырастает и забота о стране?
Примерные ответы детей: «Зависит от людей. Любить – это значит и
заботиться».
Учитель: А теперь предлагаю послушать текст Константина Дмитриевича Ушинского, написанный сто пятьдесят лет назад.
Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
Учитель: Поработаем в парах. Прочитайте этот текст еще раз и найдите
в нем ответы на вопросы:
Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют
Родиной?
Почему Родину называют матушкой, матерью?
Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?
Учитель: Вы обсудили в парах, а теперь давайте обсудим эти вопросы
вместе. Кто готов начать?
Примерные ответы детей: «Родина, потому что это та страна, где человек родился, где родились его родные. Родину называют матерью или ласково матушкой, потому что как мама дает человеку все самое необходимое, так и Родина дает всё самое необходимое, Родина, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Родина – это то место, где жили и прадеды, и деды, и родители, любовь к Родине передается от поколения к поколению».
Учитель: А теперь давайте прочитаем текст, написанный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в 1994 году.
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое
чувство…
Учитель: Попробуем определить, на какие два очень важных вопроса отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев в этом фрагменте книги «Письма о добром и прекрасном». Поработайте в группах. Постарайтесь определить вопрос для каждого абзаца. А потом мы обсудим мнения групп.
Примерные ответы детей: «Первый вопрос: «Что для человека является
главной целью жизни?»
Второй вопрос: «Как человек учится любви к Родине?»
Учитель: А теперь попробуем определить, как связаны эти вопросы и
ответы на них. Какой вывод мы можем сделать?
Примерные ответы детей: «Любовь к самым близким людям, к школе, к
месту, где живешь, и ко всей стране проявляется в том, чтобы делать всем
добро, совершать добрые поступки. Это могут быть и небольшие добрые
дела, и какие-то очень важные добрые дела. И еще он говорит, что учиться
этому нужно именно с детства».
Часть 3. Заключительная (5-6 минут)
Учитель: Мы с вами прочитали три текста, написанные в разное время: один написан восемьсот лет назад, второй сто пятьдесят лет назад, третий не так давно. А что объединяет эти тексты? И почему нам важно было обратиться не только к современным текстам?
Примерные ответы детей: «Эти тексты о Родине. Эти тексты помогают нам понять, что люди всегда любили и любят свою Родину, и те люди, которые жили давно, и те, кто живет сейчас».
Учитель: Да, мы прочитали три текста, написанные в разное время, чтобы убедиться, что в нашей стране есть многовековые традиции отношения к Родине. Объединяет эти тексты мысль о Родине, о ее красоте, о важности для человека чувства сопричастности с прошлым и настоящим Родины, ответственности за нее в будущем. А есть ли связь пословиц, с которыми мы поработали, с этими текстами?
Задание для творческой работы: обсудите с вашими родными, как они понимают любовь к Родине, какие есть в семье примеры служения Родине добрыми делами. Попробуйте вместе с близкими составить небольшой устный рассказ «Как в нашей семье от поколения к поколению проявляется любовь к Родине».
Продолжение беседы в свободной форме о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ.
Работа с интерактивным заданием № 1.
Задание №1. Филворд.
Найдите слова, связанные с тем, что мы с вами обсуждали сегодня.
Слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, МАТУШКА, РОССИЯ
Отечество, родная страна, место рождения. (РОДИНА)
Так называют Родину, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды.
(ОТЕЧЕСТВО)
Родная страна помогает нам стать сильными, защищает и бережет нас,
поэтому так народ ласково называет Родину. (МАТУШКА)
Так называется наша Родина. (РОССИЯ)
Работа с интерактивным заданием № 2.
Задание №2. Установление соответствия.
Соедините две части пословиц (таблица № 1).
Таблица 1. Интерактивное задание № 2
Береги землю родимую, | как мать любимую. |
Много разных стран, | а Родина одна. |
Нет ничего на свете краше, | чем Родина наша. |
Родина краше солнца, | дороже золота. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Себя в бою не пожалел, а Родину сберег"
Цели мероприятия: Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженик...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Программа деятельности классного руководителя "Новое поколение"
Программа классного руководителя на 3 учебных года....
классный час Память поколений
Сегодня мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы над фашистской Германией. 75 лет наша страна не видела ужасов войны. 75 лет наша земля не вздрагивает от взрывов снаря...
Разговоры о важном Тема: «ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ЛЮБОВЬ РОССИЯН К РОДИНЕ»
Конспект занятия содержит региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и за...
Разговоры о важном. Тема: "От поколения к поколению: любовь россиян к Родине"
Цель: воспитание у обучающихся ценностного отношения к нашей Родине -России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах и отношении близких, малой и большой родины....
Классный час нового поколения SMART «В мире людей»
Классный час нового поколения SMART «В мире людей» для учащихся 1-4 классов Перова Н.П., социальный педагог ППМС-Центра «Развитие» Цель: Профилактика интолерант...
- Мне нравится (1)