Единый всекубанский классный час на тему «Имя Кубани»
классный час на тему
Виктор Гаврилович Захарченко и Кубанский Казачий хор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.09.2016_-gordoe_imya_kubani._v.zaharchenko.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Единый всекубанский классный час на тему «Имя Кубани»
1 сентября 2016 год
«Виктор Гаврилович Захарченко и
Кубанский казачий хор».
Цели:
- Знакомство с биографией и творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству.
- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; историческим наследием наших предков.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи кубанских песен, видеозаписи выступления кубанского казачьего хора,
Ход классного часа:
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет...
Вадим Неподоба
I. Организационный момент и мотивация на урок.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители! Вот и наступил долгожданный день. Распахнула приветливо двери школа. А интересно, все ли здесь сегодня собрались? Давайте проверим! Старательные девочки?
Девочки – Здесь!
Учитель – Умные мальчики?
Мальчики – Здесь!
Учитель – Хорошо вы отдыхали?
Хорошо ли загорали?
Рады встрече вы сегодня?
А без школы вы скучали?
Сегодня у нас праздник: первое сентября – День знаний.
По одной простой примете
Узнаём мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
И пускай немало славных,
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных –
Самый первый в сентябре!
II. Сообщение темы урока.
Ты красив и весел,
Щедр ты по-кубански,
Край хлебов и песен —
Край наш Краснодарский.
Не раз кубанская земля
Достойных ей сынов рожала,
Их позабыть никак нельзя —
Их колыбель Кубань качала.
Звучит песня «Ой да Краснодарский край»
Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои — главный корень,
Основа жизни на земле.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу жизнь прекрасной.
III. Изучение нового.
- Знакомство с биографией и творчеством В.Г. Захарченко.
Учитель: Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.
Рассмотрите его портрет.
Лицо этого человека излучает свет и добро.
- Может быть, кому-то знаком этот человек?
- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
(сообщает Швайко Лиза)
Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.
Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ...
(Сообщает Эктова Вика)
И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.
Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.
В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни.
- Просмотр фрагмента видеофильма «200 лет Государственному академическому Кубанскому казачьему хору.
IV. Разговор о Кубанском казачьем хоре.
Учитель: «Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань - родина свободолюбивых, трудолюбивых людей. С песней люди трудились, песня лилась, когда всем миром строили дома, когда горевали и веселились. Песня может поднять настроение или навеять грусть. Далее мы поговорим с вами о профессиональной песне, которая имеет давние традиции.
Дата основания кубанского хора – 4 октября 1811 год. Основатель хора – протоирей Кирилл Россинский. Изначальное название - Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.
В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклорист бывает в самых отдаленных уголках нашего края и записывает песни, которые пели наши предки, выведывая их у сторожилов станиц и хуторов.
– Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни.
– Проверим, знакомы ли вы с ним. Эти слова встречаются в песнях Кубанского казачьего хора:
- Люлька (трубка для курения)
- Дывиться (смотреть)
- Цыбуля (лук)
- Торба (мешок)
- Кочет (петух)
- Тын (сплошной забор)
- Вечерять (ужинать)
- Черкеска (длинный кафтан)
- Баркас (большая лодка)
- Рушник (полотенце)
Кубанский казачий хор сегодня – это коллектив, известный во все мире. В Государственном Кубанском казачьем хоре работают 120 человек. Они являются не только исполнителями песен, но и различных танцев, обрядов. Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячу слушателей Украины, Белоруссии, Чехии, Франции, Китая и Америки. Одна из главных тем репертуара Кубанского Казачьего хора – боевые подвиги казаков. Кубанский казачий хор поет о казачьей славе, о военных походах.
А теперь отгадайте бойцовские загадки:
- Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
- Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет (стрела).
- Мал мужичок – костяная ручка (нож).
- На чужой спине едет, свой груз везет (седло).
- Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
- Какая обувь в огне изготавливается? И с ног не снимается (подкова).
- Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы (казаки)
А сейчас мы немного поиграем.
Игра называется «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
Задание: Раздать рисунок казака и казачки. Дома дети раскрашивают.
2 сентября приносят в школу и делаем выставку.
Сейчас мы просмотрим фрагмент концерта - прослушаем гимн Кубани в исполнении Кубанского казачьего хора. (videokub.net-концерт Кубанского казачьего хора)
. Итог урока.
- Какое музыкальное произведение вы сейчас прослушали?
- С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.
- Кого и что прославляет в своих песнях автор?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Год культуры - история Кубани в лицах»
-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.- 25 августа 222 года назад на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую...
Единый Всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах».
Тема «Год культуры - история Кубани в лицах» включает разные тематические блоки:1. Традиционная культура...
Единый Всекубанский классный час "ГОД КУЛЬТУРЫ-ИСТОРИЯ КУБАНИ В ЛИЦАХ"
Сегодня, 1 сентября 2014 года в нашем классе состоялся классный час, который в этом году был посвящён году культуры в России...
Единый Всекубанский классный час «Год культуры - история Кубани в лицах» 2014 г.
Единый Всекубанский классный час «Год к...
Единый всекубанский классный час "Год культуры - история Кубани в лицах", 4 класс
Классный час с презентацией для 4 класса "Год культуры - история Кубани в лицах"...
Единый Всекубанский классный час «Год культуры - история Кубани в лицах»
Формирование у учащихся чувства глубокой любви к родным местам, Отечеству, стремления к умножению его могущества, величия и славы;воспитание чувства патриотизма, гордости за н...
Единый всекубанский классный час на тему «Олимпийский старт Кубани»
Олимпийский старт Кубани. Олимпийские игры в Сочи...