Тематическая разработка родителького собрания "Медвежья услуга" родителей"
методическая разработка (2 класс) на тему
Методическая разработка родительского собрания "Медвежья услуга" родителей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvezhya_usluga.docx | 221.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Чеховского муниципального района
Московской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6
Методическая разработка
родительского собрания во 2 классе
на тему: «Медвежья услуга» родителей»
Ермишина Анна Викторовна,
учитель начальных классов
2017 год, г.Чехов
Медвежья услуга: когда ребенку помогать не надо?
Каждый ребенок, приступающий к освоению мира, нуждается в помощи со стороны взрослых. Вот только понятие «помощь» можно оценивать по-разному. Одни родители выполняют за ребенка домашние задания, завязывают ему шнурки, убирают детскую комнату, а другие ограничиваются лишь устной инструкцией, как выполнить то или иное действие. Кто здесь прав, а кто нет, понять достаточно трудно. Но очень важно контролировать, чтобы помощь детям не превращалась в медвежью услугу.
Помощь и зона ближайшего развития
Сначала определимся с тем, что такое помощь. Прежде всего, помощь — это содействие. Разобьем слово на части и получим: «со» и «действие». Итак, помощь — это совместное действие с другим человеком. Таким образом, само понятие диктует нам необходимость проявления активности тем, кто нуждается в этой самой помощи. Именно поэтому неправильно считать помощью то, что вы делаете вместо кого-то. Помощь всегда ассоциируется со словом «вместе», а не «вместо».
Также помощь ассоциируется с таким психолого-педагогическим явлением, как зона ближайшего развития. Разобраться, что заключено в этом понятии, несложно. Достаточно представить два круга, где один расположен внутри другого. Центральный круг заполнен актуальными умениями и навыками — теми действиями, которые ребенок может выполнять самостоятельно. За пределами внешнего круга находятся умения, которые ребенок пока не способен освоить. Ну а пространство между внешним и центральным кругами — это те действия, которые малыш может освоить при условии помощи со стороны. Именно оно является зоной ближайшего развития. Очевидно, что чем быстрее осваивается эта зона, тем активнее и качественнее протекает развитие человека.
Каждый день малыш сталкивается с целым рядом явлений, которые он не может понять и усвоить. Конечно, между счетом до трех и высшей математикой огромное расстояние, и никому не придет в голову обучать кроху решению интегралов. А вот между липучками и шнурками — расстояние небольшое. И если ребенок освоил манипуляции с застежками на обуви, то он вполне способен научиться завязывать и шнурки. Но здесь нужна помощь взрослого. Содействие в этом случае заключается в направлении детских движений, поддержке, похвале, работе над ошибками. Наконец, ваш малыш освоит эту «хитрую» науку, а значит, у него сместится зона ближайшего развития, так как часть от нее перейдет в актуальный уровень. Но если вы будете делать что-то вместо ребенка, то это умение так и останется для него в зоне ближайшего развития. Только настоящая помощь взрослого способна вести малыша по индивидуальному пути развития.
Типичные ошибки родителей или те самые медвежьи услуги
Чаще всего с ошибками в оказании помощи мы сталкиваемся при поступлении ребенка в школу. Если начать порицать действия родителей, то в ответ можно услышать массу оправданий. И все-таки подобные ошибки — медвежьи услуги — наносят урон воспитанию.
Мы перечислим типичные медвежьи услуги. Возможно, кто-то из родителей узнает в них свои методы «помощи». Не спешите искать себе оправдание — лучше задумайтесь о последствиях.
Медвежья услуга № 1: Выполнять за ребенка домашнее задание
Это самое распространенное явление. Оно особенно актуально в начальной школе. Мама спешит с работы, садится рядом с ребенком и начинает диктовать ему готовое решение той или иной задачи. При этом, чтобы получалось лучше, она комментирует наклон буквы или красоту цифры. Нужно ли говорить, что малыш абсолютно не усваивает решение задачи, порядок арифметических действий, правило орфографии и др.? Перед ним стоит одна задача — четко выполнить указание мамы. Все остальное уходит на второй план. Не пытайтесь оправдаться тем, что ребенок все делает сам, а вы только контролируете. Он выполняет задание под вашу диктовку, а значит, не проявляет самостоятельности. И еще более непонятно выполнение заданий вместо ребенка. Родители пытаются оправдаться сложностью заданий, например, по природоведению. Но поверьте, если объяснить ребенку особенности строения глаза насекомых, то «нарисовать мир глазами кузнечика» становится для него элементарной задачкой. Эта медвежья услуга не только не развивает в ребенке необходимые умения, но и учит его безответственности. Если вы не проконтролировали процесс — значит, и виноваты в плохих оценках будете вы. Таким образом, ребенок с малых лет учится перекладывать ответственность с себя на других.
Медвежья услуга № 2: Решать детские конфликты
Дети ссорятся в песочнице, во дворе, в классе. При этом часть детей добросовестно принимает удар по примирению на себя, а часть бежит к родителям. И вот разгневанная мама идет разбираться c обидчиками ребенка. Всем известно, что в любом конфликте виноваты обе стороны, но родители, вмешиваясь в конфликт, не слушают аргументы второй стороны, вынося «приговор» на основе собственных выводов. Если за другого ребенка также вступятся родители, то и вовсе становится неизбежным конфликт между взрослыми. Зачастую они вообще забывают о первопричине и раздувают вторичный глубокий конфликт.
Включение родителей в детские конфликты лишает малышей бесценного социального опыта. Да и само вмешательство вызывает у детей дискомфорт. Они вырастают неспособными вести себя дипломатично и чувствовать ответственность за собственное поведение. Говоря откровенно, из таких «птенцов» вырастают абсолютно беспомощные взрослые.
Медвежья услуга № 3: Бежать впереди «паровоза»
Это распространенное явление заключается в том, что родитель самостоятельно принимает все решения за ребенка. Некоторые мамы и папы еще до рождения малыша начинают грезить изобилием секций, кружков, дополнительных занятий. При этом родители даже не сомневаются, что их мнение полностью совпадет с детскими интересами. Бывают ситуации, когда родители цепляются за любой детский интерес. Ребенок только предложил маме пойти на каток, а она тут же купила ему дорогие коньки, записала в секцию по фигурному катанию и предъявила ряд претензий, что дочь не хочет идти на занятия. «Мы для тебя делаем все!» — кричит мама. Но ведь, если быть честными, такие родители выдают собственные интересы за интересы ребенка. В данном случае помощь может быть в поддержке, создании условий и не более того. И поддержать нужно только в том случае, если ребенок сам проявит интерес.
Медвежьи услуги приводят к глубоким последствиям в будущем:
- безответственности;
- инфантильности;
- отсутствию навыков социального взаимодействия;
- пробелам в знаниях.
Помощь ребенку — явление тонкое и щепетильное. Важно научиться действовать именно совместно, основываясь на имеющемся уровне развития. Только в этом случае вы будете содействовать развитию ребенка, а не тормозить его.
Мера родительской заботы
При наборе свыше 40 баллов
Можно сказать, что ваша семья, самая что ни на есть детоцентристская. То есть, во главе угла стоят интересы ребёнка. Они же являются и основным образующим мотивом вашего поведения. Эта позиция в принципе достойна одобрения. Но, конкретно у вас, она чересчур сильно проявлена. В психологии этому название «чрезмерная опека».
В семьях, подобных вашей, родители и более старшее поколение все решают за ребенка, делают для его блага, ограждают от всех опасностей и тревог. Но с другой стороны, в вашей семье ребенка заставляют следовать вашим решениям, и всегда подчиняться требованиям.
У детей в последствии формируется пассивная зависимость от Вас, они не способны на самостоятельные решения, что по мере взросления будет все более становиться проблемой и препятствовать развитию личности и становлению характера.
Так что, как не крути, но для ребенка будет гораздо полезнее, если вы сможете с каждым днем все больше давать ему самостоятельности, прислушиваться к его мнению, доверять его собственным суждениям.
Есть даже такая цитата, принадлежащая известному педагогу — «Воспитывать детей- значит учить их обходиться без вас».
От 25 до 40 баллов
Золотая середина, вашему отпрыску повезло, вы умеете дозировать свою заботу и ему не грозит стать избалованным и распущенным, так как вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Будет здорово, если вы сможете поддерживать примерный уровень отношений.
Если вы набрали менее 25 баллов
Слишком многое пущено на волю волн. Случай и стихия воспитывают вашего ребенка. Хорошо, если это благоприятное воздействие, а если «дурное влияние улицы»?
Конечно, ваши проблемы в семье и на работе заслуживают самого пристального внимания, но они настолько поглотили вас, что ребенку не достается и малой толики вашего внимания и заботы. Подумайте, ведь время идет, можно и упустить своего ребенка. А потом долго сожалеть о неправильно расставленных приоритетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая разработка урока "Мария, Матерь Божья, заступница земли Русской"
Материал содержит план занятия.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: воспитывать духовно-нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным ценностям;через мысли, чувства, ассоциации помочь учащим...
родителький авторитет
родительский авторитет...
Родителькое собрание 3 класс "Садимся за уроки"
Родителькое собрание 3 класс...
Сценарий родителького собрания "Детская агрессия"
Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка. 2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления....
Тематическая разработка Урок внеклассного чтения. «О, милые плуты!..». Тема детства в произведениях Н.А.Некрасова.
Урок внеклассного чтения к 195-летию Н.А.Некрасова...
Тематическая разработка классного часа для 2-3 классов в форме квиз –популяризация экологической культуры: "Обо всем на свете"
Цель классного часа: расширение знаний об окружающем мире.Задачи классного часа: ü формировать представление о понятии «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе;ü раз...
Тематическая разработка воспитателя ГПД для 1 класса. Тема: Коллаж "Удивительный город".
Ученик получит возможность: 1. Ознакомиться с понятием "модель" и "моделирование". 2. Воспитатель развивает способности к самостоятельной работе, ответственность за начатое д...