Система работы с проблемными детьми
статья на тему
В статье рассказывается как работать в школе с проблемными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с проблемными детьми | 58.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с
проблемными детьми
Подготовила учитель начальных классов
Юлтаева Райля Рашитовна
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа, учитель. Готовы ли мы сделать это? Хорошо ли мы знаем их, сегодняшних Кать, Антонов, Игорей, Лен? О чем они думают, чего хотят, о чем мечтают, а чего боятся?
Первые дни нового учебного года, первые впечатления, радости и огорчения. «Работать с каждым годом становится труднее»; «Эти мои первоклассники совсем другие, не похожи на предыдущих»; «Ребята не собраны, к дисциплине не приучены»; «Класс очень неровный, но в основном все читают, считают»; «Лучше бы ничего не умели, но были бы посдержаннее»; «А мне с современными ребятами интереснее работать, они более яркие, развитые»; «Приходят какие-то другие дети, более самостоятельные что ли?» Это мнения учителей младших классов.
Действительно, нынешние школьники нередко поражают взрослостью суждений, определенной независимостью; они раньше начинают думать о своем будущем, включаются в деятельность, занятия, обеспечивающие им знания, умения, которые потребуются им в их будущей работе («Занимаюсь серьезно компьютером, в будущем пригодится»). Дети удивляют меня недетским практицизмом («Зачем мне рисование – в будущем не пригодится», «Собираю бутылки, чтобы иметь деньги»); их идеалы менее романтичны; они утрачивают безграничную веру в сказку, оптимизм, незыблемость авторитета взрослых (учителей, родителей).
К сожалению, их идеалом, примером для подражания становится не идеальный герой, романтик, а образ сильного, всемогущего, жестокого, умеющего постоять за себя сверхчеловека, обладающего властью и деньгами. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии. Они получают большой объем информации, при этом более критичны к ней, диапазон их интересов достаточно широк – от космических проблем до вопросов, как стать богатым. Но особо их привлекает социальный аспект.
Пересмотр идеалов, ценностей, изменение самой атмосферы нашей жизни – объективные предпосылки нового образа, ориентаций, интересов современных детей.
Но при этом младшие школьники нередко бывают растеряны, переживают отчуждение от семьи, ощущают непонимание со стороны взрослых, теряют чувство защищенности, нуждаются в поддержке, в ласковом слове, внимании, помощи. Все это провоцирует проявление детьми грубости, агрессии, уход из дома, поиск сильных, независимых друзей и покровителей. Хотя в силу возрастных особенностей они все так же эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию (как положительному, так и отрицательному).
Я считаю, можно достаточно эффективно помочь своим воспитанникам, но для этого необходимо глубже узнать их, т.е. провести определенную исследовательскую работу с помощью наблюдений, бесед, анализа детских творческих работ, специально подобранных вопросов, диагностических методик.
Итак, на мой вопрос: «Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?» 8-10-летние ребята отвечают:
Не умею подружиться с ребятами.
Не очень хорошо учусь.
Нарушаю порядок в классе.
Не люблю, когда мной командуют.
Хочу, чтобы меня любили.
Хочу быть умным.
У меня не все получается.
На вопрос: «Что тебе дороже всего в жизни?»
Семья, потому что они все родные.
Семья, она меня воспитывает, заботится.
Мама, она самая добрая в мире.
Родители, они всегда помогут в беде.
Мама она все понимает, не ругает за проделки.
Моя семья, потому что люблю их.
Читая высказывания ребят, понимаю , насколько велика ответственность родителей в становлении личности сына или дочки. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно эмоционально спокойно, он хочет любви, понимания, уважения.
Воспитание – это управление процессом развития личности школьника. Оно требует не только знания законов ее развития, возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста, но и умения определять индивидуальное своеобразие ребенка, его потенциальные возможности, умения провести, если надо, коррекцию его сознания и поведения.
Хочется вспомнить слова поэта Михаила Светлова: «Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».
Проработав в школе более тридцати лет, я заметила, что современное общество накладывает негативный отпечаток на подрастающее поколение.
Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современности. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что родители нередко жалуются нам, педагогам, на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей.
Предполагаю, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал, не любил, не понимал их.
Обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:
- средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
-способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте являются упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.
Свою работу с такими детьми я строю опираясь на рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции учеников:
1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачиваю «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечаю так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.
2. Акцентирую внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно/ преступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»).
3. Контролирую собственные негативные эмоции – это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет педагога.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей
Вид агрессивности | Проявления | Что делать? |
Защитная | Ребенок часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает; стремится к лидерству | Проявляю к ребенку интерес и внимание; учу его следовать правилам, обучаю терпению; в случае проступка разъясняю справедливость наказания; создаю на уроке ситуации успеха, укрепляю в ребенке веру в свои силы; вызываю у него сопереживание к другим, желание им помочь; даю поручения, воспитывая у него чувство ответственности |
Деструктивная | Ребенок не уверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует ненормативную лексику; склонен к разрушению | Не требую от ребенка жесткого выполнения правил и не жалуюсь родителям; объясняю ребенку недопустимость агрессии, безудержного громкого смеха и т.д., обсуждаю причины и следствия такого поведения; на уроках предоставляю ему возможность самоопределения (например, выбрать одну из нескольких равных по уровню сложности задач) и подчеркиваю: «Это ты сам выбрал» |
Демонстрационная | Ребенок стремится привлечь к себе внимание (хотя бы негативное); проявляет вербальную агрессию, кривляние; склонен к лживости или воровству; большое внимание уделяет внешнему виду (чаще девочки) | Довожу до сознания ребенка, что я его вижу и понимаю, но есть и другие дети; не реагирую открыто на его негативное поведение – это только закрепляет данный способ получения внимания; подчеркиваю на уроках взрослость и выдержанность ребенка; на уроках чтения специально обучаю пониманию эмоционального состояния литературных героев, причин и последствий их поведения; использую воодушевляющие высказывания: «Я уверена, что ты сам с этим справишься», «Я уверена, что ты сделаешь это», «Как хорошо, что ты нашел способ решить задачу» |
4. Снижаю напряжение ситуации. Нередко педагоги используют действия, усиливающие напряжение и агрессию: угрожающие и гневные интонации, сарказм и насмешки, демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу, понятно?»), агрессивные позы и жесты, физическую силу, жесткие требования, давление, оценку характера и личности ученика, втягивание в конфликт друзей и родителей ребенка, сравнение с другими детьми, нотации и проповеди, обобщения («Все вы одинаковые», «Опять ты», «Ты как всегда»), придирки, передразнивания и др. Я предполагаю, что некоторые из этих реакций могут остановить проступок на некоторое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесет гораздо больше вреда.
5. Обсуждаем проступок после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.
6. Сохраняю положительную репутации ребенка. Для ребенка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но не распространяя это на личное общение.
7. Демонстрирую модель неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение я строю, используя следующие приемы: выдерживаю паузу, молча заинтересованно выслушиваю ребенка, проясняю ситуацию наводящими вопросами, признаю интересы маленького агрессора и сообщаю ему свои, призываю к правилам и т.д.
По данным специалистов, чуть ли не половина современных детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность. Известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.
Что такое гиперактивность? Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого- педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: подвижные, импульсивные, шустрики, энерджайзер, вечный двигатель, живчик, вулканчик. Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как моторный тип развития, дети с повышенной активностью, дети с повышенной эффективностью.
Как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. По моим наблюдениям признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.
Как же проявляется гиперактивность? Собственный многолетний опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Вдруг обнаруживаются многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка. Можно выделить следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они не слышат, все теряют, все забывают.
Гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно.
Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.
Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствует его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Я предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя в школе комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Чтобы помочь гиперактивным детям справиться с трудностями в обучении я использую следующие приемы:
- ребенок находится перед моими глазами, в центре класса, прямо у доски
- изменяю режим урока с включением физкультминуток
- предоставляю ребенку возможность быстро обращаться за помощью в случае затруднения
- направляю энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
- чаще хвалю ребенка,
- использую на уроке элементы игры и соревнования,
- даю задания в соответствии со способностями ребенка,
- большие задания разбиваю на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них,
- создаю ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны,
- строю процесс обучения на положительных эмоциях,
- договариваюсь с ребенком, а не стараюсь сломить его,
- обучаю необходимым социальным нормам и навыкам общения,
- регулирую его взаимоотношения с одноклассниками,
- объясняю родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специальных занятий в школе, но и от спокойного и последовательного отношения к ребенку в семье.
Не лучшим образом на процесс обучения и взаимоотношения между детьми в школе влияют «вредные» привычки. Это когда дети говорят неправду, берут чужие вещи, говорят плохие слова, ябедничают, курят. Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода.
Любые проблемы детей не решаются в одночасье и одним человеком. Они требуют внимания как педагогов, так в большей степени и родителей.
Эти вопросы я поднимаю и мы обсуждаем их на родительских собраниях и индивидуально беседуя с отдельными родителями.
Вот некоторые примеры:
1. Дети говорят неправду.
- Наверняка это случалось и до того, как малыши пошли в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и ставит иногда родителей в крайне неловкое положение. Мама восьмилетней Кати встретила как-то меня. Я сочувственно посмотрела на нее и спросила: «Ну, как у вас дела? Катюшка рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, все разрешилось». Мама заметно смутилась и не сразу нашла что ответить.
Оказалось, что никаких проблем не было, просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а мне – что не может делать задания из-за семейных проблем. Мама наказала дочь, но теперь не знает, как построить отношения с ней, чтобы подобная ложь впредь не повторилась.
Что делать?
- Постараться понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался.
- Исключить жесткие наказания, в том числе за ложь.
- Как можно чаще показывать свою любовь ребенку.
- Постараться самим при ребенке не ссылаться на мнимую болезнь, занятость, чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать не хорошо.
2. Дети берут чужие вещи.
Воровство не всегда привычка. Дети могут просто не знать, что вещи бывают чужие. В воровстве детей часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако если дети крадут, не обращая внимания на окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит это уже болезнь. Чаще же дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают дети из неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенные вниманием дети рады даже наказанию или скандалу.
Что делать?
- Ни в коем случае не наказывать детей физически. Стоит ограничиться рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить, что даже если они в чем-то очень нуждаются, воровство – не способ решения проблемы.
- Не обсуждать их публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.
- Не делать негативных прогнозов относительно будущего детей.
- Не напоминать ребенку о проступке. Лучше подумать о том, как можно вместе проводить с ребенком больше времени.
3. Дети говорят плохие слова.
Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства дети узнают задолго до того, как идут в первый класс. И конечно, произносят их до тех пор, пока не поймут, что это неприлично. В подростковом возрасте дети часто ругаются, чтобы почувствовать себя взрослыми и независимыми.
Что делать?
- Не использовать в своей речи ненормативную лексику.
- При каждом новом «словечке» детей спокойно объяснить им, что так говорить не стоит. Это плохо.
4. Дети ябедничают.
В начальной школе у детей складываются первые дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.
Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, им не хватает внимания и общения, поэтому они хотят казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей, ребят.
Что делать?
- Пресекать подобные поступки или не поощрять их.
- Объяснять, почему людям не нравятся ябеды.
- Пояснить, что жаловаться не то же самое, что рассказывать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.
5. Дети курят.
Будучи уверенными, что их дети ничего не знают о табаке и алкоголе, взрослые не считают нужным объяснять, почему опасно знакомиться с такими веществами. Между тем установлено, что к семи – девяти годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность об одурманивающих веществах. Не раз я слышала, что дети могут перечислить марки табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Однако, все мы знаем – чем раньше дети знакомятся с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более зрелом возрасте у них возникнет пристрастие к алкоголю и курению.
Такая вредная привычка, как курение, появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Дети начинают курить, чтобы продемонстрировать свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут. Проблема табакокурения становится с каждым годом все актуальнее, а возраст начинающих курильщиков – все моложе.
В младшем школьном возрасте дети проходят через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции детей. Теперь они школьники: у них новые обязанности и возможности, новое окружение. Я считаю, что кризис семи лет – это рождение социального «Я» ребенка.
Наибольшую значимость для детей представляет все, что связано со школой: школьные успехи, отношение учителя и одноклассников и т.д. Ситуация в школе во многом влияет на их отношение к курению. Дети, не нашедшие себя в школе, чувствуют себя изгоями, пытаются найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причем, если в младшем школьном возрасте это только демонстрация, то в дальнейшем это становится способом получения положительных ощущений.
На классных часах я стараюсь объяснить опасность курения. Главный акцент делаю на значимых для мальчика или девочки моментах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому рассказываю им, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность, и тут объясняю, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным. Ну а если дети мечтают о спортивных рекордах, заниматься в спортивной секции, рассказываю, что еще ни одному курящему не удавалось достичь высот в спорте.
Что делать?
- Позаботиться о том, чтобы у детей не формировался комплекс неполноценности. Нужно дать им шанс почувствовать себя хоть в чем-то успешными (спорт, опека младшего брата и пр.).
- Нужно замечать любые, даже малейшие продвижения в учебе.
- Информация о вреде курения должна быть понятной. Слишком частые разговоры на эту тему перестают восприниматься.
- Устрашающие рассказы о будущих болезнях на подростков влияют мало – юному возрасту свойственна уверенность: «Со мной такое не случится».
- Положительные примеры оказывают лучшее действие. Можно ненавязчиво предложить детям статьи о молодежных кумирах, которые относятся к курению резко отрицательно.
- В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии детей.
Минуты вхождения в день
Даже вполне успешного успевающего ребенка иногда бывает трудно заинтересовать, вовлечь в рабочий процесс, организовать. Особенно четко это чувствуется в начале рабочей недели, в первый день после выходного.
Понедельник в начальной школе – действительно трудный день. Одни дети опаздывают на первый урок, другие приходят в состоянии когда «подняли, а разбудить забыли», третьи чересчур возбуждены. Первые минуты первого урока уходят на организацию класса: зарядка, обмен впечатлениями с выходного дня. Но вкусившие свободы ученики очень трудно входят в рабочее состояние, приходится прилагать немалые усилия к тому, чтобы завладеть их вниманием.
Однажды мне в руки попала книжечка Н.М. Метеновой «Доброе утро, малыши!», где содержались рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы.
Идея «вхождения в день» меня заинтересовала, и я решила попробовать начинать первый урок понедельника специальной беседой на 5-7 минут. Поскольку почти ежедневно в начале занятий приходилось разбирать какие-то конфликты, наш первый разговор был посвящен этой проблеме – «Как избежать конфликтов?». Почти до конца недели дети оставались терпимы друг к другу, и крупных ссор не произошло. В следующие понедельники мы беседовали о взаимоуважении, о совести, о милосердии, о том, в чем была необходимость.
Не скажу, что дети резко изменились, но в понедельник нужный мне эффект был всегда. Занятие состоит из беседы на актуальную тему. Тематика бесед обусловлена конкретными воспитательными задачами. А главная цель занятия – организационная. Поскольку разговоры ведутся на жизненные темы, дети с первых слов внимательны.
Где взять материал для бесед? Во-первых, жизненный опыт учителя, его образование помогут составить небольшой рассказ на нужную тему. Во-вторых, в детской литературе можно найти много небольших произведений с интересующим нас содержанием. Можно использовать отрывки из больших произведений для детей и для взрослых.
Тексты рассказов, сказов, стихов лучше знать наизусть.
Не надо заниматься словотолкованием. За неделю до понедельника на уроках нахожу подходящий момент для объяснения непонятных детям слов, но без связи с предстоящей беседой, или помещаю слово с его толкованием в уголок «Прочти, пригодится».
В беседе не должно быть никаких отступлений от темы, так как занятие всегда бывает коротким.
Как избежать конфликтов?
Бывает, что из обычного разговора, не предвещающего ссору, вдруг получается конфликт. Чтобы такого не случилось, надо, чтобы участники разговора хотели понять друг друга, пытались подстроиться друг к другу.
Примером идеального бесконфликтного общения являются взаимоотношения матери и грудного ребенка. Малыш еще не умеет разговаривать – и мама гукает и тютюкает с ним вперемежку со словами, а сам ребенок старается принять такое же выражение лица , как у мамы : мама улыбается – дитя тоже , мама нахмурилась – и малыш готов заплакать.
Первое, чем вы можете показать собеседнику, что вы готовы понять его, - это улыбка. Поэтому, чтобы избежать ссоры, почаще улыбайтесь. «Поделись улыбкою своей – и она не раз к тебе еще вернется».
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
Улыбнитесь друг другу! Приятного вам учебного дня!
Вперед чужой беде не смейся
Однажды на уроке Коля ошибся, рассказывая правило. Некоторые ребята засмеялись, а громче всех – Вася. Он раскачивался от смеха и пальцем показывал на Колю. На следующем уроке Васю вызвали к доске решать задачу. Он путался в задаче, ребята ему подсказывали, но мальчик делал все не так. Ребята опять засмеялись, а пуще всех – Коля. Обиделся Вася.
На перемене подошел он к Коле и стал ему выговаривать. А Коля ему: «Ты на прошлом уроке так смеялся надо мной, что чуть со стула не упал, а теперь обижаешься?»
Получается, что, если хочешь, чтобы к тебе относились с пониманием, сам не осуждай людей за мелкие ошибки. Ошибаться может каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Что такое совесть?
В школьном коридоре во время перемены ссорились две девочки. И одна другой запальчиво выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!»
Мне захотелось поговорить с вами на эту тему.
Безрадостный – значит, нет радости, безнадежный – нет надежды. А бессовестный – нет чего? А что такое совесть?
Совесть- это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает себя, хочет забыть о поступке – и не может, и мучается от этого.
Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете человека без совести?
А теперь, в том качестве, которое вы для себя выбрали, начнем учебную неделю. Успехов вам! Хорошего настроения!
Милосердие
Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот идет девочка с больными ногами. Сзади идут еще девочки и торопят ее: «Ну, коряга, давай иди скорее!»
Вот вжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!»
Что вы, ребята, подумали о девочках? О трех первоклассниках? Какие они люди?
А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику
Хорошенько поразмышляйте над этими вопросами
Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? (Дополнительно: Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от обиды?) Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием и делом, не ожидая в ответ никакой благодарности. Хотели бы вы, чтобы возле вас были милосердные люди? А сами хотите быть милосердными? Будьте ими! Помогайте не только людям, но и животным.
Дитя хоть и криво, да отцу с матерью мило
Иногда вас, ребята, родители так своими строгостями допекут, что вам начинает казаться, что они ненавидят вас, как лютых врагов. Но так ли это? Послушайте русскую народную сказку.
Летит в лес на охоту Орел. Навстречу ему Сова. Просит Сова Орла не трогать ее милых детушек. «Да как же я их узнаю?» - спросил Орел. «Что ты, Орел, - отвечает Сова, - мои самые красивые». Пообещал Орел, что не тронет совят, но в лесу, в какое гнездо не заглянет, везде пушистые желтенькие птенчики пищат. Но вот в большом гнезде увидел Орел птенцов – настоящих уродов: головы большие, шеи тонкие, глаза кошачьи, носы кривые, и орут птенцы противными голосами. Ну, думает, уж эти точно не совиные. Передушил всех и тащит к себе. А Сова навстречу: «Батюшка, Сизый Орел, что же ты моих детушек погубил, совятушек моих ненаглядных?!» «Да что ты, Сова, ты же говорила, что твои самые красивые», - изумился Орел. «Что ты! Моих детушек нет краше!» - вскричала мать.
Ну вот! Сказка – ложь, да в ней намек… Недаром, значит, пословица говорит: дитя хоть и криво, да отцу с матерью мило. Так что в любви своих родителей советую вам не сомневаться.
Всегда ли понятно, где добро, а где зло
У В. Осеевой есть коротенький рассказ «Злая мать и добрая тетя». У Дашеньки были мама и тетя. Обе они очень любили девочку, но любили по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила ее шить, вышивать, не бояться любой работы. А тетя ничего не заставляла девочку делать, решала за нее задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и добрая тетя», говорила Дашенька.
Прошли годы. Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся на нее люди – за что ни возьмется, быстрее всех сделает. «Кто же научил тебя так работать?» - спросят, бывало, женщины. «Учила меня мама, спасибо ей», - говорила Даша. А о доброй тете она никогда не говорила.
Почему в детстве Дашенька считала свою маму злой, а став взрослой, была ей благодарна? Значит, для пользы дела советую слушаться маму и следовать ее советам.
Сотвори из дела сказку
Часто человеку приходится делать то, что он не любит, в чем не видит интереса.
Взрослые умеют управлять собой и легко справляются со своим нежеланием выполнять какое-то дело. А вам труднее, у вас еще слабо развита воля – умение заставить себя. Зато у вас прекрасно работает фантазия, вы умеете играть во что угодно.
Стоит вам только представить, что беспорядок в квартире сотворил злой волшебник, что вы идете не за хлебом в магазин, а за тридевять земель за волшебным караваем, что правило по русскому языку – это магическое заклинание, а стихи – это секретные сведения, которые надо передать на словах, - как дело станет интересным и сделается легко и хорошо. Даже таблицу умножения легче запомнить с помощью песенки. Есть такая песенка В. Шаинского и М. Пляцковского «Дважды два - четыре». Помните ее? (Поем или слушаем песню.)
Играйте, фантазируйте, - и жить станет интереснее, веселее и легче.
Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с «проблемными детьми».
Кого мы имеем в виду, употребляя название «проблемные дети»?
Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая вам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают ваши усилия обучать или даже контролировать класс. Кроме того, эти дети с их проблемами и в прошлом сопротивлялись усилиям других учителей и их подходам.
Проблемный ребенок – это ребенок, который полон страха.
Хотя это противоположные симптомы, но и помехи и отстранение исходят из страха – боязни раскрыться и боязни ошибки. Как армия может защититься, окружив себя крепостными стенами или выходя вперед на бой, так и ребенок, который боится, может замкнуться, никому не позволяя к себе подойти, или же выходит наружу и начинает раздавать удары направо и налево. Оба метода преследуют одну цель, сознательно или подсознательно,– не дать другим заглянуть в его душу.
Часто “проблемные дети” – это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Когда мы проводим расследование, мы иногда видим, что поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.
Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие. Отношения дома и в школе, скорее всего, его разочаровывают. Например, родители не дают ему уверенности и тепла, которые в юности так необходимы. Разочарования делают для него трудным всякое общение. Больно, когда надежды на близость и понимание даже тех людей, от которых их ожидают в первую очередь, оказываются обманутыми.
Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Если вы постепенно и детально изучаете прошлое ребенка и имеете его в виду во время контактов с ним, это помогает вам быть терпеливее. Не спешите, демонстрируя тепло, не ожидайте, что любовь сразу побеждает все. Помните, этот ребенок может не отвечать вам, потому что его доверие было обмануто. Боясь провала, он может даже отвергать любовь, в поисках убежища и уверенности в своем внутреннем мире. А с другой стороны, как уже упоминалось, он может взывать к вниманию, начиная мешать на уроках и совершать разрушения.
Поймайте его, когда он сделает что-то правильное. Это может потребовать времени, но если вы гарантируете ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, может начать меняться к лучшему. Постарайтесь поймать момент, когда он что-то делает правильно. Вначале это может быть что-то маленькое, но все начинается, с чего-то малого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы с детьми по изучению правил дорожного движения через практические занятия в Автогородке " Автогородок МБОУ СОШ № 20
quot;Система работы с детьми в Автогородке" Автогородок МБОУ СОШ № 20...
Система работы с детьми с признаками одарённости.
Актуальность Стратегическая цель государственной политики в области образования определена президентской инициативой в Федеральном Проекте «Наша новая школа». Один из пунктов этого проекта ...
Презентация "Система работы с детьми с девиантным поведением"
Презентация построена для работы в интерактивной форме....
Система работы с детьми, испытывающими затруднение в обучении
В статье раскрываются возможные причины отставания ребенка в учебе и пути преодоления неуспешности....
Презентация для проработки вопроса " Система работы с детьми "группы риска""
Данный материал представлен к рассмотрению на школьном методическом объединения в помощь педагогам для разработки системы работы с детьми "Группы риска". Как, какими методами, формами в своей работе п...
Выступление "Система работы с детьми слабомотивированными на учебу"
выступление на педагогическом совете...
Система работы с детьми "группы риска"
В работе представлена система работы с детьми "группы риска"...