Система работы с детьми с признаками одарённости.
проект на тему
Актуальность
Стратегическая цель государственной политики в области образования определена президентской инициативой в Федеральном Проекте «Наша новая школа». Один из пунктов этого проекта посвящён проблеме развития, обучения и воспитания талантливых, одарённых детей «…с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».[2]
Талантливые, одарённые дети —достояние государства. Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная потребность— свидетельство одарённости. Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями, но не всегда эти способности реализуются в жизни. Все маленькие дети – прирождённые строители, музыканты, выдумщики, поэты. Задача школы – не сдерживать творческие порывы, а создавать условия для их развития. Общеобразовательное учреждение призвано в данном контексте решать триединую задачу:
· выявить творческие возможности;
· создать условия для дальнейшего их роста и развития;
· стимулировать достижения детей с признаками одарённости, создав в школе среду успешности, востребованности, творчества.
Одним из условий успешной работы с талантливыми детьми является включение в работу педагогов, специалистов дополнительного образования, обладающих высокими профессиональными, личностными творческими качествами, способными видеть в каждом ребёнке творческую личность. Помощниками педагогов в решении вопросов, связанных в работе с детьми с признаками одарённости, являются их родители, которые стимулируют, поддерживают своих детей и делят радость успеха, помогают творить.
Основной идеей проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости» является:
· обеспечение условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребёнка на I и II ступенях обучения;
· создание такой образовательной среды, которая способствовала бы самоутверждению, саморазвитию личности в различных сферах деятельности; активизировала бы образовательный процесс и придала ему творческий, исследовательский характер; объединила бы учащихся и педагогов всех уровней в единый творчески работающий коллектив.
Положительная динамика работы школы в рамках КПМО привела к возникновению проблемы своевременного выявления, социальной поддержки и развития способных и одарённых детей.
Базовой основой для создания проекта явились:
· инновационная образовательная программа «Центр развития учащихся – Школа гармонии»;
· рабочая программа школы « Личностно ориентированное обучение как средство развития личности»;
· школьный проект « Сохранение и укрепление здоровья в начальной школе»;
· работа НОУиУ и др.
· общественное мнение – важный фактор в разработке проекта. Одним из ведущих в данном контексте имеют родители, а именно, они в первую очередь формируют социальный заказ школе. Проведённые анкетирование и социальный опрос определили основные направления работы школы и её проблемы:
· создание школы не только знаний,но и развития;
· изучение способностей, наклонностей детей и дальнейшее их развитие;
· индивидуализация обучения, формирование познавательных интересов, навыков самостоятельного поиска знаний.
Родители хотят видеть своих детей «успешными и здоровыми». Эти пожелания легли в основу проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность
Стратегическая цель государственной политики в области образования определена президентской инициативой в Федеральном Проекте «Наша новая школа». Один из пунктов этого проекта посвящён проблеме развития, обучения и воспитания талантливых, одарённых детей «…с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».[2]
Талантливые, одарённые дети —достояние государства. Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная потребность— свидетельство одарённости. Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями, но не всегда эти способности реализуются в жизни. Все маленькие дети – прирождённые строители, музыканты, выдумщики, поэты. Задача школы – не сдерживать творческие порывы, а создавать условия для их развития. Общеобразовательное учреждение призвано в данном контексте решать триединую задачу:
- выявить творческие возможности;
- создать условия для дальнейшего их роста и развития;
- стимулировать достижения детей с признаками одарённости, создав в школе среду успешности, востребованности, творчества.
Одним из условий успешной работы с талантливыми детьми является включение в работу педагогов, специалистов дополнительного образования, обладающих высокими профессиональными, личностными творческими качествами, способными видеть в каждом ребёнке творческую личность. Помощниками педагогов в решении вопросов, связанных в работе с детьми с признаками одарённости, являются их родители, которые стимулируют, поддерживают своих детей и делят радость успеха, помогают творить.
Основной идеей проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости» является:
- обеспечение условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребёнка на I и II ступенях обучения;
- создание такой образовательной среды, которая способствовала бы самоутверждению, саморазвитию личности в различных сферах деятельности; активизировала бы образовательный процесс и придала ему творческий, исследовательский характер; объединила бы учащихся и педагогов всех уровней в единый творчески работающий коллектив.
Положительная динамика работы школы в рамках КПМО привела к возникновению проблемы своевременного выявления, социальной поддержки и развития способных и одарённых детей.
Базовой основой для создания проекта явились:
- инновационная образовательная программа «Центр развития учащихся – Школа гармонии»;
- рабочая программа школы « Личностно ориентированное обучение как средство развития личности»;
- школьный проект « Сохранение и укрепление здоровья в начальной школе»;
- работа НОУиУ и др.
- общественное мнение – важный фактор в разработке проекта. Одним из ведущих в данном контексте имеют родители, а именно, они в первую очередь формируют социальный заказ школе. Проведённые анкетирование и социальный опрос определили основные направления работы школы и её проблемы:
- создание школы не только знаний,но и развития;
- изучение способностей, наклонностей детей и дальнейшее их развитие;
- индивидуализация обучения, формирование познавательных интересов, навыков самостоятельного поиска знаний.
Родители хотят видеть своих детей «успешными и здоровыми». Эти пожелания легли в основу проекта «Система работы с детьми с признаками одарённости».
Заказчиком проекта являются родители, учащиеся и педагоги.
Участники проекта: учащиеся I и II ступеней, педагоги МБОУ МСОШ № 1, педагоги МОУ ДОД ЦДО, сотрудники поселенческой библиотеки, специалисты ДК, родители (опекуны).
Проект «Система работы с детьми с признаками одарённости» предназначен для реализации в МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №1».
Проект разработан на следующих научно-педагогических и общепедагогических основаниях:
- концепция устойчивого развития российского общества;
- концепция глобализации и фундаментализации образования;
- принципы государственной политики в области образования;
- теория индивидуализации личности;
- психологические основы духовно-нравственного воспитания;
- понятие об индивидуальной культуре личности;
- гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования;
- учение о сущности гуманистической воспитательной системе;
- учение об особенностях воспитательной системы сельской школы;
- идея создания воспитательных центров и осуществления средового подхода к проектированию воспитательной системы сельской школы.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одарённых учащихся);
- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;
- вариативность в предоставляемых образовательных услугах;
- личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию;
- интегративность в отборе содержания образования;
- деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие детей в собственном развитии адекватно их способностям.
Тип проекта:
А) по продолжительности – долгосрочный (6 лет);
Б) по количеству участников – коллективный;
В) по методологии – исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный;
Г) по региональности – школьный;
Д) по характеру координации – с открытой координацией.
Цель проекта: разработать единую систему работы с детьми с признаками одарённости на I и II ступенях обучения .
Задачи проекта:
- Сделать анализ работ учащихся Iи II ступеней обучения в данном направлении.
- Составить базу данных личных достижений, на основе анкетирования учащихся, их родителей (опекунов), школьных портфолио.
- Определить направления деятельности педагогического коллектива и социума, общественности и родителей.
- Провести диагностику достижений учащихся через различные формы : олимпиады, выставки, конкурсы, соревнования, предметные недели, НИК.
- Сделать мониторинг развития учащихся на III ступени.
Методы:
- Изучение основных документов.
- Диагностика творческих способностей учащихся по результатам олимпиад, выставок, конкурсов, соревнований, предметных недель, НИКий.
- Анкетирование учащихся, их родителей (опекунов).
- Психологическая диагностика творческих способностей учащихся психологом школы совместно с классными руководителями.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Он рассчитан на 1 четверть. Цель: привлечение внимания родителей к необходимости организованного досуга одарённого ребёнка.
2 этап – аналитический.
Рассчитан на 2 четверти. Цель: выявить направление одарённости ребёнка.
3 этап – создание условий для оптимального развития одарённых детей.
Этап рассчитан на 1 четверть. Цель: разработать программы кружковой работы по выявленным направлениям.
4 этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся.
Этап рассчитан на 4 года. Цель: развить одарённых детей в соответствии с уровнем и направлением их способностей, инициировать межгрупповое общение и сотрудничество между детьми и создание условий для совершенствования и развития творческих способностей.
Механизм реализации.
1 этап – подготовительный.
Пусковой механизм начать с мотивации учащихся и родителей. Для чего необходимо грамотно спланировать подготовительный этап. Для родителей учащихся I и II ступеней провести общешкольное родительское собрание «Одарённый ребёнок». Его целью будет привлечение внимания родителей к необходимости организованного досуга ребёнка, развитие творческих, спортивных и научно-исследовательских способностей. Приглашение их к сотрудничеству в данном направлении.
2 этап – аналитический.
На данном этапе проводим:
1)Выявление одарённых детей через социологический опрос и анкетирование родителей;
2)психолого-педагогическую диагностику учащихся;
3)диагностику личных достижений по содержанию портфолио.
95% опрошенных родителей выступили с пожеланием организации центра творчества и развития ребенка.
Результаты опроса родителей
Данные диагностики
На основе результатов диагностики составлена электронная база данных на каждого ученика, которая корректируется классным руководителем 1 раз в четверть.
3 этап – создание условий для оптимального развития одарённых детей
Исходя из проведённых исследований одарённости детей, выявили три приоритетных направления работы:
- Разработка программ кружковой работы по трём разделам: научно-исследовательская деятельность, творческая и спортивная деятельности. Каждый вид деятельности реализуется через внеаудиторную занятость учащихся в кружках, спортивных секциях, различного рода творческих занятиях, в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
- Кроме этого весомое значение в реализации проекта имеет аудиторная, т.е. занятость детей и их участие в предметных неделях по русскому языку, математике, окружающему миру; олимпиады и конкурсы по предметам: Международный математический конкурс «Кенгуру», Всероссийский олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех », Международный предметный чемпионат «Старт», Зимние интеллектуальные игры; Конкурсы: «Познание и творчество»;
Конференции: НИК, читательские.
- Инновационная деятельность учителей осуществляется через предметную специализацию учителей начальных классов ( раннее введение иностранных языков, изучение компьютерной грамотности) и выражается в активном участии в конкурсах, выставках, отчётах, фестивалях « Педагогического мастерства», научно-методической и исследовательской деятельности, в работе НОУиУ и др..
4 этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся.
На данном этапе идёт непосредственная работа педагогов с одарёнными детьми по трём приоритетным направлениям. Здесь важно сохранить и поддержать высокую самооценку одарённого ребёнка. Для этого в конце каждого учебного года проводится фестиваль «Одарённые дети», на котором одобряются и поощряются успехи детей, отмечают благодарностью родителей за помощь и сотрудничество. (Приложение).
Ожидаемые результаты:
- Создание единой системы работы с детьми с признаками одарённости в соответствии с уровнем их способностей.
- Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Обеспечение преемственности между предшколой, I и II ступенями обучения с выходом на профилизацию III ступени обучения и дальнейшей адаптации к условиям социальной жизни в обществе.
- Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях республиканского, российского и международного уровня.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными, коммуникативными и социальными компетенциями.
- Обеспечение успешности, востребованности и саморазвития учащихся.
Перспективы развития проекта.
- Данный проект можно применить на любом коллективе школьников.
- Издание сборника программ кружковой работы.
- Издание сборника «Одарённые дети—талантливый учитель—успешный ученик».
- Создание Банка педагогических инноваций. Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с детьми с признаками одарённости.
Недостающие факторы: недостаточность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
Смета расходов
№ | Содержание затрат | Сумма |
1 | Методическая литература | 5000 руб. |
2 | Прохождение курсов | 100 000 руб. |
3 | Приобретение спортивного инвентаря | 15000 руб. |
4 | Приобретение костюмов для драматического кружка | 5000 руб. |
5 | Приобретение кукол и ширмы для кукольного театра «Петрушка» | 5000 руб. |
6 | Приобретение рабочего материала (краски, мольберты, палитры) для ИЗО студии | 25000 руб. |
7 | Приобретение музыкального центра для хореографического кружка | 5000 руб. |
8 | Приобретение гитар для кружка «Юный гитарист» | 5000 руб. |
9 | Приобретение материала для авиамодельного кружка | 5000 руб. |
10 | Приобретение русских народных инструментов для кружка «Забавушка» | 50000 руб. |
11 | Приобретение художественной и энциклопедической литературы для межпоселенческой библиотеки | 50000 руб |
12 | Приобретение учебных дисков для НСУ | 5000 руб. |
Итого: | 275000 руб. |
Реализация сметы расходов решается с привлечением родителей, внимания общественности (администрации школы, поселения, района) и спонсорской помощи.
Литература.
- Современная модель образования, ориентированная на решение инновационного развития экономики. Проект. Об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006 – 2007 годов и контурах современной модели образования. Стр. 17-18
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. Ключевые направления развития общего образования. Стр. 5 – 7.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. Инструменты и механизмы обновления школьного образования. Стр. 15.
- Петренко А. А. «Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа» Изд. Аркти, Москва, 2006
- Программа развития школы. Центр развития – «Школа Гармонии».
- Инновационная образовательная программа для начальной школы. Центр развития и сохранения здоровья детей.
Приложение
Фотографии.
- Город Мастеров.
- Драм театр
- Книжкино царство
- Открытки
- Площадка
- Экскурсия
- Театр
- Науч. Конференция
- Минута славы
- Фестиваль одарённые дети
- Предметные недели
- Математический поезд 4 и 5 классы
Программы.
Программа Фестиваля Одаренные дети + сборник.
Программа Минута славы + фото + образец грамоты
Буклет проекта одарённые дети
База данных
Анкета
Буклет О А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы с детьми по изучению правил дорожного движения через практические занятия в Автогородке " Автогородок МБОУ СОШ № 20
quot;Система работы с детьми в Автогородке" Автогородок МБОУ СОШ № 20...
Презентация "Система работы с детьми с девиантным поведением"
Презентация построена для работы в интерактивной форме....
Система работы с детьми, испытывающими затруднение в обучении
В статье раскрываются возможные причины отставания ребенка в учебе и пути преодоления неуспешности....
Презентация для проработки вопроса " Система работы с детьми "группы риска""
Данный материал представлен к рассмотрению на школьном методическом объединения в помощь педагогам для разработки системы работы с детьми "Группы риска". Как, какими методами, формами в своей работе п...
Выступление "Система работы с детьми слабомотивированными на учебу"
выступление на педагогическом совете...
План работы с детьми, имеющими признаки девиантного поведения
План работы с детьми, имеющими признаки девиантного поведения...
Система работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Методический материал...