Классный час "Мои права"
классный час (3, 4 класс) на тему

Метлицкая Антонина Александровна

Цели:

Обучающие:

- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.

Развивающие:

- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

  Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_konstitutsiya_prava.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа

 "Мои права"

Классный руководитель: Метлицкая Антонина Александровна

                                                                                                   09.12.

Цели:

Обучающие:

- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.

Развивающие:

- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

  Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании и др.), статьи из периодических изданий, раздаточный материал, табло достижений групп, магнитные доски, мультимедийная презентация

Основные понятия: декларация, права человека, конвенция

Ход урока.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать !

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Слайд №1

Тема классного часа                                                              Слайд №2

Учитель раскрывает понятия темы и знакомит учащихся с основными документами, отражающими права детей. Учащиеся записывают в тетради следующие определения: декларация, конвенция. Слайд№3-4

В настоящее время в Р.Ф. действует несколько законов и иных нормативно- правовых актов, так или иначе касающихся прав ребенка.

  • 1924 г. Женевская декларация прав ребенка
  • 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.
  • 1959 г. – Декларация прав ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
  • 1990 г. – Конвенция о правах ребёнка.

Слайд №5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.  ООН учреждена 26 июня 1945 на Конференции Объединенных Наций в Сан - Франциско (США).                                                                                                                            Слайд №6

  • Конвенция ООН о правах ребенка, подписана Россией в 1990 г., называет ребенком лицо до 18 лет и включает 3 группы прав:

- право на выживание;
- право на развитие;
- право на защиту.                                                                                                          Слайд №9

  • Конституция Р.Ф.  (право на образование- ст. 43)  защита со стороны государства.
  • Семейный кодекс Р.Ф. определяет правовое положение ребенка в семье.
  • Закон об образовании гарантирует право учащихся на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, работу по индивидуальным планам, посещение библиотек, свободу информации т.п.

В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.

Слайд №7-8

В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Положение Конвенции вошли в Семейный кодекс РФ и Закон об образовании.

Для справки***

Сокращенный перечень прав ребёнка
 (приводится по Конвенции о правах ребёнка)

  • Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.
  • Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие.
  • Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
  • Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
  • Статья 14. Право исповедовать любую религию.
  • Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
  • Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
  • Статья 17. Право на доступ к информации.
  • Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
  • Статья 28. Право на образование.
  • Статья 31. Право на отдых и досуг.
  • Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
  • Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
  • Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Слайд №12

Нарушаются ли ваши права?                                                          Слайд№15

  • 21 век - Век ребёнка
  • 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
  • 1 июня  - Международный день защиты детей
  • 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
  • 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
  • 10 декабря День прав человека
  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации

                                                                                                                                       Слайд №16

 Рефлексия. Составление синквейна.

Например.

Слайд №17

Права ребёнка надо знать

Не только знать,

Но соблюдать

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и  не  тужить.

Литература и источники.

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.  М., 2001 г.
  2. Конституция РФ. “Дрофа”, М., 2000 г.
  3. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. части первой (постатейный) “Контракт – Инфра. М”, М., 1997 г.
  4. Комментарии к Уголовному кодексу РФ. “Норма – Инфра. М”, М., 1998 г.
  5. Конституционное право РФ. Сборник конституционных правовых актов. “Юрист”, М., 1999 г.
  6. Семья. Домашняя юридическая энциклопедия. “Олимп”, М., 1997 г.
  7. Право “Юнити”, “Закон и право”, М., 1998 г.
  8. “Всеобщая Декларация прав человека” для детей и взрослых /Пересказ А. Усачева. – М.: Ангстрем, 1992.
  9. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  10. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Междунар. отношения, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....

Классный час: «Права ребёнка – твои права»

Классный час: «Права ребёнка – твои права» Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации...

Классный час «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)

Классный час направлен на раширение представления учащихся о правилах поведения на дорогах....

КЛАССНЫЙ ЧАС Классный час «Правила поведения в школе»

КЛАССНЫЙ ЧАСКлассный час «Правила поведения в школе» Классный руководитель: Несветайлова М.А.1 «Г» класс   Цели:·        Формировать у учащихся п...

Конспект классного часа «Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»

«Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»...