Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эмоционально - волевая азбука"
рабочая программа (2, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано Утверждаю
Ф.И.О .Ф.И.О .
«___»_______________201_г. «___»_______________201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психологическим играм «Эмоционально-волевая азбука»
Направление: социальное Авторы: студентки Зубарева А.,
Попова А..,35 гр
Возрастная группа: 8-12 лет
Срок реализации:1год
Челябинск,2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа имеет социальную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании младшего школьника. В Федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития младшего школьника является эмоционально – волевой интеллект, одним из компонентов которого является эмоциональнаясаморегуляция и волевые качества. Поэтому так важно формировать у детей младшего школьника умение регулировать свое эмоциональное состояние разными способами и средствами.
Цель: развитие волевых качеств и эмоциональнойсаморегуляции младших школьников.
Задачи:
-формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
- формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- развивать эмоциональную и волевую саморегуляцию;
В ходе выполнения программы учащиеся развивают волевые качества, учатся саморегуляции.
Программа рассчитана на детей с 8 до 12 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часа, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведение психологических игр.
Тематика занятий строится на уровне развития младших школьников в эмоционально – волевой сфере.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию волевых качеств учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется: создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; поощрение инициативы; продуманное сочетание индивидуальных, групповых форм деятельности; регулирование активности и отдыха.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник.
- Относиться открыто к внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.
- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместнуюигровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.
- Обсуждает проблемы, возникающие в учебной игровой.деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.
- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимаетоценки учителей своим и чужим поступкам.
Регулятивные УУД
- Принимает и сохраняет учебную задачу.
- Переносит навыки построения внутреннего плана действий иигровой деятельности в учебную.
- Овладевает способами самооценки выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное
обсуждение правил, распределение ролей. - Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.
№ | Тема занятий | Кол-во занятий | В том числе | Формы организации деятельности учащихся | |||
Теоретич. | Практич. | ||||||
Раздел 1 Что такое психологические игры?(3 ч) | |||||||
1. | Вводное занятие. Знакомство. | 1 | 1 | - | Беседа | ||
2.3 | Королевство внутреннего мира человека. | 2 | 1 | 1 | Дискуссия | ||
Раздел 2 Воля. Волевые качества(14ч) | |||||||
4. | Что такое воля? | 1 | - | 1 | Занятие-исследование | ||
5,6. | Роль волевых качеств в жизни человека | 2 | - | 1 | Тестирование | ||
7. | « Уверенность в себе» | 1 | - | 1 | Психологическая игра | ||
8,9. | «Я - молодец» | 2 | - | 2 | Психологическая игра | ||
10. | «Ответственность» | 1 | - | 1 | Беседа Психологическая игра | ||
11. | «Создавай действительность» | 1 | 1 | Тестирование Психологическая игра | |||
12. | «Экология души» | 1 | - | 1 | Занятие-исследование | ||
13. | «Поменяйтесь местами» | 1 | - | 1 | Психологическая игра | ||
14. | «Академия дыхательных наук» | 1 | 1 | Занятие-погружение. Псих.игра | |||
15. | «Противостояние» | 1 | 1 | Психологическая игра | |||
16 | «Психологический театр» | 1 | 1 | Психологическая игра | |||
17 | «Насколько ты волевой?» | 1 | 1 | Тестирование | |||
Раздел 3 Развитие эмоциональной саморегуляции.( 4 ч) | |||||||
Знакомство с эмоциями и их видами. | 1 | 1 | - | Беседа.Дискуссия. | |||
15. | «Какой Я?» | 1 | - | 1 | Психологическая игра | ||
16. | «Какой ты ?» | 1 | - | 1 | Психологическая игра | ||
«Гуси-Лебеди» | 2 | - | 2 | Занятие –путешествие. | |||
«Сад чувств и эмоций» | 1 | - | 1 | Психологическая игра |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1.Что такое психологические игры
Занятие №1
Беседа на тему « Что такое игра? Любите ли вы играть?»
История возникновения психологических игр. Виды психологических игр.
Занятие № 2
Занятие №3
Раздел 2. Воля. Волевые качества.
Занятие №4 Беседа о волевых качествах. Понятие воли. Роль волевых качеств в жизни человека.
Занятие №5«Роль волевых качеств в жизни человека»
Цели: 1. Формировать у школьников потребность в развитии силы воли;
2. Способствовать формированию умений и навыков самостоятельной работы учащихся, направленных на развитие волевых качеств (целеустремленности, настойчивости, выдержки).
Занятие №6
Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе. Необходимое время: 30 минут.
Занятие №7
Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки. Упражнение «Угадай чувство»
Занятие № 8
Формирование у школьников умение правильно выбрать средства, направленные на достижение цели; развитие самостоятельности, ответственности за принятые решения.
Занятие № 9Цель: Формирование позитивных целей и выявление ресурсов для их достижения. Учащиеся пишут ряд целей, на ближайший месяц, год и пути их достижения. Беседа о способах достижения целей.
Занятие №10"Экология души". Закрепляем умение регулировать свое психическое состояние, создавать хорошее настроение себе и окружающим. Обсуждаем возможности смехотерапии.
Занятие №11 «Поменяйтесь местами». Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник занятия с номером один должен поставить перед собой цель: уговорить участника под номером два поменяться местами.
Занятие №12Дыхание. Сознательное моделирование автоматических движений снимет нервно-психическое напряжение и разовьет опыт волевой регуляции. Свой путь к собственному равновесию.
Занятие №13 Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты.
Задание № 14.«Психологический театр». Изучаются "маски", роли и поведение, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением.
Задание №15. Итоговое тестирование. Подведение итогов.
Раздел 3. Развитие эмоциональной саморегуляции( 4 ч)
Занятие №13
Знакомство с общим понятием эмоций, их видами. «Мифы об эмоциях».
Занятие №14
Беседа о понятии «Внутренний мир человека». Психологическая игра «Психологическая разгадка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу». Рисуночная терапия.
Занятие №15
Беседа на тему «Каким я вижу другого человека». Психологическая игра «Психологическая разгадка», «Заяц - Хваста». Рисуночная терапия.
Занятие №16
Упражнение «Лепим».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Будь внимателен»
Цель: развитие концентрации внимания.
Упражнение «Собери картинку»
Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления
Упражнение «Дорожка»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.
Занятие №17
Психологическая игра «Сад чувств и эмоций».
Цель: развитие самоконтроля,снятие психоэмоционального напряжения
Мониторинговая карта результатов освоения программы «Эмоционально – волевая азбука»
Критерии | Показатели |
Личностные: развитие эмоционально – нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам другим людей; развитие самостоятельности и личной ответственности; развитие навыков сотрудничества. | Планируемый воспитательный результат: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; стремление к самопознанию |
Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества определение общих целей и путей их достижения; | Планируемый воспитательный результат: осознание своих возможностей; интерес к способу решений и общему способу действий; стремление быть полезным обществу; интерес к новому. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"
Данная прорамма внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружка "Азбука этикета" для 1 класса
Данная рабочая программа разработана для работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Азбука здоровья». 1 В класс.
Оздоровительная программа для начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....