Учебная программа кружка "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (2 класс) на тему
Учебная программа кружка «Основы православной культуры» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pravoslavie.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уклад складывается, формируется и закрепляется
Прежде всего и больше всего – в детстве».
И.А. Ильин
Пояснительная записка
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное, питание, отсутствие должных физических занятий, нервные расстройства ведут к многочисленным телесным болезням детей.
Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способность к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
В последующем лишённая традиционных духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизнь ребёнка превращается в подчинённое блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и садистическим. Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному, духовному развитию не находит такого в российских образовательных учреждениях и в семье – это часто приводит нашу молодёжь в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая нравственность.
По определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснования в категории добра и зла, центральных категориях духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит себе внутрь себя, кто не видит в себе зла: у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петракова.
К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.
Таким образом, возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Школьный возраст – является сенситивным периодом для духовно-нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении с ребёнком с окружающими людьми и миром.
Именно по этому в настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в школе; систему построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребёнка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
В настоящее время только складывается система духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому очень важна его правильная организация.
Организация духовно-нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция РФ, законы Российской Федерации «Об образовании в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях».
2 августа 1999 года заключён Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии русской православной церкви. Министерством образования Российской Федерации разработано Примерное содержание образования по предмету «Православная культура» (Приложение к Письму Минобразования России от 22.10.2002 г. «14 – 52876 ИН/16).
Наличие этих нормативно-правовых документов создаёт законодательную основу для организации духовно-нравственного воспитания в школе.
Не менее важным условием успешной работы по духовно-нравственному воспитанию является наличие научной и методологической учебной литературы, учебных наглядных средств.
Учебная программа кружка «Основы православной культуры» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель кружковой работы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка-школьника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развития его духовного, психического и телесного здоровья.
Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно-нравственного воспитания: школы, семьи и Церкви. Это объясняется тем, что основой нашего духовно-нравственного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие ребёнка.
Содержание кружковой работы
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
С учётом особенностей данного региона, как наиболее приемлемым является модуль: «Основы православной культуры». Данный модуль состоит из четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими. Содержательные активы первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2 – 29), дифференцируют содержание учебного курса. Изучая курс, обучающийся получит представление о православных культурных традициях на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностей, метапредметных и предметных результатов основания содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность осуществления различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требование к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, диалог, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основными источника изучения курса «Основы православной культуры» являются:
- Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классов. – М.: Просвещение, 2012.
- Кураев А.В. Основы православной культуры. Учеб. 4-5 классов. – М.: Просвещение, 2011.
- Обернихина Г. А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора Кураева А.В. М.: Просвещение, 2012.
- Электронное пособие «Основы православной культуры» автора Кураева А.В. М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Используемые ресурсы | . Кол-во часов | Дата проведения |
Россия – наша Родина. | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» | 1 | ||
Культура и религия. | 1 | ||||
Человек и Бог в православии. | Изучают основы духовной традиции православия. | 1 | |||
Православная молитва. | 1 | ||||
Библия и Евангелие. | Дают определения основных понятий православной культуры. | Учебное пособие «Основы православной культуры» | 1 | ||
Проповедь Христа. | 1 | ||||
Христос и Его Крест. | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и проведением людей. | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. | 1 | ||
Пасха. | 1 | ||||
Православное учение о человеке. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | 1 | |||
Совесть и раскаяние. | 1 | ||||
Заповеди. | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. | 1 | |||
Милосердие и сострадание. | 1 | ||||
Золотое правило этики. | 1 | ||||
Храм. | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | 1 | |||
Икона. | Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики». | 1 | |||
Творческие работы обучающихся. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | 1 | |||
Подведение итогов. | 1 | ||||
Как христианство пришло на Русь. | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | 1 | |||
Подвиг. | 1 | ||||
Заповеди блаженств. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) | 1 | |||
Зачем творить добро? | 1 | ||||
Чудо в жизни христианина. | 1 | ||||
Православие о Божием суде. | 1 | ||||
Таинство Причастия. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | 1 | |||
Монастырь. | 1 | ||||
Отношение христианина к природе. | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. | 1 | |||
Христианская семья. | 1 | ||||
Защита Отечества. | 1 | ||||
Христианин в труде. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | 1 | |||
Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||||
31 – 34. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа по учебному курсу "Основы православной культуры"
Программа включает нормативно-правовой аспект, модули, пояснительную записку, цели, задачи курса, принципы обучения, ожидаемый результат, место курса в учебном плане, используемые методы, технологии, ...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы православной культуры»
Программа предназначена для ознакомления младших школьников с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и люд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...
Рабочая программа учебного предмета "Основы православной культуры" (2 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 2 класса разработана на основе авторской программы Меньшикова В.М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно&ndash...