Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эмоционально - волевая азбука"
рабочая программа (2, 3 класс) по теме

Попова Анастасия Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ  «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано Утверждаю                                                                      

Ф.И.О                           .Ф.И.О                           .                              

«___»_______________201_г.                         «___»_______________201_г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологическим играм «Эмоционально-волевая азбука»

Направление: социальное                                       Авторы: студентки Зубарева А.,

 Попова А..,35 гр

Возрастная группа: 8-12 лет

Срок реализации:1год

Челябинск,2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа имеет социальную  направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании младшего школьника. В Федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития младшего школьника является эмоционально – волевой  интеллект, одним из компонентов которого является эмоциональнаясаморегуляция и волевые качества. Поэтому так важно формировать у детей младшего школьника умение регулировать свое эмоциональное состояние разными способами и средствами.

Цель: развитие волевых качеств и эмоциональнойсаморегуляции младших школьников.

Задачи:

-формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

- формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- развивать эмоциональную и волевую саморегуляцию;

В ходе выполнения программы учащиеся развивают волевые качества, учатся саморегуляции.

Программа рассчитана на детей с 8 до 12 лет.  Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часа, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведение психологических игр.

Тематика занятий строится на уровне развития младших школьников в эмоционально – волевой сфере.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию волевых качеств учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется: создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; поощрение инициативы; продуманное сочетание индивидуальных, групповых форм деятельности; регулирование активности и отдыха.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности,  оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник. 
- Относиться открыто к внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

 - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместнуюигровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы, возникающие в учебной игровой.деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимаетоценки учителей своим и чужим поступкам.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий иигровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное 
обсуждение правил, распределение ролей. - Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.


Тема занятий

Кол-во занятий

В том числе

Формы организации деятельности учащихся

Теоретич.

Практич.

                Раздел 1 Что такое психологические игры?(3 ч)

1.

Вводное занятие.

Знакомство.

1

1

-

Беседа

2.3

Королевство внутреннего мира человека.

2

1

1

Дискуссия

Раздел 2 Воля. Волевые качества(14ч)

4.

Что такое воля?

1

-

1

Занятие-исследование

5,6.

Роль волевых качеств в жизни человека

2

-

1

Тестирование

7.

« Уверенность в себе»

1

-

1

Психологическая игра

8,9.

«Я - молодец»

2

-

2

Психологическая игра

10.

«Ответственность»

1

-

1

Беседа

Психологическая игра

11.

«Создавай действительность»

1

1

Тестирование

Психологическая игра

12.

«Экология души»

1

-

1

Занятие-исследование

13.

«Поменяйтесь местами»

1

-

1

Психологическая игра

14.

«Академия дыхательных наук»

1

1

Занятие-погружение.

Псих.игра

15.

«Противостояние»

1

1

Психологическая игра

16

«Психологический театр»

1

1

Психологическая игра

17

«Насколько ты волевой?»

1

1

Тестирование

Раздел 3 Развитие эмоциональной саморегуляции.( 4 ч)

Знакомство с эмоциями и их видами.

1

1

-

Беседа.Дискуссия.

15.

«Какой Я?»

1

-

1

Психологическая игра

16.

«Какой ты ?»

1

-

1

Психологическая игра

«Гуси-Лебеди»

2

-

2

Занятие –путешествие.

«Сад чувств и эмоций»

1

-

1

Психологическая игра

Содержание изучаемого курса

Раздел 1.Что такое психологические игры

Занятие №1

Беседа на тему « Что такое игра?  Любите ли вы играть?»

История возникновения психологических игр. Виды психологических игр.

Занятие № 2

Занятие №3

Раздел 2. Воля. Волевые качества.

Занятие №4 Беседа о волевых качествах. Понятие воли. Роль волевых качеств в жизни человека.

Занятие №5«Роль волевых качеств в жизни человека»

Цели: 1. Формировать у школьников потребность в развитии силы воли;

 2. Способствовать формированию умений и навыков самостоятельной работы учащихся, направленных на развитие волевых качеств (целеустремленности, настойчивости, выдержки).

Занятие №6

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе. Необходимое время: 30 минут.

Занятие №7

Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки. Упражнение «Угадай чувство»

Занятие № 8

Формирование у школьников умение правильно выбрать средства, направленные на достижение цели; развитие самостоятельности, ответственности за принятые решения.

Занятие № 9Цель: Формирование позитивных целей и выявление ресурсов для их достижения. Учащиеся пишут ряд целей, на ближайший месяц, год и пути их достижения. Беседа о способах достижения целей.

Занятие №10"Экология души". Закрепляем умение регулировать свое психическое состояние, создавать хорошее настроение себе и окружающим. Обсуждаем возможности смехотерапии.

Занятие №11 «Поменяйтесь местами». Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник занятия с номером один должен поставить перед собой цель: уговорить участника под номером два поменяться местами.

Занятие №12Дыхание. Сознательное моделирование автоматических движений снимет нервно-психическое напряжение и разовьет опыт волевой регуляции. Свой путь к собственному равновесию.

Занятие №13 Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты.

Задание № 14.«Психологический театр». Изучаются "маски", роли и поведение, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением.

Задание №15. Итоговое тестирование. Подведение итогов.

Раздел 3. Развитие эмоциональной саморегуляции( 4 ч)

Занятие №13

Знакомство с общим понятием эмоций, их видами. «Мифы об эмоциях».

Занятие №14

Беседа о понятии «Внутренний мир человека». Психологическая игра «Психологическая разгадка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу». Рисуночная терапия.

Занятие №15

Беседа на тему «Каким я вижу другого человека». Психологическая игра «Психологическая разгадка», «Заяц - Хваста». Рисуночная терапия.

Занятие №16

Упражнение «Лепим».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие концентрации внимания.

 Упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления

Упражнение «Дорожка»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

 Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

Занятие №17

Психологическая игра «Сад чувств и эмоций».

Цель: развитие самоконтроля,снятие психоэмоционального напряжения

Мониторинговая карта результатов освоения программы «Эмоционально – волевая азбука»

Критерии

Показатели

Личностные:

развитие эмоционально – нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам другим людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности;

развитие навыков сотрудничества.

Планируемый воспитательный результат:

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

стремление к самопознанию

Метапредметные:

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

определение общих целей и путей их достижения;

Планируемый воспитательный результат:

осознание своих возможностей;

интерес к способу решений и общему способу действий;

стремление быть полезным обществу;

интерес к новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Пояснительная записка   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"

Данная прорамма внеурочной деятельности  "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружка "Азбука этикета" для 1 класса

Данная рабочая программа разработана для работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нрав...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....