Воспитание нравственности у детей 5-7 лет.
статья (1 класс) по теме

 

 

  Нравственность. Это слово все чаще заставляет задумываться о том, что происходит с обществом и с нами самими. Ведь еще совсем недавно мы вещали миру о своих достижениях в  переделке человеческой натуры, гордились новой породой людей, олицетворяющих нравственный и всякий иной прогресс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp._nravstvennosti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности у детей 5 – 7 лет

  Нравственность. Это слово все чаще заставляет задумываться о том, что происходит с обществом и с нами самими. Ведь еще совсем недавно мы вещали миру о своих достижениях в  переделке человеческой натуры, гордились новой породой людей, олицетворяющих нравственный и всякий иной прогресс.

Многие десятилетия мы учились бороться и боролись за сознательную дисциплину, за глубокие и прочные знания, за мир во всем мире, за выполнение и перевыполнение многочисленных планов и программ.

Задача нравственного воспитания  -  прежде всего формирование у детей способности к благородным поступкам. Только характером поступка определяется уровень воспитанности.

Для правильного, благородного поведения требуется сильная воля. Безвольный человек не в состоянии заставить себя поступать в соответствии с требованиями общечеловеческих норм нравственности. Здоровый, сильный, молодой парень не может встать и уступить место рядом стоящему старшему, больному, немощному человеку, или же молодой женщине или прекрасной девушке. У него достаточно физических сил, но нет духовной, нравственной силы, нет той доброй воли, которая только и может его поднять. Без такой воли человека и подъемным краном не поднимешь. В чем же причины появления и развития такой опасной духовной болезни, т.е. безнравственности? Вопрос: «Почему ребенок – первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» Ответ: «Такого не может быть потому, что ребенок эти законы и правила их применения еще не изучал и систематических знаний не получал».  Разве знание и использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После, школы все эти школьные науки забудутся, оставив в душе лишь общие представления и общее развитие. Однако для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно развитый работник, но не владеющий этими знаниями. Безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, катастрофами, убытками, лишениями, страданиями для многих.

В формировании нравственного характера 50% зависит от матери, отец формирует на 28%, 6% характера развивают сверстники, 4% передается от других членов семьи, 3% нравственности формирует школа, 3% - другие взрослые. Всего 88% нравственной воспитанности в возрасте до 30 месяцев жизни ребенка зависит от семьи. Характер и интеллект ребенка окончательно формируются к 10 годам, а их изменение происходит благодаря психо - социальной коррекции.

Если мы хотим, чтобы граждане страны овладели знаниями о нравственности так же, как и законами физики или биологии, пользовались знаниями по основам наук, то для этого необходимо изучать специальную науку – Нравологию, а не усваивать нравственные нормы только житейскими, случайными, эпизодическими способами.

Еще 300 лет тому назад профессор Сырейщиков Е. Б. убежденно утверждал необходимость преподавания нравоучения. Осуществилась его мечта: в школах ряда регионов России «Нравология» вошла в расписание уроков. Первым научно-практическим руководителем и предводителем движения за возрождение и развитие духовно-нравственного начала в поведении школьной молодежи стал заслуженный учитель школ России, методист Института педагогического образования г. Набережные Челны, замечательный педагог Виль Суфиянович Казыханов. Его методические пособия «Уроки нравственности» и «Уроки духовности» стали паистине значительным событием для школьной практики.

Заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета; академик трех Международных академий, Лауреат Всероссийского гранта в сфере образования, автор 50 учебных книг, в том числе и по нравологии.

Наша школа стала экспериментальной площадкой внедрения новой технологии Рахимова. Он сам лично приезжал в нашу школу и проводил учебу. Казыханов тоже был у нас и провел 2 семинара, где учителя школы провели открытые уроки.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать нормальным человекам, - т.е. как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, - все это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и формирования.

Методы нравственного воспитания.

1. Демонстрация детям образцов поведения.

а) умеренности;

б) воздержанности;

в) примеров правдивости;

г) примеров вежливости;

д) скромности;

е) почтительности;

ж) приветливости;

з) уважительного отношения к другим;

и) почитания (эту способность схватывают в возрасте 5-7 лет, в 7-10 лет закладывается в сознании) .

2.Упражнения детей в посильных трудовых действиях и воздержания от праздности.

Период 5-7 лет – период становления трудового отклика. На Руси от 5 до 7 лет дети половину свободного времени были в труде, результат которого был очевиден.

3. Упражнения детей в нравственных нормах поведения и воздержания от неправильных действий. 

В 4 года идет активизация способностей. Смыслы, схваченные 3-5-летними детьми, проходят как фундаментальные запечатления, налагающие отпечаток на значительную часть жизни.

4. Воспитание умеренной дисциплины:

а) терпеливости;

б) терпимости (толерантности);

д) дисциплинированности.

5.Воспитание чувств послушания и услужливости.

Послушный человек не нарушит правил, даже если он один и никто за ним не следит. Быть послушным – значит быть надежным. Чувство послушания формируется благополучно в возрасте 5 – 7 лет.

6. Воспитание чувства ответственности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»

В  докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это  первая школа ...

Рецензии на авторскую образовательную программу для образовательных учреждений «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»

Рецензия на образовательную программу для образовательных учреждений«Воспитание нравственности у детей  посредством изучения Библии»,представленную Голутвиной Л.С.,педагогом дополнительного образ...

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АВТОРСКОМУ КУРСУ «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»

 «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка,и вместе с тем как строго и серьезно!… Я не могусебе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…  Библи...

«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»

    Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня,  все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...

«Воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством русских народных сказок»

задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших школьников-  создать необходимые услови...