Единый всекубанский классный час на тему «Имя Кубани»
классный час на тему

Скидан Юлия Валерьевна

Виктор Гаврилович Захарченко и Кубанский Казачий хор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.09.2016_-gordoe_imya_kubani._v.zaharchenko.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Единый всекубанский классный час на тему «Имя Кубани»

1 сентября 2016 год

 «Виктор Гаврилович Захарченко и  

Кубанский казачий хор».

Цели:

- Знакомство с биографией и  творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.

- Расширение кругозора учащихся.

- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству.

- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться  выдающимися  людьми края; историческим наследием наших предков.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи кубанских песен, видеозаписи выступления кубанского казачьего хора,

Ход классного часа:

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет...

Вадим Неподоба

I. Организационный момент и мотивация на урок.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители! Вот и наступил долгожданный день. Распахнула приветливо двери школа. А интересно, все ли здесь сегодня собрались? Давайте проверим! Старательные девочки?

Девочки – Здесь!

Учитель – Умные мальчики?

Мальчики – Здесь!

Учитель – Хорошо вы отдыхали?

Хорошо ли загорали?

Рады встрече вы сегодня?

А без школы вы скучали?

Сегодня у нас праздник: первое сентября – День знаний.

По одной простой примете

Узнаём мы этот день:

По идущим в школу детям

Городов и деревень.

И пускай немало славных,

Разных дней в календаре,

Но один из самых главных –

Самый первый в сентябре!

II. Сообщение темы урока.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя —

Их колыбель Кубань качала.

Звучит песня «Ой да Краснодарский край»

Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои — главный корень,

Основа жизни на земле.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто  Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу жизнь прекрасной.

III. Изучение нового.

  1. Знакомство с биографией и творчеством В.Г. Захарченко.

Учитель: Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.

 Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро.

- Может быть, кому-то знаком этот человек?

- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

(сообщает Швайко Лиза)

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ...

(Сообщает Эктова Вика)

И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни. 

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «200 лет Государственному академическому Кубанскому казачьему хору.

IV. Разговор о Кубанском казачьем хоре.

Учитель: «Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань - родина свободолюбивых, трудолюбивых людей. С песней люди трудились, песня лилась, когда всем миром строили дома, когда горевали и веселились. Песня может поднять настроение или навеять грусть. Далее мы поговорим с вами о профессиональной песне, которая имеет давние традиции.

Дата основания кубанского хора – 4 октября 1811 год. Основатель хора – протоирей Кирилл Россинский. Изначальное название - Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.

В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклорист бывает в самых отдаленных уголках нашего края и записывает песни, которые пели наши предки, выведывая их у сторожилов станиц и хуторов.

– Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни.

Проверим, знакомы ли вы с ним. Эти слова встречаются в песнях Кубанского казачьего хора:

  • Люлька (трубка для курения)
  • Дывиться (смотреть)
  • Цыбуля (лук)
  • Торба (мешок)
  • Кочет (петух)
  • Тын (сплошной забор)
  • Вечерять (ужинать)
  • Черкеска (длинный кафтан)
  • Баркас (большая лодка)
  • Рушник (полотенце)

 Кубанский казачий хор сегодня – это коллектив, известный во все мире. В Государственном Кубанском казачьем хоре работают 120 человек. Они являются не только исполнителями песен, но и различных танцев, обрядов. Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячу слушателей Украины, Белоруссии, Чехии, Франции, Китая и Америки. Одна из главных тем репертуара Кубанского Казачьего хора – боевые подвиги казаков. Кубанский казачий хор поет о казачьей славе, о военных походах.

А теперь отгадайте бойцовские загадки:

  1. Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
  2. Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет (стрела).
  3. Мал мужичок – костяная ручка (нож).
  4. На чужой спине едет, свой груз везет (седло).
  5. Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
  6. Какая обувь в огне изготавливается? И с ног не снимается (подкова).
  7. Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы (казаки)

А сейчас мы немного поиграем.

Игра называется «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Задание: Раздать рисунок казака и казачки.  Дома дети раскрашивают.

2 сентября приносят в школу и делаем выставку.

Сейчас мы просмотрим фрагмент концерта - прослушаем гимн Кубани в исполнении Кубанского казачьего хора. (videokub.net-концерт Кубанского казачьего хора)

. Итог урока.

-  Какое музыкальное произведение вы сейчас прослушали?

- С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.

- Кого и что прославляет в своих песнях автор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Год культуры - история Кубани в лицах»

-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.- 25 августа 222 года назад на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую...

Единый Всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах».

Тема «Год культуры - история Кубани в лицах» включает разные тематические блоки:1.                 Традиционная культура...

Единый Всекубанский классный час "ГОД КУЛЬТУРЫ-ИСТОРИЯ КУБАНИ В ЛИЦАХ"

Сегодня, 1 сентября 2014 года в нашем классе состоялся классный час, который в этом году был посвящён году культуры в России...

Единый Всекубанский классный час «Год культуры - история Кубани в лицах» 2014 г.

                     Единый  Всекубанский  классный  час          «Год  к...

Единый всекубанский классный час "Год культуры - история Кубани в лицах", 4 класс

Классный час с презентацией для 4 класса "Год культуры - история Кубани в лицах"...

Единый Всекубанский классный час «Год культуры - история Кубани в лицах»

Формирование   у учащихся чувства глубокой любви к родным местам, Отечеству, стремления  к умножению его могущества, величия и славы;воспитание  чувства патриотизма, гордости за н...

Единый всекубанский классный час на тему «Олимпийский старт Кубани»

Олимпийский старт Кубани. Олимпийские игры в Сочи...