Сценарий родителького собрания "Детская агрессия"
учебно-методический материал (3 класс)
Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка. 2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_roditelskogo_sobraniya_na_temu.doc | 41 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley_kak_otnositsya_k_otmetkam_rebyonka.docx | 13.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания на тему «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ»
Цели собрания:
- обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.
- Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Участники: классные руководитель, родители детей класса, школьный психолог.
Форма проведения: круглый стол.
Организация родительского собрания:
- подготовка приглашений для родителей;
- анкетирование;
- проведение исследования психологической службой по проблеме детской агрессивности;
- разработка сценария собрания;
- подготовка памятки для родителей;
- организация выставки детских рисунков на тему «Мои чувства и эмоции».
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя
-Уважаемые мамы и папы! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее. На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
II. Выступление школьного психолога. Что такое агрессия?
1. Определение понятия «агрессия» и его характерные черты.
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку. Предмет и т.д.). у старших т.е. у наших детей больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики,ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить друге, что вновь навязывается детям.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
III. Анализ анкетирования
Анкета для родителей
- бывает ли ваш ребенок агрессивным?
- в каких ситуациях он проявляет агрессию?
- против кого он проявляет агрессию?
- что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
(Классный руководитель в ходе собрания анализирует ответы родителей. Можно провести обмен мнениями по теме собрания.)
Анализ анкет показывает, что причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть в друг друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии. В которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Например, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявлеие агрессивности со стороны ребенка.
IV. презентация выставки рисунков учащихся на тему «Мои чувства и эмоции»
К родительскому собранию учащихся готовят выставку рисунков «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
По данным статистики, 80% детей с эмоциональными нарушениями.
Эмоция – переживание, волнение.
Чувство – внутреннее состояние, то, что испытывает человек.
Задача учителя и родителей – наблюдать за эмоциональными реакциями детей, учиться распознавать эмоции и реагировать на них (рисунки детей).
V. Выступление классного руководителя по теме
«Коррекция агрессивности в поведении детей»
- Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом деле – это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-либо образом отличается от других, то у него на это есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:
- сказкотерапия;
- психотехнические освобождающие игры;
- режиссерские игры.
Давайте рассмотрим содержание предложенных методических приемов.
Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.
После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
(Далее предлагаются игры для школьников.)
Игра «Тир»
Описание. В этой игре ребенок – ведущий «стреляет» (бросает мячик) по движущимся мишеням – по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.
Игра «Цыплята»
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие – мелкие кусочки.
Игра «Молчанка»
Эта игра проводится к командами «Стоп!» или «Замри!» Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость?»
Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответь на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу - персонаж), эта игра решает еще и педагогические коррекционно – развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.
VI. Подведение итогов
- Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.
Вот несколько советов:
- Учитесь слышать своих детей.
- старайтесь делать так, чтобы только вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить их такими, какие они есть.
(классный руководитель раздает памятки для родителей.)
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
VII. Решение собрания
- Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
- Делать установку на положительные эмоции.
- следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться.
2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания , которые он сможет приобрести в результате ежедневного , упорного труда.
3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения- идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.
6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью.
8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева
Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии. «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...
родителький авторитет
родительский авторитет...
Родителькое собрание 3 класс "Садимся за уроки"
Родителькое собрание 3 класс...
Как привить любовь к чтению /родителькое собрание/
Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских уме...
Родителькое собрание "Ученье - свет, а неученье - тьма" в 4 классе.
Родительское собрание 4 класс...
Тематическая разработка родителького собрания "Медвежья услуга" родителей"
Методическая разработка родительского собрания "Медвежья услуга" родителей"...
родителькое собрание в формате коучинга
родительское собрание в форме коучинга...