Система работы с детьми с признаками одарённости.
проект на тему

Сафонова Ольга Николаевна

Актуальность

 

 Стратегическая цель государственной политики в области образования определена президентской инициативой в Федеральном Проекте «Наша новая школа». Один из пунктов этого проекта посвящён проблеме развития, обучения и воспитания талантливых, одарённых детей «…с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».[2]

      Талантливые, одарённые дети —достояние государства. Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная потребность— свидетельство одарённости. Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями, но не всегда эти способности реализуются в жизни. Все маленькие дети – прирождённые строители, музыканты, выдумщики, поэты. Задача школы – не сдерживать творческие порывы, а создавать условия для их развития. Общеобразовательное учреждение призвано в данном контексте решать триединую задачу:

·         выявить творческие возможности;

·         создать условия для дальнейшего их роста и развития;

·         стимулировать достижения детей с признаками одарённости,  создав в школе среду успешности, востребованности, творчества.

        Одним из условий успешной работы с талантливыми детьми является включение в работу педагогов, специалистов дополнительного образования, обладающих высокими профессиональными, личностными творческими качествами, способными видеть в каждом ребёнке творческую личность. Помощниками педагогов в решении вопросов, связанных в работе с детьми с признаками одарённости, являются их родители, которые стимулируют, поддерживают своих детей и делят радость успеха, помогают творить.

Основной идеей проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости» является:

·         обеспечение  условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребёнка на I и II  ступенях обучения;

·         создание такой образовательной среды, которая способствовала бы самоутверждению, саморазвитию личности в различных сферах деятельности; активизировала бы образовательный процесс и придала ему творческий, исследовательский характер; объединила бы учащихся и педагогов всех уровней в единый творчески  работающий коллектив.

           Положительная динамика работы школы в рамках КПМО привела к возникновению проблемы своевременного выявления, социальной поддержки и развития способных и одарённых детей.

Базовой основой для создания проекта явились:

·         инновационная образовательная программа «Центр развития учащихся – Школа гармонии»;

·         рабочая программа школы « Личностно ориентированное обучение как средство развития личности»;

·         школьный проект « Сохранение и укрепление здоровья в начальной школе»;

·         работа НОУиУ и др.

·         общественное мнение – важный фактор в разработке проекта. Одним из ведущих в данном контексте имеют родители, а именно, они в первую очередь формируют социальный заказ школе. Проведённые анкетирование и социальный опрос определили основные направления работы школы и её проблемы:

·         создание школы не только знаний,но и развития;

·         изучение способностей, наклонностей детей и дальнейшее их развитие;

·         индивидуализация обучения, формирование познавательных интересов, навыков самостоятельного поиска знаний.

Родители хотят видеть своих детей «успешными и здоровыми». Эти пожелания легли в основу проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx65.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Введение

 Актуальность

 Стратегическая цель государственной политики в области образования определена президентской инициативой в Федеральном Проекте «Наша новая школа». Один из пунктов этого проекта посвящён проблеме развития, обучения и воспитания талантливых, одарённых детей «…с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».[2]

      Талантливые, одарённые дети —достояние государства. Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная потребность— свидетельство одарённости. Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями, но не всегда эти способности реализуются в жизни. Все маленькие дети – прирождённые строители, музыканты, выдумщики, поэты. Задача школы – не сдерживать творческие порывы, а создавать условия для их развития. Общеобразовательное учреждение призвано в данном контексте решать триединую задачу:

  • выявить творческие возможности;
  • создать условия для дальнейшего их роста и развития;
  • стимулировать достижения детей с признаками одарённости,  создав в школе среду успешности, востребованности, творчества.

        Одним из условий успешной работы с талантливыми детьми является включение в работу педагогов, специалистов дополнительного образования, обладающих высокими профессиональными, личностными творческими качествами, способными видеть в каждом ребёнке творческую личность. Помощниками педагогов в решении вопросов, связанных в работе с детьми с признаками одарённости, являются их родители, которые стимулируют, поддерживают своих детей и делят радость успеха, помогают творить.

Основной идеей проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости» является:

  • обеспечение  условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребёнка на I и II  ступенях обучения;
  • создание такой образовательной среды, которая способствовала бы самоутверждению, саморазвитию личности в различных сферах деятельности; активизировала бы образовательный процесс и придала ему творческий, исследовательский характер; объединила бы учащихся и педагогов всех уровней в единый творчески  работающий коллектив.

           Положительная динамика работы школы в рамках КПМО привела к возникновению проблемы своевременного выявления, социальной поддержки и развития способных и одарённых детей.

Базовой основой для создания проекта явились:

  • инновационная образовательная программа «Центр развития учащихся – Школа гармонии»;
  • рабочая программа школы « Личностно ориентированное обучение как средство развития личности»;
  • школьный проект « Сохранение и укрепление здоровья в начальной школе»;
  • работа НОУиУ и др.
  • общественное мнение – важный фактор в разработке проекта. Одним из ведущих в данном контексте имеют родители, а именно, они в первую очередь формируют социальный заказ школе. Проведённые анкетирование и социальный опрос определили основные направления работы школы и её проблемы:
  • создание школы не только знаний,но и развития;
  • изучение способностей, наклонностей детей и дальнейшее их развитие;
  • индивидуализация обучения, формирование познавательных интересов, навыков самостоятельного поиска знаний.

Родители хотят видеть своих детей «успешными и здоровыми». Эти пожелания легли в основу проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости».

Заказчиком  проекта  являются родители, учащиеся и педагоги.

Участники проекта: учащиеся I и II ступеней, педагоги МБОУ МСОШ № 1, педагоги МОУ ДОД ЦДО, сотрудники поселенческой библиотеки, специалисты ДК, родители (опекуны).

Проект «Система работы с детьми с признаками одарённости» предназначен для реализации в МБОУ «Мухоршибирская средняя  общеобразовательная школа №1».

Проект разработан на следующих научно-педагогических и общепедагогических основаниях:

  • концепция устойчивого развития российского общества;
  • концепция глобализации и фундаментализации образования;
  • принципы государственной политики в области образования;
  • теория индивидуализации личности;
  • психологические основы духовно-нравственного воспитания;
  • понятие об индивидуальной культуре личности;
  • гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования;
  • учение о сущности гуманистической воспитательной системе;
  • учение об особенностях воспитательной системы сельской школы;
  • идея создания воспитательных центров и  осуществления средового подхода к проектированию воспитательной системы сельской школы.

Принципы работы с одарёнными детьми:

  1. индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одарённых учащихся);
  2. свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;
  3. вариативность в предоставляемых образовательных услугах;
  4. личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию;
  5. интегративность  в отборе содержания образования;
  6. деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие детей в собственном развитии адекватно их способностям.

Тип проекта:

А) по продолжительности – долгосрочный (6 лет);

Б) по количеству участников – коллективный;

В) по методологии – исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный;

Г) по региональности – школьный;

Д) по характеру координации – с  открытой  координацией.

Цель проекта: разработать  единую систему  работы с  детьми с признаками одарённости на I и II ступенях обучения .

Задачи проекта:

  1.  Сделать анализ работ учащихся  Iи II ступеней обучения  в данном направлении.
  2. Составить базу данных   личных достижений, на основе  анкетирования учащихся,  их родителей (опекунов), школьных портфолио.
  3. Определить направления  деятельности педагогического коллектива и социума, общественности и родителей.
  4. Провести диагностику достижений учащихся через различные формы : олимпиады, выставки, конкурсы, соревнования, предметные недели, НИК.
  5. Сделать  мониторинг развития  учащихся  на III ступени.

Методы:

  1. Изучение основных документов.
  2. Диагностика творческих способностей учащихся по результатам олимпиад, выставок, конкурсов, соревнований, предметных недель, НИКий.
  3. Анкетирование учащихся, их родителей (опекунов).
  4. Психологическая диагностика творческих способностей учащихся психологом школы совместно с  классными  руководителями.

Этапы    реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Он рассчитан на 1 четверть. Цель: привлечение внимания родителей к необходимости организованного досуга одарённого ребёнка.

2 этап – аналитический.

Рассчитан на 2 четверти. Цель: выявить направление одарённости ребёнка.

 3 этап – создание условий для оптимального развития одарённых детей.

Этап рассчитан на 1 четверть. Цель: разработать программы кружковой работы по выявленным направлениям.

4 этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся.

Этап рассчитан на 4 года. Цель: развить одарённых детей в соответствии с уровнем и направлением их способностей, инициировать межгрупповое общение и сотрудничество между детьми и создание условий для совершенствования и развития творческих способностей. 

Механизм реализации.

1 этап – подготовительный.

Пусковой механизм начать с мотивации учащихся и родителей. Для чего необходимо грамотно спланировать подготовительный этап. Для родителей учащихся I и II ступеней провести общешкольное родительское собрание «Одарённый ребёнок». Его целью будет привлечение внимания родителей к необходимости организованного досуга ребёнка, развитие творческих, спортивных и научно-исследовательских способностей. Приглашение их к сотрудничеству в данном направлении.

2 этап – аналитический.

На данном этапе проводим:

        1)Выявление одарённых детей через социологический опрос и анкетирование родителей;

        2)психолого-педагогическую  диагностику учащихся;

        3)диагностику личных достижений по содержанию портфолио.

   95% опрошенных родителей выступили с пожеланием организации  центра творчества и  развития ребенка.

Результаты опроса родителей

Данные    диагностики

На основе результатов диагностики составлена электронная база данных на каждого ученика, которая корректируется классным руководителем 1 раз в четверть.

3 этап – создание условий для оптимального развития одарённых детей

Исходя из проведённых исследований одарённости детей, выявили три приоритетных направления работы:

  1.  Разработка  программ кружковой работы по трём разделам: научно-исследовательская деятельность, творческая и спортивная деятельности. Каждый вид деятельности реализуется через внеаудиторную занятость учащихся в  кружках, спортивных секциях, различного рода творческих занятиях,  в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
  2. Кроме этого весомое значение в реализации проекта имеет аудиторная, т.е. занятость детей и их участие в предметных неделях по русскому языку,  математике, окружающему миру; олимпиады и конкурсы  по предметам: Международный математический конкурс «Кенгуру», Всероссийский олимпиада по русскому языку  «Русский медвежонок – языкознание для всех », Международный предметный чемпионат «Старт», Зимние интеллектуальные игры; Конкурсы: «Познание и творчество»;

Конференции: НИК, читательские.

  1.    Инновационная деятельность учителей осуществляется через  предметную специализацию учителей начальных классов ( раннее введение иностранных языков, изучение компьютерной грамотности) и выражается в активном участии в конкурсах, выставках, отчётах, фестивалях « Педагогического мастерства», научно-методической и исследовательской деятельности, в работе НОУиУ и др..

4 этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся.

На данном этапе идёт непосредственная работа педагогов с одарёнными детьми по трём приоритетным направлениям. Здесь важно сохранить и поддержать высокую самооценку одарённого ребёнка. Для этого в конце каждого учебного года проводится фестиваль «Одарённые дети», на котором одобряются и поощряются успехи детей, отмечают благодарностью родителей за помощь и сотрудничество. (Приложение).

Ожидаемые результаты:

  1. Создание единой системы работы с  детьми с признаками одарённости в соответствии с уровнем их способностей.
  2. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными       детьми.
  3. Обеспечение преемственности между предшколой, I и II ступенями обучения с выходом на профилизацию III ступени обучения и дальнейшей адаптации к условиям социальной жизни в обществе.
  4. Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях республиканского, российского и международного уровня.
  5. Повышение уровня владения детьми общепредметными, коммуникативными и социальными компетенциями.
  6. Обеспечение успешности, востребованности и саморазвития учащихся.

Перспективы развития проекта.

  • Данный проект можно применить  на любом коллективе школьников.
  • Издание сборника программ кружковой работы.
  • Издание сборника «Одарённые дети—талантливый учитель—успешный ученик».
  • Создание Банка педагогических инноваций. Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с  детьми с признаками одарённости.

Недостающие факторы: недостаточность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

Смета расходов

Содержание затрат

Сумма

1

Методическая литература

5000 руб.

2

Прохождение курсов

100 000 руб.

3

Приобретение спортивного инвентаря

15000 руб.

4

Приобретение костюмов для драматического кружка

5000 руб.

5

Приобретение кукол и ширмы для кукольного театра «Петрушка»

5000 руб.

6

Приобретение рабочего материала (краски, мольберты, палитры) для ИЗО студии

25000 руб.

7

Приобретение музыкального центра для хореографического кружка

5000 руб.

8

Приобретение гитар для кружка «Юный гитарист»

5000 руб.

9

Приобретение материала для авиамодельного кружка

5000 руб.

10

Приобретение русских народных инструментов для кружка «Забавушка»

50000 руб.

11

Приобретение художественной и энциклопедической литературы для межпоселенческой библиотеки

50000 руб

12

Приобретение учебных дисков для НСУ

5000 руб.

Итого:

275000 руб.

Реализация сметы расходов решается с привлечением родителей, внимания общественности (администрации школы, поселения, района) и спонсорской помощи.

Литература.

  1. Современная модель образования, ориентированная на решение инновационного развития экономики. Проект. Об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006 – 2007 годов и контурах современной модели образования. Стр. 17-18
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. Ключевые направления развития общего образования. Стр. 5 – 7.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. Инструменты и механизмы обновления школьного образования. Стр. 15.
  4. Петренко А. А. «Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа» Изд. Аркти, Москва, 2006
  5. Программа развития школы. Центр развития – «Школа Гармонии».
  6. Инновационная образовательная программа для начальной школы. Центр развития и сохранения здоровья детей.

Приложение

Фотографии.

  1. Город Мастеров.
  2. Драм театр
  3. Книжкино царство
  4. Открытки
  5. Площадка
  6. Экскурсия
  7. Театр
  8. Науч. Конференция
  9. Минута славы
  10. Фестиваль одарённые дети
  11. Предметные недели
  12. Математический поезд 4 и 5 классы

Программы.

Программа Фестиваля Одаренные дети + сборник.

Программа Минута славы + фото + образец грамоты

Буклет проекта одарённые дети

База данных

Анкета

Буклет О А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система работы с детьми с девиантным поведением"

Презентация построена для работы в интерактивной форме....

Система работы с детьми, испытывающими затруднение в обучении

В статье раскрываются возможные причины отставания ребенка в учебе и пути преодоления неуспешности....

Презентация для проработки вопроса " Система работы с детьми "группы риска""

Данный материал представлен к рассмотрению на школьном методическом объединения в помощь педагогам для разработки системы работы с детьми "Группы риска". Как, какими методами, формами в своей работе п...

План работы с детьми, имеющими признаки девиантного поведения

План работы с детьми, имеющими признаки девиантного поведения...