Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).
статья на тему
Развитие исследовательского поведения учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskoe_deyatelnost.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся начальной школы.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в непознанное. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы из дополнительных источников информации: энциклопедий, справочников, ресурсов сети Интернет и т.п. При проведении исследований у учащихся формируются учебно-познавательная, коммуникативная и информационная компетентности. Основа компетентности – самостоятельность, а в дальнейшем умение применять полученные знания для решения жизненных, профессиональных и личностных проблем. Именно в начальной школе происходит формирование фундамента компетентной личности.
Я работаю по программе «Начальная школа ХХI века» под редакций Н.Ф.Виноградовой. В учебнике «Русского языка» содержание учебного материала представлено сменяющими друг друга рубриками и упражнениями (« Вспомни», «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Путешествие в прошлое»…). Данные задания предполагают проблемное и исследовательское обучение, способствуют формированию у учащихся навыков самоконтроля, стремления и способности доказательно объяснять свою точку зрения.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической, направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка. Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Участие в исследовательской деятельности - сложный труд и для ученика и для родителей. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу учащегося, однако задача родителя-знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Прежде, чем начать заниматься исследовательской работой в классе, провожу для родителей обучающее собрание. Во время собрания знакомлю родителей с теоретическим материалом по исследовательской деятельности в начальной школе; провожу тренировочный практикум по теме: «Загадки русского языка». Родители работают в группах, знакомятся с основными понятиями (цель, гипотеза, проблема, эксперимент, выводы). Занятие вызывает много эмоций у родителей. Только побывав в роли детей, взрослые люди понимают, как важна исследовательская деятельность в жизни ребенка - добывай знания сам! Родителям раздаю памятку «Как работать над исследованием», рекомендации по созданию, оформлению, защите работ. Помогая ребенку, родители должны помнить, что они выступают только как помощники, консультанты, «технические оформители».
В результате целенаправленной и систематической работы в течение четырёх лет обучения у учащихся развивается умение осознанного (а не механического) усвоения программного материала. Качественному усвоению учебной программы способствует исследовательская деятельность учащихся в области русского языка. Одно из направлений – это исследовательский проект на тему: « Это слово меня удивило (поразило, заинтересовало, восхитило)…» Ребята готовят исследовательский проект к областному конкурсу «Радуга слова». Проводя исследовательскую работу по изучению выбранного ими слова, учащиеся обогащают словарный запас, развивают кругозор, учатся мыслить и делать умозаключения; доказывать или опровергать выдвинутую ранее гипотезу.
Результат исследования:
1) открытие новых знаний с помощью дополнительных источников информации;
2) творческая работа учащихся: стихотворение, рассказ собственного сочинения.
Включение приёмов исследовательской работы в урок способствует формированию у учащихся, в первую очередь, учебно-познавательной компетентности.