Рабочая программа кружка «Азбука православной культуры
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Азбука православной культуры" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_pravoslavnoy_kultury.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Чем больше я изучаю природу, тем более
изумляюсь неподражаемым делам Создателя».
(Луи Пастер, Франция)
Рабочая программа кружка «Азбука православной культуры» составлена на основе программы Т.И.Ерохиной и И.Н.Чижовой «Православие и русская культура. 2-4 классы», Ярославль, 2008. Программа рассчитана на детей 10-11 лет (4 класс). Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью курса является духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в традициях отечественной православной культуры.
Основные задачи курса:
∙ содействие формированию духовно-нравственной позиции школьников;
∙ развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей;
∙ создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
∙ развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры христианских святых;
∙ формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Планируемые результаты освоения курса
кружка «Азбука православной культуры»
Личностные
В результате реализации программы дети:
-должны уметь верно оценивать нравственные поступки людей и свои собственные, исходя из понятий нравственности: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих и т. д.;
-должны чувствовать личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашими предками.
– повышение эрудиции и интеллектуальное развитие;
– осмысление отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности ее духовного исторического пути;
– изменение духовно-нравственных ценностей воспитанников;
– проявление ответственности, инициативности, милосердия в поступках учащихся;
Метапредметные
– формирование здорового эмоционально-психологического климата в коллективе;
– эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами духовной культуры;
– социальная адаптация, подготовка учащихся к встрече с различными проявлениями религиозности в окружающей действительности.
Предметные
В результате реализации программы дети:
-должны знать историю происхождения и традиции празднования основных православных праздников
-должны познакомиться с основными событиями Библейской истории Ветхого и Нового Завета, уметь их коротко пересказать, должны знать имена участников этих событий;
-знать православный взгляд на жизненные нравственные основы и роль Православия в формировании традиционных русских нравов и обычаев.
Содержание курса внеурочной деятельности
I раздел: Моя семья. 7 часов
Моё имя. История возникновения имён. Варианты происхождения имён. Значение имени, которое носит человек. Бережное отношение к имени. Тёзки. Русский месяцеслов, именины.
Моя фамилия. Русские фамилии и их происхождение. Варианты образования русских фамилий. Фамилия как указание родства. Однофамильцы. Кто и как продолжает фамилию семьи.
Отец, отчество. Происхождение отчества в русской культуре. Отчизна. Отечество.
Родители. Семья.
История рода. Род, родня, родные. На кого я похож?
Роль отца и роль матери в семье. Семейные обязанности в истории русской культуры. Зачем нужны обязанности? Мои обязанности в семье.
Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо.
Форма организации: презентация, исследование, экскурсия
Вид деятельности: беседа, сбор и изучение материала, относящегося к православной культуре и истории города, страны, памятным датам, игровая, познавательная, художественное творчество
II раздел: Традиции и праздники в русской культуре. 10 часов
Понятие «культура». Понятие «традиции». Какие традиции существуют в русской культуре? Как меняются традиции. Понятие «праздник». Традиции как основа культуры.
Традиции в семье. Семейные праздники. День рождения. Подарки ко дню рождения. Что значит «подарок»?
Именины. Чем отличаются именины от дня рождения? Что общего у дня рождения и именин? Семейные традиции проведения именин и дня рождения.
Будничная (обыденная) и праздничная трапеза. Что такое трапеза? Традиционные продукты трапезы на Руси. «Хлеб - всему голова». «Щи да каша – пища наша». Традиции совместного приготовления пищи. Праздничная трапеза. Семейные традиции будничной и праздничной трапезы.
История Рождества Христова. Значение празднования Рождества в Православии. Рождественские традиции. Традиции празднования Рождества на Руси. Рождественские и новогодние традиции.
Рождественский пост. Что значит «поститься»? Рождественский сочельник. Народные традиции празднования Рождества на Руси. Колядки в русской культуре. Рождественские святки. Православные и народные святочные традиции. Рождественский стол. Семейное празднование Рождества. Подарки и поделки к Рождеству Христову. Что значит «рождественское настроение»?
Крещение. История Крещения. Роль Крещения в Православии. Крещение как духовное рождение. Традиции и обряды крещения на Руси. Крестины.
Форма организации: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, просмотр и обсуждение видеоматериала
Вид деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество
III раздел: Моя малая Родина. 8 часов
С чего начинается Родина? Мой дом. «До́ма и стены помогают». Родной дом. Родительский дом. Принципы строения дома на Руси. Дом – «восьмое чудо света».
Традиции организации пространства дома в русской культуре. Организация пространства в русском доме. Символика частей (и комнат) дома на Руси. Мой дом – моя крепость. «В гостях хорошо, а дома лучше».
«Красный угол» в русском доме. Самое почётное место в доме. Роль и значение «красного угла» в доме. История «красного угла». Традиции украшения «красного угла». Икона в «красном углу». Икона – хранительница дома.
Семейный очаг. Место и значение печи в русской избе. Образ печи в русской художественной культуре. Понятие «семейного очага» в современной культуре.
Уважение к дому. «Мир вашему дому». Отношения между соседями.
Роль и значение дома в русской культуре. Дом как часть природы. «Природные» названия частей дома. Дом как живое существо. «Лицо» дома. Принципы строения селений на Руси. Пространство дома и вокруг дома. Мой двор. Моё село.
Природа родного края. Храм в селе. Традиции и принципы построения храмов в селе. Родная местность. Мои любимые (родные) места
Форма организации: конференция, конкурс, концерт, выставка, просмотр и обсуждение видеоматериала, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие дела;
Вид деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество
IV раздел: Моё Отечество. 9 часов
Русь и русская земля. Исторический контекст становления Руси. Русская земля. Русь и Россия.
Славяне. История славян. Быт и обычаи славян. Языческие верования славян. Киевская Русь. Понятие «русские». История формирования древнерусской народности. Русский народ: история и современность.
Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Древнерусский язык. Появление письменности у славян. Жизнь и деяния православных святых Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица. Славянская азбука и церковно-славянский язык. Традиции празднования дней славянской письменности и культуры.
Крещение Руси. Жизнь первой христианки на Руси - княгини Ольги. Роль Ольги в принятии Православия на Руси. Празднование памяти Ольги. Житие князя Владимира. История принятия христианства на Руси. Распространение христианства на Руси. Значение крещения Руси для развития русской культуры.
Имена и фамилии в названии городов. История названия городов в честь исторических личностей, святых. Переименование городов. Возвращение городам исторического названия. Имена в названии городов Ярославского края. Название улиц русских городов. Переименование и возвращение имён улицам города Ярославля.
Влияние Православия на русскую культуру. Роль Православия в формировании и развитии русской культуры: традиции в семье, организации быта, повседневном и праздничном пространстве культуры, просвещении, формировании государства.
Форма организации: конференция, конкурс, концерт, выставка, памятным датам, просмотр и обсуждение видеоматериала
Вид деятельности: беседа, сбор и изучение материала, относящегося к православной культуре и истории города, страны, проблемно-ценностное общение, игровая,
познавательная, художественное творчество
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечание |
Моя семья 7 часов | |||
1. | Вводный инструктаж. Моё имя. Значение имён. | 1 | |
2. | Русский месяцеслов, именины. | 1 | |
3. | Моя фамилия. | 1 | |
4. | Отец, отчество, Отечество. | 1 | |
5. | Родители. | 1 | |
6. | Мои обязанности в семье. | 1 | |
7. | Зачем человеку семья. | 1 | |
Традиции и праздники в русской культуре 10 часов | |||
8. | Традиция и праздник. | 1 | |
9. | День рождения. Семейные традиции проведения. | 1 | |
10. | Именины. Семейные традиции проведения. | 1 | |
11. | Будничная и праздничная трапеза. | 1 | |
12. | Рождество Христово. История праздника. | 1 | |
13. | Рождественские традиции. | 1 | |
14. | Рождественский сочельник. | 1 | |
15. | Рождественские святки. | 1 | |
16. | Семейное празднование Рождества. | 1 | |
17. | Крещение. | 1 | |
Моя малая Родина 8 часов | |||
18. | Мой дом | 1 | |
19. | Традиции организации пространства дома в русской культуре. | 1 | |
20. | «Красный угол» в русском доме. Икона – хранительница дома | 1 | |
21. | Семейный очаг. | 1 | |
22. | Уважение к дому. | 1 | |
23. | Дом как часть природы. | 1 | |
24. | Мой двор. Моё село. | 1 | |
25. | Природа родного края. Родная местность | 1 | |
Моё Отечество 9 часов | |||
26. | Русь и русская земля. | 1 | |
27. | Славяне. | 1 | |
28. | Древнерусская народность. | 1 | |
29. | Просветители славян - Кирилл и Мефодий. | 1 | |
30. | Славянская азбука и церковно-славянский язык | 1 | |
31. | Княгиня Ольга и князь Владимир. | 1 | |
32. | Крещение Руси. | 1 | |
33. | Имена и фамилии в названии русских городов. | ||
34. | Влияние Православия на русскую культуру. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Основы православной культуры". 1-2 класс
Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая...
Учебная программа кружка "Основы православной культуры"
Учебная программа кружка «Основы православной культуры» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....
Программа кружка «Основы православной культуры» 2 класс
Программа кружка «Основы православной культуры» 2 класс Программа разработана на основе авторской программы А.В. Бородина «Мир вокруг и внутри нас»...
программа кружка "Основы православной культуры"
Автор программы: Протоиерей Виктор ДОРОФЕЕВ,О.Л. ЯНУШКЯВИЧЕНЕ...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...