Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

Данная статья может быть полезна родителям, учителям  и воспитателям, работающим с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у детей с умственной отсталостью, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Решетникова И.М.

ГБОУ «СКОШИ № 2» ,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

 Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь, и уважительное отношение к родителям, к родным местам, и гордость за свою семью, гордость за родственников, и соблюдение народных традиций.

Внимательные наблюдения за обучающимися, позволяют сделать вывод, что ребёнок с лёгкой умственной отсталостью обладает определённым  количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и будущим. Особенно хорошо заметно это в сюжетных играх.  В них отражаются все яркие события жизни страны. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств нужно начинать с первого класса коррекционной школы.

 Любовь к Родине — это и дерево под окном, и родные напевы, и героическое прошлое нашего народа.

Всё великое, просто. Я не раз, как всякий педагог, корпела над проблемой гражданско-патриотического воспитания.

Однажды мне довелось побывать в краеведческом музее специальной коррекционной школы села Галтай республики Бурятия. Прошёл уже не один год, а меня до сих пор не покидает чувство гордости за коллег педагогов, построивших патриотическое воспитание таким образом, что после экскурсии, проведённой обучающимися с интеллектуальными нарушениями, захватывает дух и гордость за наш народ и педагогов, способных в маленьком селе поднять патриотическую работу на высочайший уровень.

В экспозиции музея есть стена славы, на которой фотографии земляков, участников ВОВ. В этом же ряду фотографии женщин, удостоившихся звания «Мать-героиня», а так как село небольшое, каждый выходец, уезжая из села, возвращаясь, приводит своих детей, внуков, а иногда и правнуков, поклониться предкам, а иногда, если они выросли в других регионах нашей необъятной страны, и познакомиться с ними.

Педагоги  школы создали музей на таком уровне, что хочется приезжать и подпитываться этой энергией не один раз. В этом музее, хотя я, родом и из другого района, почувствовала себя дома и в полной мере насладилась единением с Родиной. Слушая рассказы детей, я гордилась тем, что являюсь уроженкой Бурятии. Каждому посетителю на выходе дарят «Волшебный мешочек» с травами, собранными в районе села Галтай. И я стала обладателем  такого мешочка. И с этого момента, когда у меня, как и у каждого человека, случаются тяжёлые моменты, я вдыхаю запах трав наших степей из «волшебного мешочка». В тоже мгновение приходят силы, запахи родной природы увеличивают их в разы. А мои дети, разъехавшиеся по России, приехав домой и,  вдохнув запах родных степей из мешочка, хотят иметь такой оберег на дальней стороне.

Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков стоит на нашей земле… Наш  народ не может забыть тех, кто погиб в бою, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети должны тоже знать об этих страшных страницах истории. Ребенок с лёгкой умственной отсталостью способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая страшные рассказы о войне, не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств.

Очень значимо для ребенка в День Победы или в другой важный для семьи день пойти всей семьёй к Вечному огню, к памятнику и возложить к нему цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь. Так, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания.

Когда мы уже выезжали из села Галтай, местная жительница показала  памятник, который воздвигли жители села в память односельчанам, погибшим в годы войны. У памятника горит лампада. Каждая семья, по очереди, заправляет эту лампаду маслом, чтобы не угас огонь. И  женщина, вспоминает, как в любую погоду, она, будучи ребёнком, несла масло для лампады, боясь расплескать, какое благоговение и гордость испытывала, когда она, будучи ребёнком, приносила масло для лампады в дождь или в сорокаградусный мороз. А сейчас лампаду заправляют её внуки.  Лампада  горит в любое время года, и жители села поддерживают этот святой огонь.

Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, природу родного края. Но без помощи взрослого детям с интеллектуальной недостаточностью трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день, — это и есть его Родина!

Очень важно знакомить с достопримечательностями родного края. Знакомя ребенка с родным городом, селом, нужно обращать их внимание на памятники, музеи, театры и обязательно посещать их всей семьёй.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. В нашей школе празднуются «Сагаалган», «Масленица».  Многие традиции появились совсем недавно. Например, такие праздники как День народного единства (4 ноября) и День независимости России (12 июня). Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа и всей страны. Также в школе создан музей, в котором наши учащиеся знакомятся с историей нашего края.

К сказанному выше нужно добавить, что при воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, или посещённых памятников истории,  а последующая беседа.  Любить Родину— это знать ее.

А я вдыхаю запах «Волшебного мешочка» с травами степей Бурятии, подаренного учащимися Галтайской «СКОШИ» и ощущаю счастье единения с Родиной.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — с семьи, с родного дома, улицы, где он живет, школы, в которой он учится.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Вместе с ребенком принимайте участие по благоустройству и озеленению своего двора.

Знакомьте с традициями своего народа.

Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Список литературы:

  1. Григорьева С. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 874-878. [Электронный ресурс] — URL: https://moluch.ru/archive/132/37083/ (дата обращения: 05.04.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие развивающие методики  совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш  посвятил исследованиям, препода...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...

Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.

При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....