Викторина "Час сказки"
методическая разработка (4 класс) на тему
Конкурсы и викторины для учащихся 3-4 классов проводимые в рамках мероприятий посвященных Неделе Детской книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_skazki.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя детской книги 2014
3-4 классы
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Учитель: Без чудес и тайн нет сказок. В них найдется все: и мудрость, и веселая шутка, и выдумка. Нет только непоправимых бед и несчастий, все сказки кончаются хорошо. Вспомните, тем, кто рассказывает о чем – то, во что трудно поверить, говорят: «Не рассказывай сказки!», «Все это – сказки!» И действительно: в сказке лиса учит волка хвостом ловить рыбу в проруби, Иван – царевич женится на лягушке, из тучи вместо дождя блины падают. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это – занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Поэтому в каждой сказке есть своя тайна.
Если в сказку очень верить,
то она к тебе придет.
Волшебство откроет двери,
за собою позовет.
В мир чудесный и прекрасный,
где всем правит доброта.
И тогда поймешь, как важно,
что на сердце есть мечта.
Конкурс чтецов:
Книжек первые страницы нас встречают с первых лет. И несут нас, словно птицы, облетая целый свет. | Мы дружны с печатным словом. Если б не было его, ни о старом, ни о новом мы не знали б ничего! | За страницею страница – с нею можно в путь пуститься по морям и в глубь веков, среди джунглей и снегов. |
С ней всегда легла дорога, с ней узнаешь очень много, у меня в руках, взгляни – ка, это красочная… (книга) | Книга – лучший друг ты мой, мне так радостно с тобой! Я люблю тебя читать, думать, мыслить и мечтать!
| Я с детства с книгами дружу, по строчкам пальчиком вожу, и целый мир за это мне выдает секреты.
|
Учитель: Книга – самый дорогой для нас друг.
Конкурс «Знаешь ли ты сказки»
− Спаситель Мухи – цокотухи. (комар)
− Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (невод)
− Средство передвижения Бабы – яги (ступа)
− Где хранилась смерть Кощея? (на конце иглы)
− Сказочный мореход? (Синдбад)
− Лучший друг Карлсона? (Малыш)
− Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
− Волшебник, который всегда лезет в бутылку? (Джинн)
− Музыкальный инструмент папы Карло? (Шарманка)
− Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
− Мальчик, воспитанный волчьей стаей? (Маугли)
Конкурс «Собери пословицу»
− «Кто грамоте горазд…(тому, не пропасть)
− Книга в счастье украшает, в несчастье – утешает.
− Мир освещается солнцем, а человек – знанием
− Книга – лучший друг человека.
− Недочитанная книга, что не пройденный путь.
− Кто много читает – тот много знает.
− Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
− Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
− Не знать не страшно, страшно – не узнать.
− Учись доброму – худое на ум не пойдет.
− Чтобы строить новый день страны, большие знания нужны.
− Золото добывают из земли, знания - из книг.
− Книги – мост в мир знаний.
«Сладкая викторина»
− Какой сладкий подарок получила Муха – цокотуха? (мед от бабушки пчелы).
− Как называется сказка, в которой торт вместил продавца шаров? (Ю.Олеша. Три толстяка).
− Как называется сказка, герой которой просит прислать 5 или 6 пудов шоколада? (К.Чуковский. «Телефон»).
− Кто из героев и какого произведения в гостях съел столько сладостей, что застрял в дверях? (Милн. Винни – пух).
− Она очень любит гостей. Но почему – то всегда норовит посадить их в печь. (Баба Яга)
− Кот, который точно знал, какой бутерброд правильный, а какой нет. (Матроскин. Э.Успенский).
− Аппетитный плод, с помощью которого усыпили царевну в сказке Пушкина (яблоко. «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»).
− Он любит прилетать на день варенья, то есть на день рожденья. Карлсон. Линдгрен).
− Самый загадочный персонаж русской народной сказки. Батон – не батон, пирог – не пирог, что – то вроде сдобной булки без изюма, но почему – то все хотели его съесть. (Колобок).
− Из какой сказки кролик, просивший не кидать его в терновый куст? (Чандлер. Сказки дядюшки Римуса).
− В какой сказке братьев Гримм еж обманул зайца? («Заяц и еж»).
− Какой кот постоянно носил черные очки? (Кот Базилио).
Викторина «Кто кому пара»
Учитель называет даму, а ребята – ее кавалера (или наоборот).
− Муха (КОМАР)
− Несмеяна (ЕМЕЛЯ)
− Царевна – лягушка (ИВАН – ЦАРЕВИЧ)
− Герда (КАЙ)
− Цапля (ЖУРАВЛЬ)
− Мальвина (ПЬЕРО)
− Дюймовочка (ЭЛЬФ)
− Золушка (ПРИНЦ)
− Лиса Алиса (КОТ БАЗИЛИО)
− Курочка (ПЕТУШОК)
Конкурс «Волшебные предметы»
Назвать волшебные предметы, с помощью которых герои сказок могут творить чудеса(борода, огниво, золотой ключик, зонтик, волшебная палочка, цветик – семицветик, волшебная лампа, живительный порошок и т.д.).
Конкурс «Сказочные путешествия»
Учитель: Давайте вспомним, на чем путешествуют сказочные герои.
− Нильс – на диких гусях
− Аладдин – на ковре – самолете
− Иван – царевич – на сером волке
− Дюймовочка – на ласточке
− Золушка – на тыкве
− Незнайка – на воздушном шаре
− Баба – яга – на ступе
Конкурс «Сказочная путаница»
Учитель: Кто, кому и в какой сказке на самом деле говорит эти слова:
− И молвит колобок: «Что тебе надобно, старче?» (Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке).
− Идет по лесу Красная Шапочка и напевает: «Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!» (С.Михалков. Три поросенка).
− Стучится серый волк в избушку к семерым козлятам и спрашивает: «Кто в теремке живет?» (РНС «Теремок»)
− Царевна – лягушка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша и медведь)
Игра «Кому принадлежат эти вещи»
− Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь. (Муку из сказки Гауфа «Маленький Мук»)
− Маленькая хрустальная туфелька.
− Золотые орешки, ядра которых чистый изумруд…
− Азбука, с которой нужно ходить в школу…
− Зеркало, которое рассказывало о самой красивой женщине на свете
− Самовар, купленный за одну денежку.
− Воздушный шарик красного цвета, который был подарен на день рождения.
− Топор, которым можно и отобедать.
− Старое корыто.
− Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику).
− Горошина (принцесса).
− Скорлупа грецкого ореха
Игра «Сказочный маскарад»
Учитель: Представьте, что все сказочные герои собрались на карнавал, надев костюмы и маски. Теперь их личность можно установить, только внимательно прислушиваясь к тем, словам, которые они произносят. Кто же говорит такие слова:
− Спокойствие, только спокойствие (КАРЛСОН).
− А теперь, душа – девица, на тебе хочу жениться (КОМАРИК).
− Кто сидел на моем стуле и сломал его? (МИШУТКА).
− Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок (МОЙДОДЫР).
− Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи (ЦАРИЦА).
− Неправильно ты, Дядя Федор бутерброд ешь. Надо его колбасой на язык, так вкуснее. (МАТРОСКИН).
− Ох, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (ФЕДОРА).
− Как выскочу! Как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам! (ЛИСА).
Игра «Восстановить вторые половинки»
− Барон…(Мюнхаузен)
− Доктор… (Айболит)
− Добрыня… (Никитич).
− Моховая… (Борода).
− Илья… (Муромец).
− Кристофер…(Робин).
− Карлик… (Нос)
− Оле… (Лукойе).
− Али… (Баба).
− Кощей… (Бессмертный)
− Питер… (Пэн).
− Винни…(Пух)
− Почтальон… (Печкин)
− Папа…(Карло)
− Мумий… (Троль).
− Князь… (Гвидон).
− Соловей… (Разбойник).
− Синдбад… (Мореход).
− Синьор… (Помидор)
По первому слову вы должны сказать название мультфильма.
− Молодильные… (яблоки)
− Золотая … (антилопа)
− Паровозик… (из Ромашкова)
− Домовенок… (кузя)
− Ну,… (погоди)
− Питер… (Пэн)
− Красавица… (и чудовище)
− Ледниковый… (период)
− Волшебное… (кольцо)
− Бобик… (в гостях у Барбоса)
− Аленький… (Цветочек).
− Лягушка… (путешественница)
− Приключения… (капитана Врунгеля)
− В некотором… (царстве)
Конкурс «Путаница»
Он любил до объеденья мед, конфеты и варенье. Жил на крыше он, бедняжка! Его звали Чебурашка. (КАРЛСОН). | Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин дом! И от сажи весь в полоску тушит пламя кот Матроскин (ВАСИЛИЙ).
| «Нам не страшен серый волк, и в домах мы знаем толк!»- пели так наверняка, три веселых толстяка. (ТРИ ПОРОСЕНКА). | Он играет понемножку для прохожих на гармошке, не возьму, ребята, в толк это заяц или волк? (КРОКОДИЛ ГЕНА)
|
Конкурс «Угадай, кто это?»
Девочка хорошая по лесу идет, и в корзинке булочки бабушке несет. За кустами светится пара злющих глаз, кто – то страшный встретится девочке сейчас. (Красная шапочка)
| Дуремар и Карабас им околпачены не раз. Ведь он известный в мире плут! Скажите, как его зовут? (Буратино). | Он играет на гармошке у прохожих на виду. У него есть друг хороший, их обоих назову. (Крокодил Гена и Чебурашка).
| С рыбой дружит этот парень, его сани едут сами, ведра ходят за водой, вспомните, кто он такой? (Емеля).
|
Я из страшной, страшной сказки, как начну свои я пляски, праздник я испорчу детям, разобижу всех на свете (Баба Яга).
| Узли, пузли, трыкли, врозь. Успокой и заморозь. Тьма пускай погубит свет, нет тепла, и дружбы нет! Так подумаю сейчас – все замерзнет сей же час! (Снежная королева). | Тихий и прекрасный голос, рыбий хвост и длинный волос. В море бурном рождена. Подскажите, кто она? (Русалочка).
| Холодна, как лед она и надменная всегда. Только взглянет – жди беды. Нет сердечной теплоты. (Снежная королева).
|
Охраняет наш покой храбрый, вечный часовой. И в танцовщицу влюблен. Угадайте, кто же он? (Оловянный солдатик).
| Синеглазая малышка симпатична и мила. Помня добрую заботу, ласточка ее спасла. (Дюймовочка).
| Пускай нелепый он на вид и терпит множество обид. Мечта в реальность воплотится – он станет гордой белой птицей. (Гадкий утенок).
| Ночью темной, вот так раз, не сомкнет принцесса глаз. Подавляет тяжкий вздох – спать мешает ей горох. (Принцесса на горошине). |
Хоть профессия проста – свинкам чешет он бока, но горшочек смастерил и принцессу покорил. (Свинопас). |
|
|
|
Угадай по адресу кто это
Учитель: Я буду зачитывать адрес, а вы говорите, какой литературный персонаж по нему проживает и из какой сказки.
1. Швеция. Стокгольм. Крыша обычного дома. (Карлсон «Малыш и Карлсон»).
2. Италия. Маленький городок на берегу Средиземного моря. Каморка под лестницей. (Пиноккио «Приключения Пиноккио»).
3. Город Цветочный. Улица Колокольчиков. (Незнайка)
4. Остров. Город с дворцом, рядом ель, а под ней хрустальный дом. Белка, грызущая золотые орешки. (Князь Гвидон «Сказка о царе Салтане»).
5. Джунгли. Стая волков. (Маугли).
6. Берег синего моря. Ветхая землянка. Старая жена (Старик).
7. Морское дно. Дворец морского царя. Сад (Русалочка).
8. Необитаемый остров. Хижина. Столб с календарем. (Робинзон Крузо).
9. Гора. Волшебная дверь, заклинание. (40 разбойников).
Учитель: Сказки помни и люби. Они полны духовного здоровья! И это здорово, что в жизни рядом с нами есть умные сказки. Я не сомневаюсь, что чтение их доставит вам, дорогие ребята, много счастливых минут. Как на крыльях, они унесут вас в воображаемый мир, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется и глубокий смысл, мудрость сказки.
«Не бойтесь сказки – бойтесь лжи!
А сказка… Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи-
На свете больше правды станет…»
(В. Берестов «Колыбельная»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...