Внеклассное занятие "Маша и медведь"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Хандажапова Сэсэг Баторовна

Сценарий внеклассного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_masha_i_medved.docx527.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

Путешествие в сказку "Маша и медведь"

Подготовила: 

Хандажапова Сэсэг Баторовна, учитель ГКОУ Школы № 2124 г.Москвы.

Занятие рассчитано на детей 1-4 кл. с ОВЗ (сложная структура дефекта).

"Сказка - это зернышко,

из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком

жизненных явлений".

В. А. Сухомлинский.


Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Также, сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Именно поэтому занятия по сказкам, так важны и интересны детям дошкольного и младшего школьного возраста.


Цель: познакомить детей с русской народной сказкой "Маша и медведь".

Задачи:
- продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку;
- вспомнить известные народные сказки.

- учить отвечать на вопросы учителя полным предложением;
- развивать умение сопереживать героям сказки, эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание;

- побуждать детей самостоятельно повторять отдельные слова и фразы;
- учить правильно выполнять игровые задания;
- активизировать словарь за счет новых слов (дремучий, пирожки, корзинка, короб, бор);
- развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание;
- развитие памяти;
- развитие воображение;

- учить лепить угощение из пластилина, используя полученные умения, аккуратно пользоваться пластилином.

Материалы:
- фигурки, мягкие игрушки персонажей сказки - картинки;
- магнитная доска;
- картинка к игре «Дремучий лес»;
- шапочка-маски медведя, собаки;
- мнемокарта (картинки-подсказки) по сказке;
- корзинка с пирожками.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.
Учитель:  (Дети стоят полукругом)

Я сказочница,

В гости к вам пришла

И сказку новую

С собою принесла.

Пришла я вместе с мишкой. Он пришел к вам в гости, что бы послушать сказку. Посмотрите и скажите:

- Какой, мишка цветом? (коричневый)

- Какого цвета бант на шее? (красный)

- Потрогайте мишку.

- Какой он? (Пушистый, мягкий, красивый)

- Скажите, а какие вы сказки знаете в которых встречается медведь? («Колобок», «Теремок», «Три медведя») –вывешиваются эти сказки.

- Хотите ли вы послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в лесу?(Да).

- Тогда мы с вами отправимся в гости к девочке Машеньке. Давайте все вместе скажем: «Друг за другом мы встаем, в гости к Машеньке пойдём».
(Дети тихонько, на носочках, чтобы не напугать Машу, идут садятся на стульчики).
- Я думаю, что и мишка с удовольствием послушает эту сказку.

Предлагаю мишке «сесть» на стул.

2. Знакомство со сказкой.
Учитель: 

Сегодня я вам расскажу сказку «Маша и медведь». (Во время рассказа или чтения сказки, педагог выставляет картинки — прикрепляет на магнитной доске, поясняет детям слово «короб» и показ картинки).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_7901e4b3be810825d4384fa768471b47.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_5c174f28d56c4c909b5a5e1a51e3622a.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_d9bda649cc6859d5a1a44d634a616f79.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_7f858f5882e12c4196e08dd5854c1293.jpg.jpg


ТЕКСТ СКАЗКИ: 
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!
Машенька говорит:
— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.
Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!
Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее.
Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.


3. Разбираем сюжет сказки.
Учитель задает детям вопросы:
*Как звали девочку?
*Куда пошла Машенька?
*С кем пошла Машенька?
*Зачем пошла Машенька?
*Как Маша потерялась в лесу?

*Как она кричала?
*Что Маша увидела в лесу?
*Кто жил в домике?
*Почему медведь не отпустил Машеньку?
*Как Маша убежала от медведя?
*Зачем Маша попросилась на денек в деревню?
*Куда Маша положила пирожки?
*Как Маша обманула медведя?
*Почему Маша не разрешала медведю есть пирожок?
*Что Маша говорила медведю, когда он садился на пенек?
*Что случилось с медведем в деревне?
*Машенька вернулась к дедушке с бабушкой?

Физкультминутка.

У медведя дом большой (Руки поднять вверх, подъем на носки)

А у зайца - маленький (Приседание на корточки, руки вытянуть перед собой)

Наш медведь пошел домой, (Переступать с ноги на ногу)

А за ним и заинька (Прыжки на месте)

Мы зверяток провожаем (Прощальные взмахи рукой)

И занятье продолжаем (Дети садятся на места)

4. Игра «Войди в роль».

Учитель: Давайте поиграем в эту сказку. А прежде вспомните, что говорил медведь, когда нес короб?

Дети: Сяду на пенек…. Съем пирожок….

Учитель: А что же ответила Маша?

Дети: Вижу, вижу….

Не садись на пенек

Не еж пирожок

Неси бабушке, неси дедушке….

Учитель-Сказочница выбирает ребенка на роль Маши, другого на роль медведя, помогает им войти в образ (надеть шапочку и платочек, медведю вешает короб). Остальные дети – зрители. С помощью сказочницы дети разыгрывают эпизод «Мишка несет короб бабушке и дедушке». Сказочница помогает придать движениям детей образную выразительность (мишка устал, ему тяжело нести короб, Машенька говорит хитро, лукаво, весело). И так можно поиграть с 1-2 парами детей.


5. Игра на внимание «Дремучий лес».
Учитель: лес, в который пошла Маша с подружками, был дремучим. Как вы думаете, что означает слово «дремучий»? (Показать детям картинку «Попробуй найди», предложить её рассмотреть поискать там Машу).
Вариант 1. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_0ea7666d496878f82bad3b048c9f6bd7.jpg.jpg


Вариант 2. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_6176109d0af483d5bbcbf045395b176e.jpg.jpg


6. Подвижная игра «У медведя во бору».
Учитель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «У медведя во бору», для этого нужно выбрать водящего и одеть на него шапочку медведя. Остальные дети берутся за руки и встают в круг. В середине круга на стульчике сидит медведь, который притворяется спящим. Остальные ребята делают вид, что собирают грибы и ягоды, приговаривая:

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за ним и кинулся!


Медведь просыпается и ловит разбегающихся детей. 

7. Рассказ сказки по мнемокарте.
На магнитную доску вывешивается мнемокарта.
Учитель: ребята, рассмотрите картинки, и назовите изображенные на ней символы. Давайте по ним попробуем пересказть сказку. (Учитель помогает).
Вариант 1. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_f8e0f06b118de079b390da90cdeb59dd.jpg.jpg


Вариант 2. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_26553051af8d91d001c5688677610445.jpg.jpg


8. Пальчиковая игра «Пирожки».
Учитель: Ребята, в нашей сказке Машенька пекла пирожки. А ведь мы с вами тоже умеем их «печь» (пальчиковая игра «ПИРОЖКИ», дети вслед за учителем выполняют соответствующие движения)

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два прянечка

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка!

Я ребяток позову,

Пирожками угощу: «Кушайте! »

9. Итог занятия.
Учитель: сегодня мы с вами хорошо потрудились, давайте посмотрим, что приготовила нам Машенька, (учитель приносит корзинку, накрытую платочком, дети пытаются отгадать, что в ней. Подсказка-загадка: 

В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Там часто мясо или капуста.
 

Правильно, пирожки!

Учитель угощает детей пирожками.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_cd64ef9c5513baae950bee68771944c8.jpg.jpg

10. Рефлексия.
Учитель: Ребята, понравилась вам путешествие в сказку?

Мишке тоже понравилась сказка и как ребята играли в сказку и в разные игры. Мишка останется с вами в группе поиграть.

- А теперь до свидания! До новых встреч! (учитель в образе сказочницы прощается с детьми и снимает платочек).

Литература:

1. От рождения до щколы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

2. Аверин И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2007 - 136 с.

3. Полная хрестоматия для дошкольников. / Составитель С. Томилова. – М. : АСТ, Астрель, 2007 г. – 704 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический урок "Медведи"

План -конспект тематического  урока по русскому языку...

тест по сказке Джанни Родари "Приезжает дядюшка Белый Медведь"

Тест по сказке Джанни Родари "Приезжает дядюшка Белый Медведь" для учащихся 2 класса по УМК"Перспективная начальная школа" можно провести с целью проверки осознанности прочитанного....

Игровой конкурс по правилам дорожного движения для начальной школы «Маша и Медведь в большом городе».

Игровой конкурс можно проводить по параллелям или для всей начальной школы . Заранее формируются две сборные команды. Каждый класс готовит творчкское выступление....

Занятие по сказке "Бурый медведь и белый медведь".

На занятии ребята совершили путешествие на север нашей страны, в места проживания белого медведя и в зону лесов в гости к бурому медведю, для знакомства с условиями их проживания. Затем ребята прослуш...

Урок внеклассного чтения "Как медведь и бурундук дружить перестали"

Урок внеклассного чтения с использованием хрестоматии по дальневосточной литературе "Лукошко" М.Н.Ходаковской для детей 2 класса 8 вида...

Урок литературного чтения. Ненецкая сказка "Белый медведь, бурый медведь"

Урок построен на работе исследовательских групп....