Программа внеурочной деятельности тетра кукол «Карабас - барабас»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка
Принята на педагогическом совете «__»________2013 г. Протокол №___от_______г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор гимназии №1 ______Цопа В.М. Приказ №_______ От____________2013 |
Программа внеурочной деятельности тетра кукол
«Карабас - барабас»
(кружок «Кукольный театр»)
Срок реализации программы: 1год
Возраст учащихся: 7-10 лет
Автор: Кузнецова Ю.В.
Воспитатель группы продлённого дня
Липецк – 2014
Пояснительная записка
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.
Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям. Театральная деятельность учащихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- Знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, декорации, история кукольного театра);
- Систематическое и целенаправленное развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, фантазии и речи детей;
- Формирование у детей художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
- Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- Развитие коммуникативной культуры детей.
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Занятия проводятся в группе 1 раза в неделю, продолжительность занятия 1 час, программа рассчитана на 34 часов в год. Количество детей в группе 12 человек
Принципы реализации Программы
- принцип детоцентризма выражается в приоритете интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
- принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
- принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения, интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;
- принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов; 4
- принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;
- принцип системности выражается в преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;
- принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;
- принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;
- принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в объединениях «Педагог + воспитанник», «Педагог + группа воспитанников», «Старший воспитанник + младший воспитанник».
Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения в кукольном театре воспитанники должны иметь первоначальные сведения:
- об истории кукольного театра;
- о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
- о способах кукловождения перчаточных кукол;
- о сценической речи;
- о сценическом движении;
- о декорациях к спектаклю;
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.
К концу обучения в кукольном театре у детей должно быть сформировано умение:
- работы с перчаточными куклами при показе спектакля;
- импровизации;
- умение работать в группе, в коллективе;
- умение изготавливать простейшие перчаточные куклы;
- умение выступать перед публикой, зрителями.
Способы определения результативности
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
- Мотивацию к образовательной деятельности;
- Отношения в коллективе;
- Уровень творческой активности;
- Организаторские способности обучающихся;
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
Формы подведения итогов реализации Программы.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Выступления перед зрителями
- Участие в городских конкурсы
Учебно-тематический план
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел I. «Занавес открывается» | ||||
1 | Вводное занятие. История кукольного театра. Инструктаж по технике безопасности при работе с куклами. | 1 | 1 | |
Раздел II. «Мои друзья - куклы» | ||||
2 | Происхождение куклы. Виды кукол. Что может быть куклой? | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Кукольная сцена: ширма и декорации | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Куклы оживают. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел III. «Речь, речь, речь» (работа над постановкой голоса). | ||||
5 | Слова и эмоции. Игра в слова. Образ эмоции. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки. Упражнения для отработки навыков разговора куклы. | 3 | 1 | 2 |
7 | Работа над постановкой голоса. Артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки. Упражнения на произношение гласных и согласных. Дыхательная гимнастика. | 4 | 1 | 3 |
Раздел IV. «Куклы выходят на сцену» (работа над пьесой). | ||||
8 | Выбор пьесы. Обсуждение пьесы. Характеры героев пьесы. | 1 | 1 | |
9 | Работа над ролями. Анализ ролей. Похожие ситуации в жизни. Работа с текстом. | 2 | 1 | 1 |
10 | Изготовление кукол. Эскизы кукол. Изготовление головы из папье-маше. Изготовление каркаса туловища. Соединение головы с туловищем. Изготовление парика. Соединение деталей куклы. Раскраска головы. | 8 | 1 | 7 |
11 | Репетиции на сцене. Походка, жест, поворот головы, корпуса. Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорации. Работа с декорациями. Общение через куклу. Музыка и движение куклы. Речь актёра и движения куклы, жесты. | 8 | 1 | 7 |
12 | Показ спектакля | 3 | 3 | |
ВСЕГО | 34 | 9 | 25 |
Содержание программы
Раздел I. «Занавес открывается» . (Введение)
Тема 1. Вводное занятие. История кукольного театра. Инструктаж по технике безопасности при работе с куклами.
Раздел II. «Мои друзья - куклы»
Тема 1. Теория: Происхождение куклы. Виды кукол. Что может быть куклой? Практика: разучивание ролевых игр, упражнения «Волна», этюды: «Море», «Лес».
Тема 2. Теория: Кукольная сцена: ширма и декорации. Практика: Знакомство с приемами кукловождения. Пальчиковые игры. Разминки для плечевого пояса.
Тема 3. Теория: Куклы оживают. Правила оформления ширмы. Декорации . Практика: Освоение правил работы на ширме и ее устройство. Отработка навыков кукловождения. Работа с куклами различной конструкции. Этюды на перевоплощение в другого человека, животное.
Раздел III. «Речь, речь, речь» (работа над постановкой голоса)
Тема 1. Теория: Слова и эмоции. Образ эмоции. Практика: игра в слова «Диагонали», «Крокодил».
Тема 2. Теория: Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки. Практика: упражнения для отработки навыков разговора куклы
Тема 3. Теория: Работа над постановкой голоса. Практика: артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки.
Упражнения на произношение гласных и согласных. Дыхательная гимнастика.
Раздел IV. «Куклы выходят на сцену» (работа над пьесой).
Тема 1. Теория: выбор пьесы. Обсуждение пьесы. Характеры героев пьесы.
Тема 2. Теория: работа над ролями. Анализ ролей. Похожие ситуации в жизни. Работа с текстом. Практика: Интонационные знаки (препинания). Выразительное чтение текста. Читка по ролям.
Тема 3. Теория: изготовление кукол. Практика: Эскизы кукол. Изготовление головы из папье-маше. Изготовление каркаса туловища. Соединение головы с туловищем. Изготовление парика. Соединение деталей куклы. Раскраска головы.
Тема 4. Теория: репетиции на сцене. Работа с декорациями. Практика: походка, жест, поворот головы, корпуса. Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорации. Речь актёра и движения куклы, жесты.
Тема 5. Показ спектакля.
Условия реализации Программы
- наличие помещения для репетиций и выступлений;
- ТСО (магнитофон, видеомагнитофон);
- Аудио
- видеокассеты;
- театральные костюмы;
- грим;
- материалы для изготовления костюмов, декораций.
- ширма
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Программа внеурочной деятельности театр кукол ориентирована на достижение воспитательных результатов 3 уровня.
Содержание | Способ достижения | формы деятельности | Способы оценки |
Первый уровень результатов | |||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа, лекция, участие в работе объединения | Наблюдение, анкетирование |
Второй уровень результатов | |||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематические вечера, диспуты, акции | Ролевые и организационно-деятельностные игры |
Третий уровень результатов | |||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Реализация социальных проектов
|
13
Список рекомендуемой литературы
1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.
2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.
3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство , 1973.
5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 1973.
6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
программа и тематическое планирование для началбьной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в...
ПРОГРАММА ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР КУКОЛ МИР ДЕТСТВА
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ...