ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АВТОРСКОМУ КУРСУ «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
рабочая программа по теме
«Как все понятно и ясно, особенно для ребенка,
и вместе с тем как строго и серьезно!… Я не могу
себе представить, какое возможно было бы образование,
если бы не было этой книги…
Библия, как по форме, так и по содержанию, должна
Служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»
/Л.Н. Толстой/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
К авторской ПРОГРАММЕ
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ»
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
«Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
Черта характера, раскрытию которой посвящена тема | Тема занятия | Цель занятия | Цитаты из Библии, отражающие основную мысль занятия. Источник информации | Оснащение занятия | Детская деятельность (игровая и изобразительная) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
умение слушать | Что такое Библия? | Подвести детей к осознанию важности изучения Библии; вызвать у них интерес к Св. Писанию и желание ознакомиться с его содержанием. | «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стазе моей» Пс 118:105 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим 3:16 2Пет 1:19 | Детская Библия, Каноническая, Новый Завет, Библии на немецком и английском языках. Стихи Байрона о Библии | Дети рисуют в альбомах Библию |
Умение созидать, а не разрушать | Сотворение мира | Воспитание у детей стремления созидать, а не разрушать. Показать им, что любовь к природе и благоговение – это то основание, на котором должно строиться отношение человека к окружающему миру. | «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин. 1:3 Быт 1:1-25 Евр 11:3 | Живые цветы, охапки пшеницы, ржи, льна. Картинки с красочными пейзажами (моря, горы, луга, озера), атлас животных. Фланелеграф. Презентация картин классиков на тему о сотворении мира | Играем в игру «Звуки животных». Дети выполняют рисунки на тему «Сотворение мира». |
Осознание ребенком собственной значимости | Сотворение человека | Помочь ребенку осознать собственную значимость, место человека в мироздании, его ответственность за состояние природы. | «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Быт 1:26 «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» Пс 8:7 «…я дивно устроен» Пс 138:14 Быт 1:26-30.2:7-10. 2:15-25 Пс 8, 99 | Фланелеграф. Цветные открытки с изображением людей разных национальностей. Картинки с изображением вырубленных лесов, грудами мусора, гибнущих озер. Презентация репродукций картин | Лепим человека из пластелина. |
Преданность | Неповиновение Адама и Евы Богу. Противоборство добра и зла | Раскрытие детям понятия преданности. Воспитание у них преданности родным, близким людям, преданности своему делу. | «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» Отк 2:10 Быт 2:16,17 Быт3 Римл 5:12, 18, 19 IКор 15:21, 22 Иак 1:12-15 Иак 4:17 IИи 2:15, 16; 3:4 | Фланелеграф Презентация репродукций картин классиков. | Выполняются рисунки на тему «Грехопадение». |
|
|
|
|
|
|
Смирение | Каин и Авель | Раскрыть детям такую черту характера как смирение. Воспитать в них смирение в признании своих ошибок, умение почитать старших. | «…со смиренными – мудрость» Пр 11:2 Пр 28:13 Быт 4:1-16 Гал 5:19-21 Евр 11:4 Пр 21:27 IИн 3:10-15 2Ин 4:20 | Фланелеграф. Портреты «Каина и Авеля в детстве» Презентация репродукций классиков | Играем в игру «Доброе –злое». Дети рисуют жертвоприношение Каина и Авеля |
Умение выбрать главное и следовать ему в жизни | Недостроенная башня | Развить у детей умение определять, что действительно ценно в жизни; умение выбрать главное и следовать ему в жизни. | «Придет гордость, придет и посрамление..» Пр 11:2 Быт 9:1-19, 11:1-9, Втор 6:10-12, Пс 9:18, Пс 102:2, Евр 2:2, 3Лк 12:15-21
| Фланелеграпрезентация репродукций картин | Игра «Строительство Вавилонской башни». Дети рисуют недостроенную Вавилонскую башню. |
Послушание | Ной строит ковчег | Раскрыть детям понятие «послушания». Воспитать у них умение подчиниться мудрому руководству, родителям. | «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» Иак 1:22, Быт 6:1-22, 7:1-23, Евр 11:7, 2Пет 2:9, Мф 24:38, 39 | Макет: «Звери заходят в ковчег». Фланелеграф. | Играем в игру «Каких зверей мы знаем». Дети рисуют ковчег.
|
Доброта и любовь к ближним | Спасение Ноя с семейством в ковчеге | Развить у детей такое качество характера как умение заботиться о тех, кто в них нуждается, постоянство в проявлении заботы. | «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» Иак 4:17, Ин 3:36, 14:6, Быт 8:1-22, 9:1-17, 2Пет 2:5, 2Пет 3:20, Мф 24:37-39 | Макет «Ковчег на горе Арарат». Красочная книга о всемирном потопе. Фланелеграф. Презентация репродукций картин классиков
| Дети делают аппликацию радуги.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Щедрость | География Израиля | Воспитать в детях щедрость на добрые дела, на общение. Научить их без сожаления делиться с ближним тем, что дорого самому. | «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, то щедро и пожнет» 2Кор 9:6, Лк 12:15-20 | Репродукция картины в. Поленова «На Геннисаретском (Тивериадском) озере | Ситуационная игра «Мы в Израиле». Обращаем внимание детей на Мертвое Море, которое не дает начало ни одной из рек; оно лишь принимает в себя потоки вод. Принимает, но не отдает. И это море мертво – в нем не живут ни рыбы, ни растения. Проводим аналогию с человеком – стяжателем. |
Способность проявлять заботу | Служение пророка Илии | Развить у детей способность проявлять заботу, умение быть внимательным к окружающим. Пробудить у них готовность делать добро. | «..отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» Римл 12:9, 3Ц 16:29-33, 3 Ц 17:1-9, 4Ц 1:8, Мф 6:25-33
| Репродукция картины Абрахама Блумамарта «Пейзаж с пророком Илией» Фланелеграф | Выполняются рисунки на тему: «Вороны кормят пророка Илию у потока Хораф» |
Верность | Пророк Илия получает ответ на свои молитвы | Раскрыть детям понятие «верность», в частности, верности долгу. Привить им желание держать свои обещания. | «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» Еккл 5:4, 3Ц 18: 1-46, Иак 5: 17-18, Мф 7:7-11 | Фланелеграф | Дети рисуют пророка Илию на горе Кармил
|
Бесстрашие | Давид и Голиаф | Раскрыть детям такую черту характера как бесстрашие. Объяснить им, что значит владеть собой, не допускать страха в сердце, как достичь этого состояния | «…будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» Нав 1:8, 1Ц 17:1-51, Ефес 6:10-13
| Фланелеграф, репродукции картин Доре | Ситуационная игра. Дети рисуют Давида и Голиафа
|
|
|
|
|
|
|
Попечительство | Попытка Ионы бежать от Бога | Объяснить детям, что означает попечительство о чистоте своего сердца, попечительство о душах других людей. Воспитать у детей умение выслушать другого и дать добрый совет. | «Только берегись, и тщательно храни душу твою».. Втор 4:9, Иона 1,2,3,4 Пс 138:7-12 | Плакаты с изображением кораблей. Макет-игрушка «Иона в чреве кита». Игрушка «кит». Книга с красочными иллюстрациями о пророке Ионе. Фланелеграф.
| Дети рисуют кита и пророка Иону |
Целеустремленность | Спасение младенца Моисея, будущего вождя Богоизбранного народа | Объяснить детям, что в жизни надо ставить реальные и достойные цели и иметь стремление достигнуть их. | «Не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели..» Флп 3:13-14, Исх 1:8-22, 2:1-10, 6:20, Пс 120:7, Чис 26:59, Евр 11:23, Деян 7:17-22, Римл 8:28
| Фланелеграф | Дети лепят корзину с младенцем Моисеем |
Смирение | Рождение Спасителя Иисуса Христа | Воспитать в детях умение смириться перед мудрым руководством. Дети узнают почему, где и когда родился Иисус Христос, узнают о Богоматери и Боге отце. | «..смиренный духом приобретает честь» Пр 29:23, Лк 2: 1-17 | Репродукции картин Михеля Кокси «Благовещение» и Матиаса Стомера «Поклонение пастухов». Панно «Рождество Христово», изготовленное детьми. Макет «Рождение Спасителя»
|
Выполняются рисунки на тему: «Рождество Христово» |
Терпение | Благословение Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Старец Симеон. Пророчица Анна.
| Раскрыть детям понятие «терпение», «долготерпение» на примере старца Симеона, терпеливо ожидавшего прихода в мир Спасителя. | «..будьте долготерпеливы ко всем» 1Фес 5:14 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города» Пр 16:32, Лк 2:25-40
| Фланелеграф | Дети рисуют старца Симеона.
|
|
|
|
|
|
|
Умение приносить людям радость, утешение | Вифлеемская звезда. Поклонение волхов. | Воспитать в детях умение быть источником радости для окружающих, находить слова утешения
| «..утешайте малодушных, поддерживайте слабых..» 1Фес 5:14 Ис 9:6, Мф 2:1-12 | Рождественское панно. Фланелеграф, репродукции картин классиков | Дети рисуют Вифлеемскую звезду |
Послушание | Детство Иисуса Христа. Проповедь в Иерусалимском храме в 12 лет | Побудить детей с уважением относиться к просьбам родителей, воспитателей. |
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем..» Кол 3:20, Мрк 6:3, Лк 2: 39-52 | Репродукция картины В.Поленова «Исполнялся премудрости». Фланелеграф
| Дети рисуют храм |
Умение прощать | Притча о блудном сыне. | Научить детей находить основание для прощения, не осуждать других, а судить себя. Объяснить детям, что любовь дает силу любить даже в болезненных обстоятельствах, любовь дает силу прощать (любовь-агапэ).
| «..прощайте и прощены будете». Лк 6:37, Пс 88: 27, 1 Ин 4:10, Лк 15: 11-32, Мф 5: 43-45 | Репродукции картин Рембрандта и Доминико Тьеполо «Возвращение блудного сына». Фланелеграф, дети читают стихи А.С.Пушкина,В.Брюсова, |
Дети рисуют любящего отца или блудного сына в качестве свинопаса. |
Милосердие | Притча о заблудшей овце. | Воспитать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость. | «..будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лк 6:36, Пс 22, Ин 10:1-18, Лк 15:1-7, Иезек 34:15-16, Захария 11:17 | Кукла-«овца». Книга с красочными иллюстрациям «Добрый пастырь» (Псалом 22). Макет «добрый пастырь».
| Ситуационная игра «Пастух и овцы». Дети рисуют заблудшую овцу.
|
|
|
|
|
|
|
Умение быть благодарным | Исцеление десяти прокаженных | Раскрыть детям, что означают доброта и любовь к ближним. Пробудить у них стремление быть добрым во всех обстоятельствах. Научить их умению быть благодарными, ценить то, что дает жизнь
| «За все благодарите..» 1Фес 5:18, Лк 17:11-19 | Презентация репродукций картин на тему о десяти прокаженных | Дети рисуют исцеленного прокаженного, сумевшего быть благодарным |
Доброта | Мальчик отдает Иисусу Христу свою еду | Воспитать у детей желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе | «..блаженнее давать, нежели принимать». Деян 20:35, Ин 6:1-14, Пр 2:20
| 2 рыбы и 5 булочек в корзине | Дети лепят 2 рыбы и 5 булочек
|
Настойчивость | Исцеление слепого Вартимея | Ознакомить детей с понятием «настойчивость» (настойчивость в труде, достижении поставленных целей. Настойчивость в борьбе со злом). | «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Мф 7:7-8, Пс 33:7, Мрк 10:46-52
| Фланелеграф, кружка «для подаяния» | Ситуационная игра. Лепим из пластелина слепого Вартимея
|
Добродетельность | Притча о добром самарянине | Пробудить у детей стремление быть добрым во всех обстоятельствах | «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мф 22:39, Лк 10:25-37
| Фланелеграф Презентация репродукций картин. | Выполняются рисунки по теме
|
|
|
|
|
|
|
Стремление к духовному совершенствованию | Спасение Закхея | Объяснить детям, что значит стремление к духовному совершенствованию (быть добрым, послушным, уметь прощать и т.д.)
| «…поспешим к совершенству…! Евр 6:1, Ис 49:26, Ин 1:12, Лк 19:1-10 | Кукла «Закхей» | Ситуационная игра. Выполняются рисунки – «Маленький Закхей на дереве» |
Любовь к родителям, почитание | Анна просит сына | Воспитать у детей умение окружить членов семьи любовью |
«…пусть дети учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям». 1 Тим 5:4, 1Ц 1:1-28
| Макет «Анна в храме» Фланелеграф | Дети рисуют Анну, молящуюся в храме |
Готовность учиться | Призвание Самуила | Объяснить детям, что человек должен обладать таким ценным качеством, как готовность учиться | «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» Пс 31:8, 1Ц 1:21-28, 2:11-26, 3:1-19
| Макет «Самуил и священник Илия в храме» Фланелеграф | Ситуационная игра. Выполняем рисунки по теме занятия |
Надежность | Воскрешение дочери Иаира | Объяснить детям, что значит быть надежным для тех, кто надеется на нас. Призвать их поступать так, чтобы люди были уверены в нас.
| «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» Пр 4:26, Мрк 5:21-43, Лк 8:41-56 | Репродукция картины В. Поленова «Воскреше-ние дочери Иаира» Фланелеграф |
Дети рисуют дочь Иаира |
|
|
|
|
|
|
Сострадание | Исцеление расслабленного | Раскрыть детям смысл понятия «сострадание». Подвести их к осознанию того, что необходимо оказывать помощь другим людям, когда они в беде.
| «..будьте друг ко другу добры, сострадательны..» Еф 4:32, Лк 5:17-26 | Макет израильского дома | Ситуационная игра «Дети несут расслабленного на исцеление к Иисусу Христу» |
Скромность | Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим | Научить детей вести себя скромно, не превозноситься | «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно..» Римл 12:3, Мф 21:1-11, 15-17, Мрк 11:1-11, Лк 19:28-44
| Фланелеграф | Дети рисуют вербу |
Внимательность | Игра-диагностика «Ловим рыбу» (опрос детей) | В процессе беседы с детьми, их ответов на вопросы выяснить их нравственную позицию в той или иной ситуации (предполагаемой) |
| Фланелеграф Репродукции картин, макеты- две лодки (красная и синяя), красочные разноцветные рыбки
|
Дети грают в рыбаков, ловящих рыбу(ответ на вопрос означает пойманную рыбу)
|
Желание послужить ближнему | Иисус Христос умывает ноги ученикам | Воспитать в детях умение увидеть нужды ближнего и с любовью помочь ему | «Любовью служите друг другу» Гал 5:13, Ин 13:1-15 | Тазик, полотенце | Дети рисуют предметы, посредством которых они помогают маме (веник, ведро, посуда и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
Умение выбирать главное, трудолюбие | Два строителя | Подвести детей к осознанию ответственности за свои поступки. Побеседовать с детьми о жизненных ценностях, о «кирпичиках», из которых они собираются строиться жизнь
| «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» Римл 14:22, Мф 7:24-28 | Фотография большого дома. Фланелеграф Макет израильского дома | Ситуационная игра. Дети рисуют дом, построенный на песке и дом, построенный на камне |
Прощение | Иосиф прощает братьев | Научить детей прощать | «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес 4:32, Быт 37, 39, 40, 41-45
| Фланелеграф, репродукции картин классиков | Дети рисуют Иосифа |
Любовь к ближнему | Исцеление больного в купальне Вифезда | Научить детей любить ближнего. Объяснить им, что любовь дает силу служить с радостью, ничего не требуя взамен, что подлинная любовь –щедрая
| «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф 22:39, Евр 13:6, Ин 5:1-15 | Фланелеграф | Дети рисуют тех, кого они любят
|
Уверенность, решительность | Иисус Христос идет по воде | Объяснить детям, как важна уверенность в благоприятном исходе дела, которым ты занимаешься. Развить у детей умение не поддаваться влиянию сверстников.
| «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно…ничего не будет невозможного для вас» Мф 17:20, Мрк 6:45-52, Мф 14:22-32, Ин 6:15-21 | Фланелеграф, презентация репродукций картин |
Дети рисуют Море Галилейское |
|
|
|
|
|
|
Дальновидность | Богатый юноша | Объяснить детям, что надо уметь предвидеть отдаленные результаты своих поступков, решений. Подвести их к осознанию того, что не обязательно быть богатым и знаменитым, чтобы заслужить уважение людей.
| «Мудрость разумного – знание пути своего». Пр 14:8, Мф 19:16-30 | Фланелеграф | Дети рисуют богатого юношу |
Правдивость | Иаков обманывает своего отца | Привить детям желание быть правдивым во всех жизненных ситуациях
|
«…преуспевай в правде...» 1Тим 6:11, Быт 27:1-35 | Фланелеграф | Дети рисуют Исава и Иакова |
Мужество | Бог взывает к Аврааму | На примере Авраама показать детям, что надо сохранять мужество даже в трудных жизненных ситуациях.
| «…будь тверд и очень мужествен…» Нав.1:7, Быт 12 | Фланелеграф, репродукции картин классиков. |
Дети рисуют патриарха Авраама |
Внимательность | Игра-диагностика | Опрос детей в виде игры, беседа с ними |
| Фланелеграф, репродукции картин, иллюстрации, две «лодки» и цветные «рыбки»
|
Дети играют в игру «Рыбаки ловят рыбу» |
В конце занятия, когда дети рисуют, приглушено звучит классическая духовная музыка
Методическое обеспечение
Авторская программа «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
Педагогические разработки:
- беседы, игры, театрализация.
Информационные материалы:
- видеофильмы;
- диски, кассеты для прослушивания;
- репродукции картин художников;
- стихи классиков;
- фланелеграф;
- библейские атласы;
-атласы животных, растений.
Разработка для организации контроля и определения результативности обучения:
- диагностическая игра «Мы ловим рыбу»;
- викторины.
Материально-техническое обеспечение:
- стол;
- стулья;
- аудио- и видео-средства
- интерактивная доска
Кадровое обеспечение - не требуется.
Литература
Список литературы для педагога
1. Библия. Изд. Моск. Патриархии- М., 1956;
2. Бердяев Н.А. Самопознание.- Париж, 1949;
3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду –СПб, : «Акцидент», 1997
4. Ельчанинов А. Записки. – М: «Русский путь» 1992;
5. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М. : «Мартис», 1994
6. Keппe H.P. (Keppe N.R.) Liberation. – Sao Paulo – Brazili: “Proton Editora@,1980,230cМушникова Э.Б. Роль нравственной педагогики в оздоровлении общества // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества. – СПб, 2008;
7. Мушникова Э.Б. Воспитание христианского миропонимания в светской школе // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества.- СПб, 2008;
8. Мысли о православной педагогике. – М.: «Высокопетровский монастырь»,
9. Трофимов В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М. : « Московская правда», 1991
10. .Шендрик А.И. Теория культуры. – М: «Единство» 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_po_avtorsk._progr.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как все понятно и ясно, особенно для ребенка,
и вместе с тем как строго и серьезно!… Я не могу
себе представить, какое возможно было бы образование,
если бы не было этой книги…
Библия, как по форме, так и по содержанию, должна
Служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»
/Л.Н. Толстой/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
К авторской ПРОГРАММЕ
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ»
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
«Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
Черта характера, раскрытию которой посвящена тема | Тема занятия | Цель занятия | Цитаты из Библии, отражающие основную мысль занятия. Источник информации | Оснащение занятия | Детская деятельность (игровая и изобразительная) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
умение слушать | Что такое Библия? | Подвести детей к осознанию важности изучения Библии; вызвать у них интерес к Св. Писанию и желание ознакомиться с его содержанием. | «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стазе моей» Пс 118:105 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим 3:16 2Пет 1:19 | Детская Библия, Каноническая, Новый Завет, Библии на немецком и английском языках. Стихи Байрона о Библии | Дети рисуют в альбомах Библию |
Умение созидать, а не разрушать | Сотворение мира | Воспитание у детей стремления созидать, а не разрушать. Показать им, что любовь к природе и благоговение – это то основание, на котором должно строиться отношение человека к окружающему миру. | «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин. 1:3 Быт 1:1-25 Евр 11:3 | Живые цветы, охапки пшеницы, ржи, льна. Картинки с красочными пейзажами (моря, горы, луга, озера), атлас животных. Фланелеграф. Презентация картин классиков на тему о сотворении мира | Играем в игру «Звуки животных». Дети выполняют рисунки на тему «Сотворение мира». |
Осознание ребенком собственной значимости | Сотворение человека | Помочь ребенку осознать собственную значимость, место человека в мироздании, его ответственность за состояние природы. | «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Быт 1:26 «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» Пс 8:7 «…я дивно устроен» Пс 138:14 Быт 1:26-30.2:7-10. 2:15-25 Пс 8, 99 | Фланелеграф. Цветные открытки с изображением людей разных национальностей. Картинки с изображением вырубленных лесов, грудами мусора, гибнущих озер. Презентация репродукций картин | Лепим человека из пластелина. |
Преданность | Неповиновение Адама и Евы Богу. Противоборство добра и зла | Раскрытие детям понятия преданности. Воспитание у них преданности родным, близким людям, преданности своему делу. | «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» Отк 2:10 Быт 2:16,17 Быт3 Римл 5:12, 18, 19 IКор 15:21, 22 Иак 1:12-15 Иак 4:17 IИи 2:15, 16; 3:4 | Фланелеграф Презентация репродукций картин классиков. | Выполняются рисунки на тему «Грехопадение». |
Смирение | Каин и Авель | Раскрыть детям такую черту характера как смирение. Воспитать в них смирение в признании своих ошибок, умение почитать старших. | «…со смиренными – мудрость» Пр 11:2 Пр 28:13 Быт 4:1-16 Гал 5:19-21 Евр 11:4 Пр 21:27 IИн 3:10-15 2Ин 4:20 | Фланелеграф. Портреты «Каина и Авеля в детстве» Презентация репродукций классиков | Играем в игру «Доброе –злое». Дети рисуют жертвоприношение Каина и Авеля |
Умение выбрать главное и следовать ему в жизни | Недостроенная башня | Развить у детей умение определять, что действительно ценно в жизни; умение выбрать главное и следовать ему в жизни. | «Придет гордость, придет и посрамление..» Пр 11:2 Быт 9:1-19, 11:1-9, Втор 6:10-12, Пс 9:18, Пс 102:2, Евр 2:2, 3Лк 12:15-21 | Фланелеграпрезентация репродукций картин | Игра «Строительство Вавилонской башни». Дети рисуют недостроенную Вавилонскую башню. |
Послушание | Ной строит ковчег | Раскрыть детям понятие «послушания». Воспитать у них умение подчиниться мудрому руководству, родителям. | «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» Иак 1:22, Быт 6:1-22, 7:1-23, Евр 11:7, 2Пет 2:9, Мф 24:38, 39 | Макет: «Звери заходят в ковчег». Фланелеграф. | Играем в игру «Каких зверей мы знаем». Дети рисуют ковчег. |
Доброта и любовь к ближним | Спасение Ноя с семейством в ковчеге | Развить у детей такое качество характера как умение заботиться о тех, кто в них нуждается, постоянство в проявлении заботы. | «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» Иак 4:17, Ин 3:36, 14:6, Быт 8:1-22, 9:1-17, 2Пет 2:5, 2Пет 3:20, Мф 24:37-39 | Макет «Ковчег на горе Арарат». Красочная книга о всемирном потопе. Фланелеграф. Презентация репродукций картин классиков | Дети делают аппликацию радуги. |
Щедрость | География Израиля | Воспитать в детях щедрость на добрые дела, на общение. Научить их без сожаления делиться с ближним тем, что дорого самому. | «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, то щедро и пожнет» 2Кор 9:6, Лк 12:15-20 | Репродукция картины в. Поленова «На Геннисаретском (Тивериадском) озере | Ситуационная игра «Мы в Израиле». Обращаем внимание детей на Мертвое Море, которое не дает начало ни одной из рек; оно лишь принимает в себя потоки вод. Принимает, но не отдает. И это море мертво – в нем не живут ни рыбы, ни растения. Проводим аналогию с человеком – стяжателем. |
Способность проявлять заботу | Служение пророка Илии | Развить у детей способность проявлять заботу, умение быть внимательным к окружающим. Пробудить у них готовность делать добро. | «..отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» Римл 12:9, 3Ц 16:29-33, 3 Ц 17:1-9, 4Ц 1:8, Мф 6:25-33 | Репродукция картины Абрахама Блумамарта «Пейзаж с пророком Илией» Фланелеграф | Выполняются рисунки на тему: «Вороны кормят пророка Илию у потока Хораф» |
Верность | Пророк Илия получает ответ на свои молитвы | Раскрыть детям понятие «верность», в частности, верности долгу. Привить им желание держать свои обещания. | «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» Еккл 5:4, 3Ц 18: 1-46, Иак 5: 17-18, Мф 7:7-11 | Фланелеграф | Дети рисуют пророка Илию на горе Кармил |
Бесстрашие | Давид и Голиаф | Раскрыть детям такую черту характера как бесстрашие. Объяснить им, что значит владеть собой, не допускать страха в сердце, как достичь этого состояния | «…будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» Нав 1:8, 1Ц 17:1-51, Ефес 6:10-13 | Фланелеграф, репродукции картин Доре | Ситуационная игра. Дети рисуют Давида и Голиафа |
Попечительство | Попытка Ионы бежать от Бога | Объяснить детям, что означает попечительство о чистоте своего сердца, попечительство о душах других людей. Воспитать у детей умение выслушать другого и дать добрый совет. | «Только берегись, и тщательно храни душу твою».. Втор 4:9, Иона 1,2,3,4 Пс 138:7-12 | Плакаты с изображением кораблей. Макет-игрушка «Иона в чреве кита». Игрушка «кит». Книга с красочными иллюстрациями о пророке Ионе. Фланелеграф. | Дети рисуют кита и пророка Иону |
Целеустремленность | Спасение младенца Моисея, будущего вождя Богоизбранного народа | Объяснить детям, что в жизни надо ставить реальные и достойные цели и иметь стремление достигнуть их. | «Не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели..» Флп 3:13-14, Исх 1:8-22, 2:1-10, 6:20, Пс 120:7, Чис 26:59, Евр 11:23, Деян 7:17-22, Римл 8:28 | Фланелеграф | Дети лепят корзину с младенцем Моисеем |
Смирение | Рождение Спасителя Иисуса Христа | Воспитать в детях умение смириться перед мудрым руководством. Дети узнают почему, где и когда родился Иисус Христос, узнают о Богоматери и Боге отце. | «..смиренный духом приобретает честь» Пр 29:23, Лк 2: 1-17 | Репродукции картин Михеля Кокси «Благовещение» и Матиаса Стомера «Поклонение пастухов». Панно «Рождество Христово», изготовленное детьми. Макет «Рождение Спасителя» | Выполняются рисунки на тему: «Рождество Христово» |
Терпение | Благословение Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Старец Симеон. Пророчица Анна. | Раскрыть детям понятие «терпение», «долготерпение» на примере старца Симеона, терпеливо ожидавшего прихода в мир Спасителя. | «..будьте долготерпеливы ко всем» 1Фес 5:14 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города» Пр 16:32, Лк 2:25-40 | Фланелеграф | Дети рисуют старца Симеона. |
Умение приносить людям радость, утешение | Вифлеемская звезда. Поклонение волхов. | Воспитать в детях умение быть источником радости для окружающих, находить слова утешения | «..утешайте малодушных, поддерживайте слабых..» 1Фес 5:14 Ис 9:6, Мф 2:1-12 | Рождественское панно. Фланелеграф, репродукции картин классиков | Дети рисуют Вифлеемскую звезду |
Послушание | Детство Иисуса Христа. Проповедь в Иерусалимском храме в 12 лет | Побудить детей с уважением относиться к просьбам родителей, воспитателей. | «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем..» Кол 3:20, Мрк 6:3, Лк 2: 39-52 | Репродукция картины В.Поленова «Исполнялся премудрости». Фланелеграф | Дети рисуют храм |
Умение прощать | Притча о блудном сыне. | Научить детей находить основание для прощения, не осуждать других, а судить себя. Объяснить детям, что любовь дает силу любить даже в болезненных обстоятельствах, любовь дает силу прощать (любовь-агапэ). | «..прощайте и прощены будете». Лк 6:37, Пс 88: 27, 1 Ин 4:10, Лк 15: 11-32, Мф 5: 43-45 | Репродукции картин Рембрандта и Доминико Тьеполо «Возвращение блудного сына». Фланелеграф, дети читают стихи А.С.Пушкина,В.Брюсова, | Дети рисуют любящего отца или блудного сына в качестве свинопаса. |
Милосердие | Притча о заблудшей овце. | Воспитать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость. | «..будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лк 6:36, Пс 22, Ин 10:1-18, Лк 15:1-7, Иезек 34:15-16, Захария 11:17 | Кукла-«овца». Книга с красочными иллюстрациям «Добрый пастырь» (Псалом 22). Макет «добрый пастырь». | Ситуационная игра «Пастух и овцы». Дети рисуют заблудшую овцу. |
Умение быть благодарным | Исцеление десяти прокаженных | Раскрыть детям, что означают доброта и любовь к ближним. Пробудить у них стремление быть добрым во всех обстоятельствах. Научить их умению быть благодарными, ценить то, что дает жизнь | «За все благодарите..» 1Фес 5:18, Лк 17:11-19 | Презентация репродукций картин на тему о десяти прокаженных | Дети рисуют исцеленного прокаженного, сумевшего быть благодарным |
Доброта | Мальчик отдает Иисусу Христу свою еду | Воспитать у детей желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе | «..блаженнее давать, нежели принимать». Деян 20:35, Ин 6:1-14, Пр 2:20 | 2 рыбы и 5 булочек в корзине | Дети лепят 2 рыбы и 5 булочек |
Настойчивость | Исцеление слепого Вартимея | Ознакомить детей с понятием «настойчивость» (настойчивость в труде, достижении поставленных целей. Настойчивость в борьбе со злом). | «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Мф 7:7-8, Пс 33:7, Мрк 10:46-52 | Фланелеграф, кружка «для подаяния» | Ситуационная игра. Лепим из пластелина слепого Вартимея |
Добродетельность | Притча о добром самарянине | Пробудить у детей стремление быть добрым во всех обстоятельствах | «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мф 22:39, Лк 10:25-37 | Фланелеграф Презентация репродукций картин. | Выполняются рисунки по теме |
Стремление к духовному совершенствованию | Спасение Закхея | Объяснить детям, что значит стремление к духовному совершенствованию (быть добрым, послушным, уметь прощать и т.д.) | «…поспешим к совершенству…! Евр 6:1, Ис 49:26, Ин 1:12, Лк 19:1-10 | Кукла «Закхей» | Ситуационная игра. Выполняются рисунки – «Маленький Закхей на дереве» |
Любовь к родителям, почитание | Анна просит сына | Воспитать у детей умение окружить членов семьи любовью | «…пусть дети учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям». 1 Тим 5:4, 1Ц 1:1-28 | Макет «Анна в храме» Фланелеграф | Дети рисуют Анну, молящуюся в храме |
Готовность учиться | Призвание Самуила | Объяснить детям, что человек должен обладать таким ценным качеством, как готовность учиться | «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» Пс 31:8, 1Ц 1:21-28, 2:11-26, 3:1-19 | Макет «Самуил и священник Илия в храме» Фланелеграф | Ситуационная игра. Выполняем рисунки по теме занятия |
Надежность | Воскрешение дочери Иаира | Объяснить детям, что значит быть надежным для тех, кто надеется на нас. Призвать их поступать так, чтобы люди были уверены в нас. | «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» Пр 4:26, Мрк 5:21-43, Лк 8:41-56 | Репродукция картины В. Поленова «Воскреше-ние дочери Иаира» Фланелеграф | Дети рисуют дочь Иаира |
Сострадание | Исцеление расслабленного | Раскрыть детям смысл понятия «сострадание». Подвести их к осознанию того, что необходимо оказывать помощь другим людям, когда они в беде. | «..будьте друг ко другу добры, сострадательны..» Еф 4:32, Лк 5:17-26 | Макет израильского дома | Ситуационная игра «Дети несут расслабленного на исцеление к Иисусу Христу» |
Скромность | Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим | Научить детей вести себя скромно, не превозноситься | «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно..» Римл 12:3, Мф 21:1-11, 15-17, Мрк 11:1-11, Лк 19:28-44 | Фланелеграф | Дети рисуют вербу |
Внимательность | Игра-диагностика «Ловим рыбу» (опрос детей) | В процессе беседы с детьми, их ответов на вопросы выяснить их нравственную позицию в той или иной ситуации (предполагаемой) | Фланелеграф Репродукции картин, макеты- две лодки (красная и синяя), красочные разноцветные рыбки | Дети грают в рыбаков, ловящих рыбу(ответ на вопрос означает пойманную рыбу) | |
Желание послужить ближнему | Иисус Христос умывает ноги ученикам | Воспитать в детях умение увидеть нужды ближнего и с любовью помочь ему | «Любовью служите друг другу» Гал 5:13, Ин 13:1-15 | Тазик, полотенце | Дети рисуют предметы, посредством которых они помогают маме (веник, ведро, посуда и т.д.) |
Умение выбирать главное, трудолюбие | Два строителя | Подвести детей к осознанию ответственности за свои поступки. Побеседовать с детьми о жизненных ценностях, о «кирпичиках», из которых они собираются строиться жизнь | «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» Римл 14:22, Мф 7:24-28 | Фотография большого дома. Фланелеграф Макет израильского дома | Ситуационная игра. Дети рисуют дом, построенный на песке и дом, построенный на камне |
Прощение | Иосиф прощает братьев | Научить детей прощать | «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес 4:32, Быт 37, 39, 40, 41-45 | Фланелеграф, репродукции картин классиков | Дети рисуют Иосифа |
Любовь к ближнему | Исцеление больного в купальне Вифезда | Научить детей любить ближнего. Объяснить им, что любовь дает силу служить с радостью, ничего не требуя взамен, что подлинная любовь –щедрая | «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф 22:39, Евр 13:6, Ин 5:1-15 | Фланелеграф | Дети рисуют тех, кого они любят |
Уверенность, решительность | Иисус Христос идет по воде | Объяснить детям, как важна уверенность в благоприятном исходе дела, которым ты занимаешься. Развить у детей умение не поддаваться влиянию сверстников. | «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно…ничего не будет невозможного для вас» Мф 17:20, Мрк 6:45-52, Мф 14:22-32, Ин 6:15-21 | Фланелеграф, презентация репродукций картин | Дети рисуют Море Галилейское |
Дальновидность | Богатый юноша | Объяснить детям, что надо уметь предвидеть отдаленные результаты своих поступков, решений. Подвести их к осознанию того, что не обязательно быть богатым и знаменитым, чтобы заслужить уважение людей. | «Мудрость разумного – знание пути своего». Пр 14:8, Мф 19:16-30 | Фланелеграф | Дети рисуют богатого юношу |
Правдивость | Иаков обманывает своего отца | Привить детям желание быть правдивым во всех жизненных ситуациях | «…преуспевай в правде...» 1Тим 6:11, Быт 27:1-35 | Фланелеграф | Дети рисуют Исава и Иакова |
Мужество | Бог взывает к Аврааму | На примере Авраама показать детям, что надо сохранять мужество даже в трудных жизненных ситуациях. | «…будь тверд и очень мужествен…» Нав.1:7, Быт 12 | Фланелеграф, репродукции картин классиков. | Дети рисуют патриарха Авраама |
Внимательность | Игра-диагностика | Опрос детей в виде игры, беседа с ними | Фланелеграф, репродукции картин, иллюстрации, две «лодки» и цветные «рыбки» | Дети играют в игру «Рыбаки ловят рыбу» |
В конце занятия, когда дети рисуют, приглушено звучит классическая духовная музыка
Методическое обеспечение
Авторская программа «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
Педагогические разработки:
- беседы, игры, театрализация.
Информационные материалы:
- видеофильмы;
- диски, кассеты для прослушивания;
- репродукции картин художников;
- стихи классиков;
- фланелеграф;
- библейские атласы;
-атласы животных, растений.
Разработка для организации контроля и определения результативности обучения:
- диагностическая игра «Мы ловим рыбу»;
- викторины.
Материально-техническое обеспечение:
- стол;
- стулья;
- аудио- и видео-средства
- интерактивная доска
Кадровое обеспечение - не требуется.
Литература
Список литературы для педагога
- Библия. Изд. Моск. Патриархии- М., 1956;
- Бердяев Н.А. Самопознание.- Париж, 1949;
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду –СПб, : «Акцидент», 1997
- Ельчанинов А. Записки. – М: «Русский путь» 1992;
- Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М. : «Мартис», 1994
- Keппe H.P. (Keppe N.R.) Liberation. – Sao Paulo – Brazili: “Proton Editora@,1980,230cМушникова Э.Б. Роль нравственной педагогики в оздоровлении общества // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества. – СПб, 2008;
- Мушникова Э.Б. Воспитание христианского миропонимания в светской школе // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества.- СПб, 2008;
- Мысли о православной педагогике. – М.: «Высокопетровский монастырь»,
- Трофимов В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М. : « Московская правда», 1991
- .Шендрик А.И. Теория культуры. – М: «Единство» 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей 5-7 лет.
Нравственность. Это слово все чаще заставляет задумываться о том, что происходит с обществом и с нами самими. Ведь еще совсем недавно мы вещали миру о своих достижениях в ...
«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»
В докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это первая школа ...
Презентация авторской программы "Воспитание нравственности у детей на библейских сюжетах"(здесь же творческие работы детей)
Презентация...
Рецензии на авторскую образовательную программу для образовательных учреждений «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
Рецензия на образовательную программу для образовательных учреждений«Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»,представленную Голутвиной Л.С.,педагогом дополнительного образ...
Формирование духовно-нрвственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУ НШ "Перспектива"
Презентация пректа "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУ НШ "Перспектива""...
Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....
«Воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством русских народных сказок»
задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших школьников- создать необходимые услови...