Исследовательская деятельность в начальной школе. (Статья из опыта работы)
статья на тему

Волокитина Наталия Владимировна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Павловская основная общеобразовательная школ

Исследовательская деятельность в начальной школе.

(Статья из опыта работы)

Автор: Волокитина Наталия Владимировна,

учитель начальных классов.

2016-1017 учебный год.

« Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе»

А.Н.Колмогоров.

Введение.

"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". В.А. Сухомлинский.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности . Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность - исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам,  разведчикам, следователям и может быть еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны не только в  современной образовательной практике. Исследовательские методы активно изучались и использовались ещё с начала прошлого века (И.Г. Автухов, С.Т. Шацкий, Л.С. ВыготскийБ.В. Всесвятский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков)

Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

Каждое самостоятельно сделанный вывод, каждый прожитый, пережитый, перечувствованный день вносит свою лепту на формирование самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека.

В век интенсификации технологических процессов в жизни современного общества человек должен обладать высокой технологической культурой. Методологическую основу саморазвития личности необходимо начать с младшего школьного возраста. Исследовательская деятельность является одной из ведущих областей развития творческих качеств личности.

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что исследовательская деятельность, как один из видов нетрадиционной формы обучения и воспитания, позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Данная форма обучения способствует  развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися  знаний.

 Мною были поставлены следующие цели:

  • внедрение  элементов исследовательской деятельности в учебный  процесс  по образовательной системе «Школа России»;
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка  младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;
  • способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.

Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;
  • формировать  у учащихся  представления об исследовании, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
  • разработать систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь, «заразить» детей и показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Исследовательская деятельность может применяться как во всех образовательных областях в начальной школе и старшего звена, так и в воспитательной работе.

  1. Организация исследовательской деятельности в начальной школе.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной  школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. Для решения этой задачи  необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе  личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа осталась всё-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков  активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы, т.е. алгоритм исследовательской деятельности: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Любая исследовательская работа включает в себя   следующие этапы:

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный.  

Используя  исследовательские методы в обучении младших школьников, я выявила   существенные особенности.  Младшего школьника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе. Большинство из них не хотят и не могут вести собственные исследования в течение длительного времени. А другие выбирают тему, проводят исследование и делают доклад сразу. Поэтому я считаю, что начиная работу над исследованием, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором.

Возникает вопрос: а как научить их работать над исследованием, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое исследование? Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к работе?

2. Система организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Из опыта хочу отметить, что развить  сразу весь комплекс свойств для работы над исследованием невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не приносит  желаемого результата. Поэтому работа  должна стать системой, позволяющая формировать как потребность в творческой деятельности, так и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. Чтобы привлечь в союзники родителей, я планирую провести родительское собрание  на тему: «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем?». С помощью презентаций познакомить родителей с различными исследовательскими работами бывших учеников начальной школы, чтобы помочь представить каким может  быть результат исследовательской работы.

Внедряя исследовательскую деятельность, я  заставляю  и приучаю детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы мною, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы, по моему мнению, мне  необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Я должна чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование  в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться,  что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали. На таких желаниях мне легко строить работу, если  правильно преподнести детям цель и задачи исследования .

Моя педагогическая значимость в организации исследовательской деятельность состоит в том, чтобы:

  • Открывать возможности формирования жизненного опыта.
  • Стимулировать  творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.
  • Выводить  процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализовывать  принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  • Вести  учащихся по ступенькам роста личности от исследования к исследованию.

Когда я изучила методику проведения исследования, то  мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, показалась  сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеялись  сразу, как только началась реальная исследовательская работа с детьми.

Начинаю свою работу с того, что приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем».  Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

В подготовительный период я вместе с детьми  не только выбираем тему для исследования, определяем задачи, но и как можно больше стараемся собрать  информацию о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для сбора информации я предлагаю детям выбрать наиболее удобную форму поиска материала:

1.    Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.    Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

4.    Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

5.    Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

6.    Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

7.    Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям эти методы  в виде карточек  с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности. Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

С 1 класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

В своей работе я с 1 класса  вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей.  Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснить родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект". В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни.

Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался "образ" класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями.

Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании проинформировала родителей. Первый проект был посвящён теме "Мой четвероногий друг". Дети очень волновались. Очень активно применяла метод проектов на уроках внеклассного чтения и окружающего мира. Дети проекты оформляли по - разному, кто - то в бумажном варианте, были и презентации. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном дети выполняли индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

В 1 классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Начали с портрета любимой буквы делали её "живой», искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения,  родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик  собирал свой материал.  Получилась у каждого своя азбука. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут. Позже делали проекты по внеклассному чтению. Тема была посвящена произведениям русских поэтов о родине. Проекты были представлены в виде книжек малышек. Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.  В виде защиты  в первом классе два наиболее интересных и содержательных проекта, выполненные совместно с родителями, были отправлены на Всероссийский конкурс  «С днём именин, Дед Мороз!». Ребята получили дипломы 1 и 2 степени.

Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.  Один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.  По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.

    Теперь я  постепенно учу детей  работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Итогом  четырёхлетней работы должны стать исследования ребят, которые будут защищаться на школьных и районных научно-практических конференциях. На районном конкурсе проектов ученики моего класса представляли работы: «Не имя красит человека, а человек имя», «Семь чудес моего села», «Автомобили моего села»,  «Самый старый дом моего села», «Как цвет влияет на характер человека»

Заключение.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Литература.

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся.    С. Л. Белых.   Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18.
  2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.: ил. – (Библиотека школьного психолога).
  3. Журнал. Начальная школа плюс-минус №5, №6, №9, №10, №11, 2006; №9, №11, 2007, №5, №9, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

Обобщение педагогического опыта. «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»....

Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся общ...

Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).

Развитие  исследовательского  поведения  учащихся  начальной  школы  на  уроках русского  языка....

Исследовательская деятельность учеников начальной школы: рекомендации для успешной работы с классом

Пошаговая инструкция для учителей начальной школы, начинающих исследовательскую работу с новым классом. Этапы овладения новыми знаниями и умениями описаны кратко. Статья подходит и для родителей, жела...