Организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе
статья (1 класс) на тему
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Для этого необходимо использовать инструментарий организации совместной деятельности обучающихся. При правильной организации этой деятельности и обеспечении участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе
И.Н. Илькухина
ГБОУ школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа» Приморского района Санкт-Петербурга
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета.
Решению этой задачи может способствовать использование групповой и парной работы в образовательном и воспитательном процессе.
Итак, цель работы: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.
Для реализации цели задачами учителя являются:
- обучать способам организации групп совместного взаимодействия;
- учить планировать и осуществлять деятельность во время учебного процесса;
- развивать коммуникативные умения: высказывать и отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника; договариваться и др.
- формировать адекватную самооценку и взаимооценку.
Всем нам хорошо известна притча, в которой говорится о том, «чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным». Мы должны научить ловить ту самую рыбу.
Как научить?
Уже с 1 класса я приучаю ребят оказывать помощь друг другу, использую ситуации, в которых проявляется их помощь одноклассникам. На этом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая.
Перед тем, как приступить к совместной работе в парах в первом классе, я провела в начале года диагностирование по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» и выявила, кто с кем из детей сумел договориться в паре. Выполнение работы детей анализировалось по следующим уровням показателей:
1. высокий уровень – рукавички украшены одинаково и похожи;
2. средний уровень – сходство частичное;
3. низкий уровень – в условиях явно преобладают различия, нет сходства.
По завершению выполнения творческих работ обучающихся были получены следующие результаты. Выполнение работ варьируется на следующих уровнях: высокий уровень – три пары (6 чел.), средний – 9 пар (18 чел.), низкий – четыре пары (8 чел.).
Вывод: по результатам анализа коммуникативных умений по методике «Рукавички», выявлено, что у обучающихся следует проводить работу по развитию умений слушать и слышать друг друга, договариваться, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Работа в паре – это первая ступенька в групповой работе. На начальном этапе мы учимся выявлять успехи и неудачи в работе, стараемся сделать вывод о том как надо договариваться, создаем правила работы в паре. Они представлены на следующем слайде.
Правила работы в паре:
1. Говорим в полголоса.
2. Работаем вместе.
3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
На последующих этапах мы тренируемся в применении этих правил. Как я применяю на уроках парную работу?
На уроках литературного чтения мы с детьми выработали критерии оценивания, которые показаны в таблице:
№ Критерии оценки 3 балла 2 балла 1 балл
1 Способ чтения целыми словами по слогам по буквам
2 Правильность чтения нет ошибок 1 – 2 ошибки 3 – 5 ошибок
В первое время по этим критериям оцениваем вместе с детьми. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям, я предлагаю им выполнять эту работу в парах. Договариваемся о том, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в парах. Одного – двух учащихся, получивших наивысший балл, прошу прочитать слова, предложения или текст для всего класса. Это стимулирует остальных учеников читать лучше, чтобы и их спросили, а также проверяется работа ученика, выступавшего в роли учителя.
Также применяю работу в парах «сменного состава». Каждый учащийся получает карточку с заданием одного цвета, читает задание, разбирается в его смысле, затем выбирает себе партнёра с карточкой другого цвета, не такого, как у него, пересказывает ему содержание своей карточки, задает вопрос на понимание и уточнение содержания карточки, чтобы лучше понять, далее обменивается карточками с другими учащимися до тех пор, пока не узнает содержание всех цветов карточек.
При использовании данной методики учащиеся самостоятельно обучают друг друга решению задач разного уровня сложности. Учащиеся в процессе работы меняются парами в пределах своего ряда, на других уроках между рядами. Данная работа позволяет детям свободно перемещаться по классу. Они ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться.
На уроках русского языка применяю парную работу при проверке записи слов или списывании предложений по образцу. Провожу взаимопроверку в паре. Перед работой обязательно определяем критерии. С помощью зелёной ручки учащиеся проверяют работу друг друга по образцу (правильность, красота письма), исправляют ошибки по критериям и выставляют «оценку» в виде условного знака (определенный цвет или смайлик).
На уроках математики при проверке таблицы сложения, также осуществляется взаимопроверка в паре. С помощью условных значков (+/-) ученики оценивают друг друга, считая общее количество ошибок и записывая их внизу после работы.
Когда учащиеся научились работать в паре, начинаю организацию групповой работы с формирования групп. Группы формирую первое время сама, а затем и сами учащиеся. Количество человек в группе может быть различным (от 3 до 7 человек).
Как объединять детей в группы?
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные мною группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5 - 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, ставлю перед ними задачу – научиться взаимодействовать со всеми одноклассниками, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Виды групп:
• Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
• Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
• Группа по желанию;
• «Случайная» группа;
• Группа по теме работы;
• Группа по уровню сложности задания.
Роли в группе:
чтец – читает вслух;
секретарь – записывает от лица группы;
докладчик – рассказывает, что решила группа;
хронометрист – следит за временем;
сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении.
Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов.
Мы разработали правила, которые в процессе групповой работы формируют культуру общения учеников:
• Говори спокойно, ясно и только по делу.
• Говори по очереди.
• Слушай своих собеседников.
• Убедись, что в разговоре участвует каждый.
• Обращайся к товарищу по имени.
• Уважай мнение каждого участника группы.
На уроках литературного чтения применяю групповую работу во время чтения по ролям произведений. Класс делится на группы, распределяют роли, читают,– репетируют свои слова в группе, а затем группа показывает свою работу остальным ученикам.
После этого дети могут объединиться в группы по ролям, выявить «лучшего актера», собрать новую группу и снова показать «спектакль».
На уроках математике применяю групповую работу по проверке правил. (Назови компоненты при сложении или вычитании, как найти один из компонентов, расскажи правило. На сколько одно число больше или меньше другого и т.д.).
Применяю групповую работу на уроке технологии. Коллективно мы делали открытки для мам, корзинку с овощами.
На уроке окружающего мира я также применяю групповую работу, используя «Сингапурскую методику».
В начале (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на группы, каждая группа получает задание. Смысл заключается в следующем: дети, которые объединились в группы, рассказывают задания сначала соседу «по плечу», затем соседу «по лицу», который сидит напротив. Причем каждому необходимо проверить выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает группа, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решив.
Через 4 месяца после первого проведения диагностической работы «Рукавички», я повторила это мероприятие и выявила, кто с кем из детей к концу года научился договариваться. По завершению выполнения творческих работ обучающихся были получены следующие результаты. Выполнение работ варьируется на следующих уровнях: высокий уровень – 13 пар (26 чел.), средний – 3 пары (6 чел.), низкий – 0. Вывод: по результатам анализа коммуникативных умений по методике «Рукавички», выявлено, что у обучающихся зрительное внимание и мышление развиты хорошо, они научились договариваться.
Что формирует групповая и парная работа?
1. Уважительное отношение к мнению одноклассников.
2. Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности прийти на помощь.
3. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации.
4. Усвоение механизмов эмоционально – волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно – нравственные и этические нормы.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
Закончить хотелось бы следующими строчками:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....
Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"
В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...
Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уч...
Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ
Как выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как средство повышения качества образования
как организовать самостоятельную работу на уроке...
Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе
Выступление на ШМО...
Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...