Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).
статья на тему

Лепехина Ирина Ивановна

Развитие  исследовательского  поведения  учащихся  начальной  школы  на  уроках русского  языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskoe_deyatelnost.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская  деятельность  учащихся  начальной  школы.

  Исследовательское  поведение – один из важнейших  источников  получения  ребёнком  представлений  о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит  сделать шаг  в  непознанное. Очень  важно  научить  детей  наблюдать, сравнивать, задавать  вопросы  и  выработать  желание  найти  ответы  из  дополнительных  источников  информации: энциклопедий, справочников, ресурсов  сети  Интернет  и  т.п. При  проведении  исследований  у  учащихся  формируются  учебно-познавательная, коммуникативная  и  информационная  компетентности. Основа  компетентности – самостоятельность, а  в  дальнейшем  умение  применять  полученные  знания  для  решения  жизненных, профессиональных  и  личностных  проблем. Именно  в  начальной  школе  происходит  формирование  фундамента  компетентной    личности.

    Я  работаю  по  программе  «Начальная  школа  ХХI  века»  под  редакций  Н.Ф.Виноградовой. В  учебнике  «Русского  языка»  содержание  учебного  материала  представлено  сменяющими  друг  друга  рубриками  и  упражнениями (« Вспомни», «Давай  подумаем», «Обрати  внимание», «Путешествие  в  прошлое»…). Данные  задания  предполагают  проблемное  и  исследовательское  обучение, способствуют  формированию  у  учащихся  навыков  самоконтроля, стремления  и  способности  доказательно  объяснять  свою  точку  зрения.

   Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической, направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и «заразить» учащихся, показать  им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей  к участию в школьных  делах  ребенка. Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд  ребенка и родителей.

   Участие в исследовательской  деятельности - сложный труд и для ученика и для родителей. Исследовательская  деятельность  подразумевает самостоятельную работу учащегося, однако задача родителя-знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Прежде, чем начать заниматься исследовательской  работой  в классе, провожу  для родителей обучающее собрание. Во  время  собрания    знакомлю  родителей с  теоретическим  материалом  по исследовательской  деятельности  в  начальной  школе;  провожу  тренировочный  практикум по  теме: «Загадки  русского  языка». Родители  работают в группах, знакомятся  с основными понятиями (цель, гипотеза, проблема, эксперимент, выводы). Занятие вызывает  много эмоций у родителей. Только побывав в роли детей, взрослые люди понимают, как важна исследовательская   деятельность  в жизни ребенка - добывай знания сам! Родителям  раздаю памятку «Как работать над исследованием», рекомендации по созданию, оформлению, защите работ. Помогая ребенку, родители должны помнить,  что  они  выступают  только как помощники, консультанты, «технические  оформители».

   В  результате  целенаправленной  и  систематической  работы  в течение  четырёх  лет  обучения  у  учащихся  развивается  умение  осознанного (а  не  механического) усвоения  программного  материала. Качественному  усвоению  учебной  программы  способствует  исследовательская  деятельность  учащихся  в  области  русского  языка. Одно  из  направлений – это  исследовательский  проект  на  тему: « Это  слово  меня  удивило (поразило, заинтересовало, восхитило)…» Ребята  готовят  исследовательский  проект  к  областному  конкурсу  «Радуга  слова». Проводя  исследовательскую  работу  по  изучению  выбранного  ими  слова, учащиеся  обогащают  словарный  запас, развивают  кругозор, учатся  мыслить и  делать  умозаключения; доказывать или  опровергать  выдвинутую  ранее  гипотезу.

Результат  исследования:

1) открытие  новых  знаний  с  помощью  дополнительных  источников  информации;

2) творческая  работа  учащихся: стихотворение, рассказ  собственного  сочинения.

   Включение  приёмов  исследовательской  работы  в  урок  способствует  формированию  у  учащихся, в  первую  очередь, учебно-познавательной  компетентности.