Уроки милосердия в начальной школе
материал (2 класс) по теме
Воспитание доброго начала в человеке начинается с детства. Уроки милосердия в начальной школе помогают учителю в воспитании доброго и отзывчивого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki-miloserdija.docx | 24.55 КБ |
Презентация к выступлению по урокам милосердия. | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ МИЛОСЕРДИЯ
(Слайд 2)
«Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как
люди».
Бернард Шоу
Однажды учёные проводили опрос среди различных людей: «Скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?» Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным…»
Тогда этим людям задали другой вопрос: «А какими вы бы хотели видеть других?» И почти все ответили: «Добрыми, милосердными…»
Почему же люди забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. В жестоком мире реальности задача классного руководителя в содружестве с родителями учить детей быть добрыми, милосердными.
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм (милосердие в том числе) без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. «Уроки милосердия» (Слайд 3) направлены на формирование нравственных ценностных ориентаций детей в условиях классного и домашнего коллективов, на развитие социального интереса и активное участие в жизни класса, школы, города.
Курс «Уроки милосердия», введенный в 1-3-х классах, содержит три раздела: «Милосердие в семье» (Слайд 4-5), «Милосердие к ближним» (Слайд 6-7), «Милосердие к природе» (Слайд 8-9); включает в себя литературное, художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство и гармонично дополняет содержание ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Планируемые результаты освоения «Уроков милосердия» учащимися представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.
Личностные (Слайд 10)
У учащихся будут сформированы:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Коммуникативные (Слайд 11)
Учащиеся научатся:
• осознавать ценность семьи, человеческой жизни;
• основным нормам религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой;
• осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию;
• анализировать и оценивать поведение и поступки людей;
• соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
• осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков милосердия» можно назвать курсом добровЕдения (Слайд 12). Термин «добровЕдение» образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать, осваивать, усваивать добро. От словосочетания «делать добро» происходит прекрасное славянское слово «добродетель». Слово это не современное, но очень своевременное.
Окружающая жизнь ежедневно показывает нам, как легко и быстро школьники следуют дурным примерам. А вот излечиться от недобрых привычек и навыков очень нелегко. К. Д. Ушинский (Слайд 13) в работе «Нравственное влияние как основная задача воспитания» писал: «Нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, безнравственное, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения». Зло борется с добром, и у зла много разнообразных способов достижения своей цели.
А у добра только один путь-добро! Добро не может действовать так же, как действует зло. Иначе оно перестанет быть добром. Вот почему перед нами стоит первостепенная задача: научить детей воспринимать, усваивать прекрасное, доброе, разумное и бороться с дурными словами и поступками.
Сразу и в полном объёме решить эту задачу невозможно. С чего же начинать? Начинать следует с воспитания у школьников добросовестности, благожелательности и, прежде всего, благодарности. С привития чувства благодарности начинается духовно-нравственное развитие и воспитание человека, а вершиной добродетелей является милосердие, поэтому, воспитывая добронравных детей, необходимо заботиться о привитии ребёнку добродетели милосердия.
Предмет «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.
Как правильно указывал А. Н. Толстой (Слайд 14), положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей: «поведение героя... должно побуждать одобрение, восхищение, подражание». Сопоставление положительных и отрицательных образов усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
(Слайд 15 - Просмотр видеофрагмента урока, оценивается поведение героев из жизни школьников)
В учебном пособии представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей. (Слайд 16)
Рассказы и стихи отечественных поэтов и писателей помогают научить детей быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, милосердию, состраданию в соответствии с христианскими заповедями.
Пословицы выражают многовековую мудрость народа. Наши предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В пособии приводятся пословицы на темы: мудрость, любовь к ближнему, усердие, самообладание, семейные устои, милосердие, выбор друзей, честность.
Важным опорным материалом духовно-нравственного воспитания являются притчи. Притча – это не просто поучительный рассказ, в ней мудрость веков. Ценность притчи в том, что она подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, дает возможность указать собеседнику на его недостатки, не используя агрессивность, в притче осуждается не человек, а порок. В программу «Уроков милосердия» введено несколько притч. Их главная мысль - дела милосердия оцениваются по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их.
В связи с чем очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Многим родителям просто неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Родителям необходимо помочь осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. (Слайд 17)
«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении». (В.В. Сухомлинский)
В чем смысл жизни?
Мы каждый день рано встаем, одеваемся, спешим на работу, учебу. Выполняем свои обязанности, достигаем результатов, отдыхаем, развлекаемся. Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем... И так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно не успеваем. И совсем не остается времени, чтобы остановиться и задать себе вопрос: «А зачем все это? Ради чего вся эта спешка и суета? А в чем истинный смысл жизни?»
Быть может, стоит чуть замедлить ритм своей жизни, оглянуться вокруг… Сделать приятное самым близким Вам людям, сказать им, как сильно Вы их любите… Быть может, кто-то рядом с Вами нуждается в помощи, добром слове или совете… (Слайд 18)
«Чтобы поверить в Добро, надо начать делать его». (Л.Н. Толстой)
(Слайд 19 – Стихотворение о ДОБРЕ – прослушивание)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Бернард Шоу
Курс «Уроки милосердия» Курс, введённый в 1-3-х классах, содержит 3 раздела: 1. Милосердие в семье.
Курс «Уроки милосердия» Курс, введённый в 1-3-х классах, содержит 3 раздела: 1. Милосердие в семье. 2. Милосердие к ближним.
Курс «Уроки милосердия» Курс, введённый в 1-3-х классах, содержит 3 раздела: 1. Милосердие в семье. 2. Милосердие к ближним. 3. Милосердие к природе.
Планируемые результаты освоения Личностные чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые результаты освоения Коммуникативные осознавать ценность семьи, человеческой жизни; основным нормам религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой; осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию; анализировать и оценивать поведение и поступки людей; соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности; осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Поговорим о доброте Милосердие - (милость сердца) готовность помочь кому-нибудь, сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся, больных и престарелых людей. Человеколюбие - любовь к людям, забота и помощь нуждающимся. Сострадание и сочувствие – способность чувствовать чужую боль, жалеть другого, понимать его страдание и беду. Благотворительность – (творить благо, добро) добрая, безвозмездная помощь.
К. Д. Ушинский «Нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, безнравственное, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения»
А. Н. Толстой «Поведение героя... должно побуждать одобрение, восхищение, подражание». Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
«Уроки милосердия» В учебном пособии представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.
Духовно-нравственное воспитание и семья «Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении». (В.В. Сухомлинский)
Смысл жизни «Чтобы поверить в Добро, надо начать делать его». (Л.Н. Толстой)
Сердечко на память
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...
Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.
Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...
Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»
В докладе представлен опыт по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....
Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...